Новые социальные движения


Какое именно «новое» содержание заложено в тех движениях, что сложились в последние десятилетия XX в.? Начать здесь нужно вот с чего. В то время как традиционные движения выражали интересы угнетенных и обездоленных слоев общества, современные движения вбирают в себя, как правило, молодых, хорошо образованных и вполне благополучных людей. Отсюда вытекает и второй момент: новейшие движе-

Наоми Кляйн (род. в 1970)
Канадская журналистка, писательница, активная участница антикорпоративного движения Работы Кляйн стали настоящим манифестом движения антиглобалистов, как отмечали критики, — «неотъемлемой частью этого движения». Одна из главных тем ее журналистской деятельности — критика потребительского капитализма и засилья массовой культуры У Кляйн также репутация влиятельного комментатора в различных средствах массовой информации. Живет в Торонто, но часто путешествует по Северной Америке, Азии, Латинской Америке и Европе, принимая самое деятельное участие в антикорпоративном движении
ния несут в себе по преимуществу постматериалистическую ориентацию на мир, их участников больше интересует «качество жизни», нежели «жизненный успех». Хотя женские движения и выступают под такими, казалось бы, «материалистическими» лозунгами, как равенство возможностей и равная оплата за равный труд, на самом деле и они ставят перед собой куда более широкие цели — утвердить всестороннее равенство между мужчиной и женщиной и наконец-то покончить с пережитками пат-риархата в общественной жизни. Третий момент: в то время как традиционные движения имели между собой весьма мало общего и не сотрудничали, новые социальные движения следуют одной, хотя подчас и не вполне ясной, идеологии.
В общем и целом эта идеология связана с социальной философией «новых левых»: она не принимает сложившегося социального и политического порядка и следует идеалам свободы, самовыражения и самоосуществления личности. Нет поэтому ничего удивительного в том, что сторонники одного движения этого типа принимают участие в акциях другого, как мы это и видим в женском и экологическом движении, движениях за права животных и против строительства автострад, у «антикапиталистов» и «антиглобалистов».
Последнее различие проистекает из того, что организационно современные движения стоят на принципах децентрализации и склоняются к совершенно новым формам политической деятельности — к принципиально «новой политике», не при-знающей сложившихся партий и традиционных механизмов политического представительства. На место всего этого приходят совершенно оригинальные, до театральности, формы политического процесса. Наиболее красочными примерами этого были так называемая «битва при Сиэттле» в 1999 г., когда демонстрации против саммита Всемирной торговой организации вылились в ожесточеннейшие схватки с полицией, и другие акции «антиглобалистов» — в Праге в 2000 г. и Генуе в 2001 г. Идеоло-гическая палитра таких акций бесконечно разнообразна: здесь ставятся вопросы экологии и развития, равенства наций и этносов, действуют анархисты и революционеры — и все это связывается воедино интернетом и средствами мобильной связи. Основательный анализ идей складывающегося антиглобалистского движения можно найти в работах таких известных авторов, как Наум Хомски и Наоми Кляйн (2000)1.
См например, изданную на русском языке книгу: Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. — М.: «Добрая книга», 2003. (Прим пер.)

ВГ ЛМШКЗКЬ
Бетти Фриден (род. в 1921) — одна из лидеров феминистского движения в США и во всем мире, «мать» современного движения за освобождение женщины Считается, что книга Фриден «Мистика женской судьбы» (1963) заложила интеллектуальные основы «второй волны» феминизма. В этой книге она подвергла анализу «проблему без названия» — чувство фрустрации, разочарования и отчаяния, постигающее многих женщин США. В 1966 г при ее деятельном участии была основана Национальная организация женщин, сама она стала первым ее президентом. В книге «Вторая стадия» (1983) Фриден писала уже на другую тему — о том, что в поисках «собственной личности» женщине грозит опасность ослабления связей с детьми, семьей и домом В 1993 г. вышла ее книга «Фонтан возраста». Важно отметить еще то, что феномен новых социальных движений заставил политологов во многом по-новому взглянуть на общественные движения как таковые.
Было время, когда такие влиятельные критики массового общества (mass society), как Эрих Фромм (1900 — 1980) и Ханна Арендт (см. с. 10), в свете печального опыта тоталитаризма времен между двумя мировыми войнами толковали общественные движения сугубо отрицательно: для них это было «бегством от свободы» (Фромм, 1941), проявлением извечного стремления одинокого человека найти бе-зопасность и чувство общности с другими людьми в каком-то важном для всех деле и в подчинении лидеру (на практике лидеру фашистского типа). Новые же общественные движения как небо от земли далеки от целей такого рода: задачи здесь всегда носят ясный и конкретный характер, вполне сообразующийся с имеющимися средствами (МакКарти и Зальд, 1973). Сами общественные движения многими политологами воспринимаются как свидетельство того, что власть в постиндустриальном обществе носит рассредоточенный и фрагментированный характер. Прежние политические модели, основывавшиеся на противостоянии классов, уступили место новой политике, в основе которой лежит то, что политологи называют «демократическим плюрализмом». Противостоя бюрократии, практикуя спонтанные, «эмоциональные» и децентрализованные способы организации, новые движения, собственно, и выступают фактором все более глубокого рассредоточения власти в современном обществе.
Однако дать сколько-нибудь адекватную оценку того воздействия, которое общественные движения оказывают на общество, весьма непросто: с политическими
партиями и группами интересов это гораздо про-
Массовое общество - общество, ко- ше' Все Дело в шиРоте этих Движений и в том, торому присущ атомизм, разъединен- что их влияние всегда проявляется в менее явность между людьми, отсутствие куль- ных формах. С определенностью можно гово- турных и политических корней; концеп- рцть о политической силе лишь женского и эко- ция, указывающая на негативные тенден- логического движений: они явно изменили цен- ции современной цивилизации ностные и этические ориентации общества. Фе-
Постиндустриальное общество — об- министское движение в его нынешнем виде на- щество, преодолевшее традиционную чалось с горстки групп, основавших в 1960-х го- зависимость от материального произ- дах Женское освободительное движение: во гла- водства И функционирующее на основе ве этой «второй волны феминизма» встали та- производства информации и знаний, г л „
«информационное общество». ше лидеРЬІитеоретики, какъетги Фриден (Betty
Friedan), Жермена Греер (Germaine Greer,
> род. 1939) и Кейт Миллет (Kate Mfflett, род. 1934). И хотя сегодня это движение во многих странах достигло вполне осязаемых результатов, главным все же было не это: важнее то, что все общество осознало тендерную проблему и, возможно, начало отказываться от каких-то своих патриархальных предрассудков. Произошел, следовательно, настоящий, хотя и не поддающийся никаким измерениям, культурный сдвиг.
Аналогичных результатов добилось экологическое движение. Такие группы, как «Гринпис», «Друзья Земли», «Всемирный фонд природы», в конце концов заставили задуматься над природоохранными проблемами и правительства и широкую общественность: их воздействие, следовательно, вышло далеко за пределы всех и всяких формальных показателей вроде численности сторонников и количества филиалов. С начала 1970-х годов к процессу подключились так называемые «зеленые» партии — еще один феномен «новой политики». Влияние «зеленых» в конце концов распространилось и на обычные («серые») партии, многие из которых, осоз-навая насущность экологической проблемы, сегодня заявляют о своей готовности подписаться под целями «зеленых». В отличие от этого, «антикапиталистическое» движение, точнее сказать, внутренне не связанный конгломерат всевозможных групп и группок, объединенных разве что неприятием глобализации, потребительства и идеологии свободной торговли, особых успехов пока не добилось. Результат их деятельности пока что один — стало все труднее проводить международные встречи на высшем уровне: признаков же того, что правительства готовы изменить свои позиции по вопросам свободной торговли и дерегулирования экономической деятельности, пока что не видно.
<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Новые социальные движения:

  1. § 2. Общественные движения и их исследования в социологииПонятие социальных движений
  2. Социальные движения
  3. Новые социально-профессионалыные группы.
  4. Формирование и развитие социального движения
  5. Типы социальных движений
  6. Типы социальных движений
  7. Причины социальных движений
  8. Причины социальных движений
  9. 16.3. Массовые социальные движения как субъекты политики
  10. Движение социальное
  11. § 11.3. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
  12. Социальное движение
  13. Социальные движения.
  14. § 11.3. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ