<<
>>

Нации как культурные общности


Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803)
Немецкий поэт, критик и философ; считается прародителем культурного национализма. Будучи учителем и лютеранским священником, Гердер объехал всю Европу, прежде чем в 1776 г.
обосновался в Веймаре в качестве главы здешней церкви. В ранние годы на него повлияли такие мыслители, как Кант, Руссо и Монтескье, однако именно Гердер стал ведущим критиком идеологии Просвещения и оказал решающее влияние на зарождавшееся в Германии романтическое течение. В своих работах Гердер уделял особое внимание нации, считая ее органичной группой, которая характеризуется наличием собственного языка, культуры и «духа». Таким образом, он фактически заложил основы истории культуры, а его взгляды пробудили то течение в национализме, которое подчеркивало самоценность национальной культуры.
Идея о том, что нация прежде всего и главным образом являет собой этническую и культурную общность, справедливо считается «первичной» концепцией нации (Lafont, 1968). Своими корнями эта идея уходит в Германию XVIII в. — к работам Гердера и Фихте (1762—1814). Согласно Гердеру, характер всякой нации определяется такими факторами, как природная среда, климат и физическая география, — факторами, формирующими и стиль жизни, и трудовые привычки, и Этническая группа - большая группа предпочтения, и творческие наклонности людей, людей общего происхождения, внугрен- Превыше всего Гердер ставил фактор языка; в не связанная отношениями культурной и нем он видел воплощение характерных для на- исторической идентичности. р0да традиций и его исторической памяти. Каж- дой нации, по Гердеру, присущ свой Volksgeist, что находит свое выражение в песнях, мифах и легендах и является для данного народа источником всех и всяких форм творчества. Национализм Гердера следует понимать как своего рода культу- рализм, где на первый план выдвигаются национальные традиции и коллективная память, но никак не государственность. Идеи такого рода в немалой степени способствовали пробуждению национального сознания немцев в XIX столетии, когда они открыли для себя древние мифы и легенды, как это проявилось, например, в сказках братьев Гримм и операх Рихарда Вагнера (1813—1883).

Главная идея гердеровского культурализма заключается в том, что нации — это «естественные», или органические сообщества, которые уходят корнями в древ-ность и будут существовать, пока существует человечество. Такую же позицию занимают современные социальные психологи, указывающие на потребность людей образовывать группы, дабы обрести чувство безопасности, общности и сопричастности. Разделение человечества на нации, по данной точке зрения, как раз и идет от этой естественной склонности людей объединяться с теми, кто близок к ним по происхождению, культуре и образу жизни. Психологические реконструкции, однако, не объясняют исторического феномена национализма — явления, возникшего в определенное время и в определенном месте, а именно, в Европе начала XIX века.
В книге «Нации и национализм» (1983) Эрнест Гелнер показал, что национализм связан с модернизацией, особенно с процессом индустриализации. По его концепции, в докапиталистическую эпоху общество скреплялось великим множеством самых разных уз и связей, столь характерных для феодализма, — возникшие же индустриальные общества сделали ставку на социальную мобильность, самостоятельность и конкуренцию: для сохранения культурного единства общества все это потребовало уже какой-то совершенно новой идеологии.
Роль такой идеологии и взял на себя национализм — реакция на новые социальные условия и обстоятельства. Со всем этим, по мысли Гелнера, национализм принципиально неискореним, поскольку вернуться к доиндустриальным общественным отношениям общество
уже не может. Постулат о связи между национа- Г7Т : ; ; ~
Volksgeist (нем ) — буквально «дух на- лизмом и модернизацией, однако, вызвал воз- рода>>%аиболее характерные черты на-
ражения со стороны Энтони Смита, который в р0да, находящие выражение в его куль-
работе «Этнические корни наций» (The Ethnic туре и языке.
Origins of Nations, 1986) показал преемственность

^ К понятийному аппарату
между современными нациями и издревле существовавшими этническими общностями: Культурный национализм - форма наци- такие общности он назвал этносами. По Сми- онализма, первичной своей задачей счита- ту, нации являют собой исторически обус- ющая духовное возрождение нации, но воз- ловленный феномен: они складываются на рождение не абстрактной политической об- основе общего культурного наследия и язы- щности, а цивилизации, имеющей свои толь- ка _ всего что возникает много раньше ко ей присущие черты. Именно поэтому сто- „ _ _
ронники культурного национализма перед- какои бы то ™ было государственности или ко рассматривают государство как незначи- борьбы за независимость. Хотя ЭТНОСЫ и пред- тельный, если не вовсе чуждый обществу шествуют всем и всяким формам национа- элемент в то время как национализм поли- лизма, Смит согласился с тем, что современ- тический «рационален» и придерживается ные нащж родились лишь ТОГда, когда уже
тех или иных, но вполне четких принципов, ,
культурный национализм не чужд своего вполне сформировавшиеся этносы восприня-
рода «мистике» - романтическим представ- ли идею политического суверенитета. В Ев- лениям о нации как уникальном, историчес- ропе это произошло на рубеже XVIII — XIX ки сложившемся и органичном целом, оду- столетий, а в Азии и Африке — в XX веке, хотворенным своим собственным «духом». Вне зависимости от того, как решается Обычно этот национализм развивается по В0Пр0с о происхождении наций, очевидно, что вектору «снизу вверх», обращаясь в боль- r ^ w ' шей степени К «народным» обычаям, тради- некоторые формы национализма имеют ис- циям и легендам, нежели к элитарной, «вы- ключительно культурный, а не политический сокой», культуре. Будучи по характеру кон- характер. Культурный национализм обычно сервативным, в отдельных случаях культур- ПрИНИМает форму национального самоутвер- ный национализм может становиться и мо- ^eHHJI _ чего.то таК0Г0, ЧТО дает ЛЮДЯМ дернизирующеи силои, позволяющей обще- ' ству «возродить» себя. ЯРК0 выраженное чувство общности и где особое значение имеют национальная гордость и самоуважение. Характерным примером может служить валлийский национализм, проявляющийся не столько в идеологии независимости, сколько в стремлении сохранить язык и культуру Уэльса. «Черному» национализму в США, Вест-Индии и многих частях Европы также присущ культурный характер. Главной здесь является идея о том, что людям темной кожи необходимо обрести свое собственное сознание и чувство самоуважения: в работах Маркуса Гарви (см. с. 214) и Малколма Экс (Malcolm X 1926—1965) все это было поставлено в прямую связь с необходимостью заново открыть Африку как духовную и культурную родину многих и многих миллионов людей. Нечто подобное наблюдается и в современной Австралии, отчасти в Новой Зеландии. В Австралии, скажем, местное республиканское движение стремится переосмыслить идею нации, отделяя ее в политическом и культурном отношении от бывшей метрополии — Великобритании, — процесс, который, помимо прочего, опирается на богатую местную мифологию, новые отношения с аборигенным населением и сохранение народной культуры переселенцев.
Немецкий историк Фридрих Майнеке (Friedrich Meinecke, 1907) пошел еще дальше, разделив нации на «культурные» и «политические». «Культурные» нации, по его мнению, характеризуются высоким уровнем этнической однородности: этнос и нация в данном случае почти синонимы. «Культурными» нациями Майнеке считал греков, немцев, русских, англичан и ирландцев, но под его концепцию подходят и такие этнические группы, как курды, тамилы и чеченцы. Эти нации можно считать «органичными»: они возникли скорее в ходе естественных истори-
г
ческих процессов, чем каких-либо процессов политического характера. Сила «культурных» наций состоит в том, что, обладая сильнейшим и исторически детерминированным чувством национального единства, они, как правило, более устойчивы и внутренне едины. С другой стороны, «культурные нации», как правило, претендуют на исключительность: чтобы принадлежать к ним, недостаточно одной лишь политической лояльности, — нужно уже быть членом этноса, унаследовать свою национальность. Иными словами, «культурные» нации склонны считать себя чем- то вроде большой семьи родственников: невозможно «стать» немцем, русским или курдом, просто усвоив их язык и веру. Такая исключительность порождает замкнутые и очень консервативные формы национализма, так как в сознании людей практически нивелируются различия между нацией и расой.
<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Нации как культурные общности:

  1. Нации как политические общности
  2. Этнические общности.Основные черты и этапы формирования русской нации
  3. § 3. Социальная общность как феномен. Разновидности общностей
  4. § 2. Основные признаки групповой общности: специфика групповых целей и духовно-культурной жизни
  5. Социальная общность как проблема отечественной социологии
  6. 20. ОБЩНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
  7. Социальная общность как проблема истории и современной зарубежной социологии
  8. Общество как культурное целое
  9. социальные общности как источник самодвижения
  10. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КАК ИСТОЧНИК САМОДВИЖЕНИЯ
  11. Экономическая теория как культурная система
  12. Африка и юг Азии как колонии: общность исторических судеб и ее первопричины
  13. Глава 10Общество как социальная общность исоциальная система
  14. Культурная система как окружающая среда общества
  15. Понятие социальной общности и ее разновидности.Характерные черты массовых общностей
  16. Культурные универсалии и многообразие культурных форм
  17. "Культурное производство" и "творческие (культурные)индустрии”
  18. 5. Понятие нации