<<
>>

Марксизм

империализма, определяя их понятием «неоколониализм» — ситуация, в которой развитые страны контролируют зависимые от них территории при помощи одних экономичес- - , „ ких рычагов и без нарушений формальных

Марксистский взгляд на международные принципов независимости этих государств, отношения резко отличается от других пара- последователи реализма склонны усматри- дигм, и эта специфика заключается в том, вать в империализме, напротив, чисто почто марксизм уделяет особое значение фак- литический феномен — стремление госуторам экономической силы и деятельности дарств к Усилению и получению стратеги-

v »уг с ческих преимуществ через экспансию и за- международного капитала.

Хотя Маркс оо-

ВОбВЭНи я.

лее всего занимался структурами национального капитализма и особенно антагонисти-ческими отношениями между буржуазией и пролетариатом, его работы затрагивали и международные отношения — достаточно вспомнить его концепцию о том, что солидарность рабочего класса не знает национальных границ: Манифест Комму-нистической партии (1848) и завершался призывом «Пролетарии всех стран, соеди-няйтесь!» В то время как либеральные и реалистские теории полагают, что власть в мире организована вертикально, в чем отражается иерархия существующих в мире государств, марксизм выдвинул идею горизонтальной организации, основой которой является международный класс. Однако капитализм как мировая система не был рассмотрен со всех своих сторон, пока не появилась книга Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» (1917). Ленин (см. с. 93) пытался доказать, что выход капитализма за национальные границы обусловлен его стремлением сохранить нормы прибыли путем экспорта капитала, а это, в свою очередь, сталкивает капиталистические державы между собой, результатом чего и стала Первая мировая война — империалистическая война, поскольку она велась за контроль над колониями в Африке, Азии и других частях мира.

Современные марксисты, или неомарксисты, в сущности, отказались от клас-сической модели Маркса—Ленина.

Причиной стало прежде всего то, что империализм начала XX века отнюдь не вылился в «высшую», то есть конечную, стадию капитализма, неприемлемо узким оказалось и положение о том, что политика госу-

дарства является не чем иным, как простым отражением интересов капитала. Признав идею «относительной независимости» государства, марксисты, в сущности, сблизились с позицией плюрализма в понимании того, что на мировой арене действуют самые разнообразные силы — субнациональные, национальные и межнациональные. Особенность неомарксистского подхода, однако, составляет следующее: в то время как классический марксизм подчеркивал соперничество между национальными «капитализмами», неомарксизм главное внимание уделяет тому, как в XX веке развивалась глобальная капиталистическая система.

Главной чертой этой системы, согласно неомарксизму, является организация классовых интересов на международной основе — в виде сети многонациональных корпораций. Предполагается, что корпорации не просто вытеснили суверенные государства с арены мировой политики, — они, как сами государства, а также международные организации, функционируют в рамках системы, обслуживающей долгосрочные интересы глобального капитализма. По неомарксизму, эта глобальная система производства имеет в высшей степени упорядоченный характер: мир здесь поделен на «ядро» и «периферию». «Ядро», а это не что иное как развитый Запад, поддерживает высокие темпы своего развития через технологические инновации и систематически высокие уровни капиталовложений, периферия же — менее развитый Юг — служит источником дешевого труда и сырья. Это глобальное неравенство по своему отражает и те различия, что существуют на региональном уровне уже внутри национальных экономик, где региональные «ядра» интегрированы в мировую экономику, тогда как периферейные регионы влачат подчас весьма жалкое существование, нередко становясь питательной средой для этнического национализма. Экономическая глобализация, таким образом, совершенно не исключает опасности дезинтеграции той или иной нации.

<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Марксизм:

  1. Марксизм
  2. Ортодоксальный марксизм
  3. 76. Марксизм
  4. Современный марксизм
  5. Марксизм.
  6. ОТРАЖЕНИЕ МАРКСИЗМА В БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИИ
  7. Маркс, марксизм и Восток
  8. 36. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАРКСИЗМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ
  9. Марксизм как философия истории и культуры
  10. Марксизм и отечественная историография о Востоке
  11. 15. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МАРКСИЗМА
  12. Марксизм.
  13. 54. Политико-правовое учение марксизма
  14. 1.5.ИСТОКИ МАРКСИЗМА
  15. 1.6.РАННИЙ МАРКСИЗМ