<<
>>

Марксизм

Как теоретическая система марксизм всегда был главным оппонентом либерализма, господствовавшего в духовной и культурной жизни Запада в Новое время. Питая международное коммунистическое движение, он одновременно выступал и политической силой, противостоящей мировой системе капитализма, по крайней мере в период 1917—1991 годов.

Эта двойственность марксизма создает известную сложность: нужно не упускать из виду различия между социальной философией, идущей от классических работ Карла Маркса и Фридриха Энгельса (1820—1895), и феноменом коммунизма XX в., во многом, кстати сказать, отошедшего от классических принципов марксизма. Крах системы социализма, следовательно, не следует рассматривать как конец марксизма: освободившись от наследия ленинизма и сталинизма, он теперь может даже получить новое дыхание.

Карл Маркс (1818-1883)

Немецкий философ, экономист и политический мыслитель, создатель коммунистической идеологии После краткой карьеры университетского преподавателя Маркс перешел в журналистику и стал деятельны» членом социалистического движения В 1843 г он перебрался в Парил а затем в Лондон, где и прожил до конца жизни, занимаясь научно- журналистской и революционной деятельностью и материально под-держиваемый своим другом и соратником Фридрихом Энгельсом При деятельном участии Маркса в 1864 г был основан Первый Интернационал, распавшийся в 1871 г из-за противоречий между сторонниками Маркса и анархистами во главе с Бакуниным. Хотя большая часть громадного научного наследия Маркса осталась при его жизни не изданной, он все же увидел начало публикации главного своего труда - трехтомного «Капитала» Гораздо более доступной и известной является его работа «Манифест Коммунистической партии» (1848).

Марксизм — сложная система, и эта сложность во многом идет от широты тематики и противоречивости работ самого Маркса: одни из них можно толковать как выражение экономического детерминизма, другие — гуманистического социализма.

Поздние его работы существеннейшим образом отличаются от ранних: установилось даже обыкновение противопоставлять «зрелого» Маркса «раннему». Вполне ясным, однако, остается одно: сам Маркс был убежден в том, что им разработано новое направление социализма — система научного социализма, дающая всестороннее понимание общественно-исторического процесса, а не просто критикующая капитализм с этических позиций. Взгляды и идеи Маркса завоевали себе более широкую аудиторию после его смерти, главным образом через труды его соратника Ф. Энгельса, а также лидера немецких социалистов Карла Каутского (Karl Kautsky, 1854—1938) и российского теоретика Георгия Плеханова (1856—1918). Параллель- но складывался ортодоксальный марксизм, получивший название диалектического материализма (dialectical materialism) — термин, введенный не самим Марксом, а Плехановым и в дальнейшем ставший основой теории научного коммунизма советского образца. Это был уже «вульгаризированный» марксизм, дававший куда более механистическое истолкование истории, чем это делал сам Маркс.

Элементы марксизма

»

• Исторический материализм (historical materialism). Краеугольным камнем марксистской философии является то, что Энгельс назвал материалистическим пониманием истории, — концепция, отражающая значение экономики и вообще материальных условий общественного производства и воспроизводства. По Марксу, экономический «базис» с тем или иным характерным для него «способом производства» определяет собой «надстройку» — соответствующую ему систему идеологических и политических отношений; экономические факторы при этом объясняют и общий ход общественно-исторического процесса. В позднейшем марксизме это положение было переистолковано в сугубо механистическом духе — как действие непререкаемо объективных экономических «законов», движущих историю независимо от воли людей.

Диалектика (dialectical change). Следуя за Гегелем (см. с. 108), Маркс полагал, что историческое развитие осуществляется диалектически — через борьбу противоположностей, результатом которой становится переход на более высокую стадию

развития.

В своем материалистическом истол-

ковании эта идея означала, что история дви- Диалектический материализм - фи-

жется противоречиями, внутренне заложенны- Л0С°ФИЯ марксизма, отмеченная жест- _ ким детерминизмом, на государствен-

ми в «способе производства» и отношениях ном уровне была объявлена едва ли не

между классами. Версия этой модели предпо- официальной философией в ортодок-

лагает, что историческое развитие есть след- сально коммунистических странах. і

ствие внутренних противоречий в «способе производства», что отражается в антагонизме классов. Позднейший ортодоксальный марксизм опять-таки изображал эту диалектику, детерминирующую собой как природные, так и общественные процессы, как совершенно не зависимую от воли людей силу.

Отчуждение (alienation) — это главное понятие ранних работ Маркса. Речь шла о процессе, в котором капитал низводит рабочую силу до положения простого товара, а процесс труда теряет всякое личное начало — дегуманизируется. Так, по Марксу, происходит потому, что работник отчуждается от продукта своего труда, от процесса труда, от своих товарищей по труду и в конечном итоге от самого себя, переставая быть полноценным творческим и общественным существом. В противоположность этому труд неотчуждаемый является источником развития сил человека и его самореализации.

Классовая борьба (class struggle). Главные противоречия капитализма порождены частной собственностью, ведущей к разделению общества на буржуазию — класс капиталистов, владеющий средствами производства, и пролетариат, лишенный собственности и существующий лишь продажей своего труда — «рабов заработной платы». Буржуазия является «правящим классом» во всех возможных отношениях: владея средствами производства, она обладает экономической властью, через государство осуществляет политическую власть и пользуется всеми преимуществами своей идеологической власти, поскольку ее идеи суть «правящие идеи» своего времени.

Прибавочная стоимость (surplus value). Отношения между буржуазией и пролета-риатом суть отношения непримиримого антагонизма — отражение того факта, что при капитализме рабочий класс подвергается неизбежной и постоянной эксплуатации. По Марксу, эксплуатация работника приносит капиталисту прибавочную стоимость, возникающую в самом процессе производства: капиталист извлекает ее, оплачивая труд работника ниже его реальной стоимости. Вывод: поскольку пролетариат не может вечно мириться с этой системой постоянной эксплуатации, капитализм в самом себе несет семена собственной гибели.

Пролетарская революция (proletarian revolution). Капитализм, следовательно, обречен, ибо, по Марксу, в пролетариате он имеет собственного «могильщика». Капитализму, однако, еще предстоит пройти через множество все более и более серьезных кризисов перепроизводства. Тем временем у пролетариата появляется собственное революционное классовое сознание (class consciousness). Появляются все причины для пролетарской революции, которая, полагал Маркс, выльется в череду стихийных действий по захвату средств производства. В свои более поздние годы, однако, Маркс не исключал возможности мирного перехода к социализму.

Коммунизм (communism). По Марксу, вслед за Классовое сознание — марксистский

пролетарской революцией должен наступить теРмин> означающий всестороннее и

особый «социалистический период», когда для точное осо™е классом своих со6" _ „ ' ственных интересов, равно как и стрем-

подавления буржуазной контрреволюции по- ление добиваться их реализации, класс,

требуется «диктатура пролетариата». По мере обладающий таким сознанием, выступа-

преодоления классовых противоречий, одна- ет как «класс для себя».

Иосиф Сталин (1879—1953)

Глава СССР с 1924 по 1953 год. Был сыном сапожника. За революционную деятельность был исключен из духовной семинарии, в 1903 г. присоединился к большевикам. В 1922 г. был избран генеральным секретарем Коммунистической партии. После смерти Ленина вышел победителем из борьбы за власть и установил режим жесточайшей тоталитарной диктатуры. Культ личности Сталина был неотъемлемой частью этого режима. Его идеологическое наследие тесно связано с доктриной построения социализма в одной отдельно взятой стране, ставшей теоретическим обоснованием индустриализации и коллективизации как задач, вызванных необходимостью противостоять враждебному капиталистическому окружению. Другим элементом этого наследия было сочетание квазимарксистской идеи непрекращающейся классовой войны и русского национализма

ко, начнется становление подлинно коммуни- стического общества — процесс, в ходе которого государство постепенно «отомрет». Наступит эпоха бесклассового коммунистического общества: все материальные богатства перейдут в общественную собственность, а на место товарного производства придет производство, удовлетворяющее действительные потребности человека. Этим и закончится «предыстория человека», — люди станут полновластными хозяевами своей собственной судьбы и впредь получат возможность, наконец, свободно развивать свои творческие силы: «свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех».

<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Марксизм:

  1. Ортодоксальный марксизм
  2. 76. Марксизм
  3. Современный марксизм
  4. Марксизм
  5. Марксизм.
  6. ОТРАЖЕНИЕ МАРКСИЗМА В БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИИ
  7. Маркс, марксизм и Восток
  8. 36. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАРКСИЗМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ
  9. Марксизм как философия истории и культуры
  10. Марксизм и отечественная историография о Востоке
  11. 15. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МАРКСИЗМА