<<
>>

Марксистский подход

Как мы уже говорили, марксистский взгляд на демократию основан на классовом анализе. Согласно марксизму, политическую власть нельзя понимать узко, с точки зрения избирательной системы или возможностей тех или иных групп про-талкивать свои интересы через лоббирование и демонстрации: следует смотреть гораздо глубже, ибо политическая власть отражает распределение экономической власти, в особенности владение средствами производства.

Марксистская критика либеральной демократии отталкивается от идеи внутренних противоречий между демократией и капитализмом, то есть между политическим равенством, на словах провозглашаемым либеральной демократией, и общественным неравенством, не-избежно порождаемым капиталистической экономикой. Либеральная демократия поэтому здесь третируется как «капиталистическая» и «буржуазная» демократия, полностью подконтрольная всемогущему правящему классу (ruling class).

Марксизм, следовательно, предлагает особую критику плюралистической демократии. Пока существует классовое неравенство, власть для него не может быть распределена в обществе равномерно. В известном отношении это перекликается с элитистской критикой плюрализма. В обоих подходах утверждается, что власть в конечном итоге сосредоточена в руках немногих, разница лишь в том, кто как понимает этих «немногих» — как «правящую элиту» или как «правящий класс». Правда, есть здесь и более серьезные различия. В то время как для элитизма власть идет от многих источников (образование, социальный статус, пребывание в органах власти, политические связи, богатство и т.д.) марксизм указывает на роль эко-номических факторов, а именно: на собственность и владение средствами производства. Более того, элитизм дает несколько расплывчатую картину «власти элиты», признавая, скажем, что когда внутри разобщенной элиты существует конкуренция, в политике остается и какое-то место для демократии. Марксизм же твердо

стоит на том, что правящий класс всегда пре-

Правящий класс - марксистский тер- следует собственные интересы, а на уступки дру- мин, характеризующий класс, который гим классам идет лишь для того, чтобы сохра- подчиняет себе остальные классы и об- нить капитализм, а с ним вместе и систему клас- щество в целом, используя монополию сового неравенства

на средства производства. Современные марксисты, однако, отнюдь не усматривают в электоральной демократии сплош-

ную бутафорию и надувательство.

Еврокоммунисты (eurocommunists), например, отказались от идеи социальной революции и полностью перешли к идеологии мирного, законного и демократического «пути к социализму». Однако неомарксисты, такие, как Юрген Хабермас (Jiirgen Habermas) (см. с. 269) и Клаус Оффе (Claus Offe), по-прежнему указывают на противоречия и даже внутреннюю нестабильность капиталистической демократии. Они считают, что, с одной стороны, демократический процесс заставляет правительство как-то реагировать на требования общества, что неизбежно ведет к росту общественных расходов и расширению сферы ответственности государства, особенно в экономической и социальной жизни, с другой, — в долгосрочной перспективе стабильности капитализма угрожает фис-кальный кризис, когда высокие налоги подавляют деловую инициативу, а неуклонный рост правительственных заимствований порождает постоянно высокую инф-

ляцию. Оказываясь перед выбором, реагировать

Еврокоммунизм - форма умеренного ли ему на давление общества или спасать эко- коммунизма, основанная на синтезе мар- номику, капиталистическая демократия, по Ха- ксизма и принципов либеральной демок- бермасу (1973), сохраняет в себе все меньше воз- ратии можностей для поддержания собственной леги- тимности.

<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Марксистский подход:

  1. § 1. Многообразие подходов к исследованию политической системы. Марксистский подход
  2. 2.2. Марксистская социология
  3. § 2. Критический очерк марксистской теории семьи
  4. Конфуцианская традиция и марксистский социализм
  5. Марксистско‑социалистический режим на Востоке
  6. РЕВИЗИЯ МАРКСИСТСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  7. Реалии марксистского социализма и истмат о Востоке
  8. 3. Марксистская социология после К. Маркса
  9. Марксистская традиция и современная социал-демократия.
  10. 28 МАРКСИСТСКИЕ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ И АНАРХИСТСКИЕ ИДЕИ В НАЧАЛЕ XX В