<<
>>

ЛИНЕЙНАЯ И ЦИКЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ

Линейно-поступательное видение со времен эпохи Просвещения

твердо укоренилось в политическом сознании как на уровне теории, так

и на уровне массовых ожиданий. Сам прогресс воспринимается как ли-

нейно-кумулятивный процесс непрерывных улучшений и социального

усовершенствования.

На самом деле, линейно-кумулятивные процессы, во-первых, в

цришшпе не могут быть непрерывными - непрерывная экспансия в од-

ном направлении исключает разнообразие и опустошает окружающую

среду, и, во-вторых, они, как правило, охватывают лишь некоторые

сферы социальной жизни, сосуществуя с другими, цикличными процес-

сами.

В целом политика есть область циклической, а не линейной динами-

ки. Циклически развивается сама политическая история. Артур

М.Шлезингер определяет цикл американской политической истории

"как непрерывное перемещение точки приложения усилий нации между

целями общества и интересами частных лиц... Каждая новая фаза долж-

на вырастать из состояния предыдущей и присущих ей противоречий, в

них находя и подготавливая условия для очередного поворота"1.

При этом можно различать большой и малый циклы. Первый цикл

Артур М.Шлезингер связывает с поколенческими сдвигами, образую-

щими фазы длиною примерно в тридцать лет: "... концепция тридцати-

летнего цикла объясняет наступление как эпох обостренной целеуст-

ремленности - Теодор Рузвельт в 1901 г., Франклин Делано Рузвельт в

1933 г., Джон Фицджеральд Кеннеди в 1961 г., - так и возникновение

подъемов консервативной реставрации — 20-е, 50-е, 80-е годы"2.

Что касается малых циклов, то в той же Америке они связаны с че-

редованием правления республиканской и демократической партий. При

этом, Как правило, демократическая партия олицетворяет доминанту

"общественной целеустремленности", республиканская - консерватив-

ную доминанту.

В целом электоральные процессы в Европе и Северной Америке в

XX в. характеризуются чередованием левой, социал-демократической

фазы (она же кейнсианская, связанная с прерогативами социального

государства), и правой, консервативной (она же - монетаристская).

Искусство прогнозирования состоит в том, чтобы распознать пульса-

цию циклической динамики и раскрыть ее механизмы. Каждому поко-

лению, социализация которого приходится на определенную фазу боль-

шого цикла, представляется, что эта фаза знаменуется "окончательным"

поворотом национальной и мировой истории. Так, поколению

"шестидесятников" и у нас, и в США представлялись необратимыми

процессы, связанные с либерализацией нравов и отступлением патриар-

хальной морали, с реформаторским курсом во внутренней политике (в

США реформы Кеннеди - Джонсона, у нас - "косыгинская" реформа),

с процессами разрядки во внешней политике.

Дух соответствующей эпохи, вся система общественных ожиданий,

подогреваемых средствами массовой информации, оказывают исключи-

тельно сильное психологическое давление на политического аналитика.

При этом, как показывает опыт, неумеренной впечатлительностью от-

личается не только журналистика, следующая модным веяниям, но и

серьезная академическая наука. В университетских и академических

центрах то и дело проводятся конференции по тематике прогресса

(научно-технического, социально-политического), защищаются диссер-

тации, раскрывающие закономерности его победной поступи в той или

иной избранной области.

Как устоять прогнозирующему аналитику пе-

ред этим давлением?

Положение усугубляется тем, что в периоды господства прогрессист-

ских ожиданий безусловно доминируют и соответствующие заказы про-

гнозисту: от него ждут подтверждающих выкладок. Попытки остудить

эйфорию, указав на возможность альтернативных тенденций, на реванш

экономики, перегруженной программами реформаторов, или реванш

культуры, традиции которой игнорировались в ходе смелых модерниза-

ций, всеми, как правило, встречаются в штыки.

Что в этих условиях может служить опорой прогнозисту?

В первую очередь, он должен быть вооружен специфической ирони-

ей - иронией будущего по отношению к самонадеянному настоящему.

По своему внутреннему смыслу эта ирония является гуманитарной. Де-

ло в том, что реванш будущего готовит культура, в которой назревает

психологическая и нравственная реакция на односторонности предыду-

щей эпохи и на те общественные силы, с давлением которых эти одно-

сторонности связаны.

Бунт культуры может носить характер возмущенного нравственного

чувства - если предыдущая политика грешила откровенным пренебре-

жением к правам незащищенных слоев населения, "униженным и ос-

корбленным". Этот бунт может носить и характер романтически-

карнавальной реакции на крайности вездесущего технократического

программирования и бюрократического регламентирования жизни. На-

блюдатели отмечали эти черты в майско-июньской студенческой рево-

люции 1968 г. во Франции. Как писал А.Турен, "под спудом нашего

научно запрограммированного общества прячется общество дикое, и

все, что сопротивляется социальной интеграции и культурной манипу-

ляции, взрывной силой проявляется в молодежном протесте..."1.

Политический прогнозист должен обладать обостренной гуманитар-

ной интуицией, чтобы уловить ранние симптомы грядущего бунта куль-

туры против системы. Гедонистические крайности современной суб-

культуры "новых русских", как и восторженную доверчивость к Западу

значительной части нашей правящей элиты, могла бы заранее предска-

зать только гуманитарная аналитика, наделенная способностью почувст-

вовать неизбежную реакцию культуры и на тотальное запретительство

коммунизма и его шизофреническую "бдительность", и на не знающее

удержу очернительство в адрес "гнилого" и "злокозненного" Запада.

Любопытно, что "реактивный" характер взаимоотношений различ-

ных фаз долговременного политического цикла проявляется не только

там, где это прямо затрагивает сознание и психологию участников по-

литической драмы, но и в, казалось бы, культурно нейтральных сферах,

например в экономике. Так, инфляционистская "экономика спроса",

связанная с политикой "дешевых денег" на рубеже 70-80 гг. на Западе,

сменилась чреватой обратными крайностями "экономикой предложе-

ния", связанной с решительным свертыванием социальных программ.

Характерно, что в тех странах, где "экономика спроса" в свое время не

достигла крайних форм, последующая "реактивная" фаза, связанная с

"экономикой предложения", также избежала своих специфических

крайностей. Так это произошло в странах тихоокеанского региона. На-

ции, сохранившие крепкие традиции, меньше поддаются крайностям

политической моды, и потому их политическая история характеризуется

большей преемственностью.

Похоже, что в основе циклической динамики различных сфер со-

временной жизни лежит динамика культуры, а потому "культурологи-

ческий детерминизм" способен послужить лучшим подспорьем долго-

срочному политическому прогнозированию, чем недавно господство-

вавший у нас базисно-надстроечный детерминизм.

<< | >>
Источник: А. С. Панарин. Политология. Учебник.— М: «Проспект»,.— 408 с.. 1997

Еще по теме ЛИНЕЙНАЯ И ЦИКЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ:

  1. Исторический процесс. Теории линейно-стадиального и циклического развития общества и культуры
  2. Исторический процесс. Теории линейно-стадиального и циклического развития общества и культуры
  3. Исторический процесс. Теории линейно-стадиального и циклического развития общества и культуры
  4. 10.1. Линейная вероятностная модель
  5. Лекция 18. МИР ХОЗЯЙСТВА: МОДЕЛИ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО И ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  6. § 16.1. ПРОСТАЯ МОДЕЛЬ ЛИНЕЙНОЙ РЕГРЕССИИ
  7. 4.5. Сравнение линейной и логарифмической моделей
  8. 1.1.Модель парной линейной регрессии
  9. Модели линейного программирования
  10. S 16.4. ПРЕДСКАЗАНИЯ И ПРОГНОЗЫ НА ОСНОВЕ ЛИНЕЙНОЙ МОДЕЛИ РЕГРЕССИИ
  11. 2.1. Модель парной линейной регрессии
  12. Мультипликативные модели прогнозирования.
  13. § 16.7.2. Испытание гипотезы для оценки линейности связи на основе показателя наклона линейной регрессии