<<
>>

5.2. Легитимность политической власти

Природа и основа политической власти в политической науке описываются с по мощью понятий «легальность» и «легитимность». Под легальностью понимается законность власти. Понятие же «легитимность», введенное в политологию М.
Ве бером, трактуется как правомочность власти, ее поддержка со стороны общества, проявление лояльности к власти со стороны граждан. Вебер утверждал, что харак-
тер легитимности власти (господства) определяет ее природу. Согласно веберов- ской теории, выделяются три типа легитимного господства.
Традиционный тип господства характеризуется подчинением общества власти в силу традиций, обычаев и привычки. Основными разновидностями традицион ного господства ученый считал патриархальный и сословный. Патриархализм (существовавший еще в Византии) отличался личным характером господства. Как правило, подданные непосредственно зависели от воли своего владыки, кото рый осуществлял непосредственный контроль за исполнением своих распоряже ний. Однако по мере расширения географического пространства, на которое рас пространялась власть, осуществлять личный контроль становилось все сложнее. Поэтому главное лицо было вынуждено назначать своих наместников, которые от его имени осуществляли власть на местах. Со временем образовывалось целое сословие, главной функцией которого становилось управление. Такая разновид ность господства и обозначалась Вебером как сословная.
Харизматический тип господства (от греч. charisma — божественный дар). Этот тип власти основывается на вере в необыкновенные качества, свойства лич ности. Харизмой, по Веберу, обладают великие герои, полководцы, маги, пророки, выдающиеся политики, основатели мировых религий — Будда, Иисус Христос, Магомет, великие завоеватели — Александр Македонский, Цезарь, Наполеон. Ха-ризматический лидер современности, согласно Веберу, это политик-демагог, ко торый любыми путями добивается доверия масс, указывая цели действия. Хариз матическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, приписывающим вождям необыкновершые свойства. При этом лидерами-ха- ризматиками могут становиться пророки или герои, волшебники или демагоги, шарлатаны или разбойники. Вожди подобного рода всегда стремятся подорвать основы существующего социального порядка и отличаются политическим ради кализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», су ществовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ. Источником личной преданности харизматическому вождю является не традиция и не признание формального пра ва на власть, а эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность ей. Та кая вера — основа легитимности вождя-харизматика. Именно поэтому он должен постоянно заботиться о сохранении своей харизмы. Для ее поддержания необхо димы регулярные «великие» деяния вождя, приносящие крупный успех, победу и т. п. Однако со стабилизацией социальной системы данный тип господства транс формируется в традиционный или рационально-легальный.
Рационально-легальный тип господства основывается на убеждении в необхо-димости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам.
В от личие от двух предыдущих типов господства, которые имели личный характер, легальный тип господства отличается деперсонифицированным характером. При данном типе господства общество и отдельные индивиды подчиняются не конк ретным лицам, а абстрактным нормам — законам. Управление же на основе зако нов осуществляется особым механизмом — бюрократией. Ее знания и компе тентность, строгая иерархия и исполнительность позволяют сделать управление максимально эффективным и рациональным. Однако этот механизм должен на ходиться под жестким контролем избранных народом политических деятелей.

Выделенные Вебером типы господства являются «чистыми», это скорее иде альные теоретические конструкции, нежели политическая реальность. В каждом конкретном случае можно встретить какую-либо комбинацию из веберовских ти пов легитимного господства.
Дальнейшие исследования легитимности были продолжены С. Липсетом и Д. Истоном. С. Липсет под легитимностью понимал убежденность масс в необхо димости сохранения данного политического порядка. «Легитимность, — отмечал он, — подразумевает способность политической системы порождать и поддер живать веру в то, что существующие политические институты больше всего под ходят для данного общества». Следовательно, американский политолог трактует легитимность в веберовском духе, как способность политической системы под держивать веру в соответствие данных институтов принципам и нормам данного общества. Французский социолог П. Бурдье связывает легитимность со скрытой верностью. Т. Парсонс полагает, что в основе легититимации — приверженность определенным ценностям.
Д. Истон выделил основные источники и объекты легитимности. К источникам он отнес идеологию, структуру и личные качества. Идеологическая легитимность основывается на вере в основополагающие ценности общества и политического порядка. Структурная легитимность предполагает поддержку существующих основных политических институтов, веру в их эффективность и рациональность. Персональная легитимность характеризуется доверием граждан к лицам, испол няющим властные функции. Объектами легитимности являются политический режим и авторитеты. В концентрированной форме концепция Истона представле на в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Типы легитимности по Д. Истону Источник легитимности Режим Авторитеты Идеология Идеологическая легитимность Внутренняя убежденность в законности режима Внутренняя убежденность в законности авторитета Структура Структурная легитимность Беспристрастная вера в за конность структуры и нормы Перенесение веры в струк туру на авторитеты Персональные качества Персональная легитимность Перенесение веры в авторите ты на структуры и нормы самого режима Беспристрастная вера в законность авторитетов на основе личных качеств Источник: Шаран П. Сравнительная политология. М., 1992. Ч. 1. С. 118. Обеспечение легитимности власти — ее легитимизация — предмет особой забо ты любой власти. Выделяется несколько универсальных механизмов легитимиза ции власти.
Социально-психологический, основывающийся на психологических свойствах групп и масс. При обеспечении легитимности акцент делается на: конформиз ме массы, стремлении среднего человека ориентироваться на авторитеты и мне ние большинства, вере в справедливость существующего порядка и принципы распределения ценностей, чувстве компетентности и иллюзии контроля.
Политическое участие граждан прежде всего в форме выборов.
Политическая социализация — процесс усвоения политических норм и ценно стей, а также форм политического поведения, приемлемых для данного обще ства.
Демонстрация эффективности власти, и в первую очередь способности ее ин ститутов к адаптации к новым требованиям и проблемам, к мобилизации ре сурсов на достижение целей, а также к обеспечению поддержки со стороны об щества.
Образ «врагов», стремящихся к нарушению общественной стабильности.
В противоположность легитимизации власти процессы делегитимизации — раз рушения и кризиса легитимности — ведут к утрате поддержки власти со стороны общества.
Причинами упадка и кризиса легитимности являются: обострение конфликта между ценностями большинства социальных групп и узкокорпоративными цен ностями правящей элиты; отсутствие в политической системе институтов, выра жающих и согласующих интересы различных социальных групп и доводящих их до органов власти; разрушение традиционных норм и ценностей политической культуры; рост коррумпированности в органах власти; низкая эффективность вла сти; развитие сепаратизма и национализма; утрата правящей элитой веры в право мочность осуществления власти.
Делегитимизация оборачивается кризисом власти, который, в свою очередь, может вызывать радикальные перемены в политической системе.
Эффективность власти
Под эффективностью власти понимается ее способность достигать социально зна чимых целей, адекватно реагировать на новые потребности и находить новые ре-шения возникающих проблем.
Эффективность власти определяется формулой
где ПЭВ — показатель эффективности власти; Aj — важность реализованных ре шений; Aj — важность нереализованных решений; Rj — реализованные решения; Rj — нереализованные решения; N — общее количество принятых решений.
<< | >>
Источник: А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. Политология. 2005

Еще по теме 5.2. Легитимность политической власти:

  1. 3. Легитимность и легитимация политической власти
  2. Вопрос 10 ЛЕГИТИМНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
  3. 44. ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ, ЕЕ ТИПЫ И ПРИЗНАКИ ПАДЕНИЯ ЕЕ ЛЕГИТИМНОСТИ
  4. 10. Легитимность власти
  5. § 4. Легитимность власти
  6. § 11. Классификация легитимной власти
  7. Легитимность и политическая стабильность
  8. 2. Проблемы свободы личности, политической власти и государства в русской политической мысли XIX – начала ХХ вв.
  9. 3. Политическая власть
  10. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
  11. Вопрос 9 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
  12. 7. Политическая власть: сущность и ресурсы
  13. § 3. Дифференциация политической власти
  14. Дискуссия «Специфика политической власти»
  15. Функции политического звена исполнительной власти
  16. Вопрос 11 НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИВ РАЗВИТИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ