<<
>>

Контрольные тесты

Совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политиче ской системы, образующая основание политических действий и придающая им значе ние в политической науке, обозначается как:

а) политическая культура;

б) политическая установка;

в) политический стереотип;

г) политическая диспозиция.

Какая из приведенных ниже характеристик соответствует патриархальному типу поли тической культуры:

а) прямая передача политического опыта от старшего поколения к молодому;

б) в политике участвуют только лица старшего возраста (патриархалы);

в) ориентации на местные ценности — общину, род, клан, племя и т.

п.;

г) почтительное отношение к старшим (патриархам)?

Какая из приведенных ниже характеристик соответствует политической культуре участия:

а) ориентация на активное неучастие в политической жизни;

б) ориентация на активное противостояние с политической системой и противодейст вие власти;

в) ориентация на активную деятельность государства;

г) ориентация на активное включение индивидов в политическую жизнь, стремление оказать влияние на политическую систему с целью реализации личных и групповых интересов?

Непосредственное приобретение политических знаний и установок представляет собой

содержание процесса:

а) косвенной социализации;

б) прямой социализации;

в) непосредственной социализации;

г) опосредованной социализации.

Содержанием первого этапа политической социализации — политизации — выступает:

а) формирование абстрактного восприятия политики на основе получения знаний о политических нормах и ценностях;

б) формирование персонифицированного восприятия власти, отождествление ее с конк ретными политическими персонажами;

в) формирование устойчивого эмоционального отношения к политической системе на основе приписывания определенных качеств конкретным политическим деятелям;

г) формирование у детей под влиянием родителей первых представлений о мире поли тики.

Содержанием второго этапа политической социализации — политизации — выступает:

а) формирование абстрактного восприятия политики на основе получения знаний о политических нормах и ценностях;

б) формирование персонифицированного восприятия власти, отождествление ее с конк ретными политическими персонажами;

в) формирование устойчивого эмоционального отношения к политической системе на основе приписывания определенных качеств конкретным политическим деятелям;

г) формирование у детей под влиянием родителей первых представлений о мире поли тики.

Содержанием третьего этапа политической социализации — идеализации, выступает:

а) формирование абстрактного восприятия политики на основе получения знаний о политических нормах и ценностях;

б) формирование персонифицированного восприятия власти, отождествление ее с конк ретными политическими персонажами;

в) формирование устойчивого эмоционального отношения к политической системе на основе приписывания определенных качеств конкретным политическим деятелям;

г) формирование у детей под влиянием родителей первых представлений о мире поли тики.

Содержанием четвертого — институционального этапа политической социализации -

выступает:

а) формирование абстрактного восприятия политики на основе получения знаний о по-литических нормах и ценностях;

б) формирование персонифицированного восприятия власти, отождествление ее с конк ретными политическими персонажами;

в) формирование устойчивого эмоционального отношения к политической системе на основе приписывания определенных качеств конкретным политическим деятелям;

г) формирование у детей под влиянием родителей первых представлений о мире поли тики.

Формирование позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным

институтам — содержание модели социализация, получившей название:

а) гегемонистская;

б) системная;

в) плюралистическая;

г) конфликтная.

1.

Какое из приведенных ниже определений политической культуры представляется вам наиболее содержательным и корректным в научном смысле:

а) «политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы.

Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение. Указанные политиче-ские ориентации включают в себя несколько элементов:

познавательную ориентацию — истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;

активную ориентацию — чувство связи, ангажированности, противодействия и т. д. в отношении политических объектов;

оценочную ориентацию — суждения и мнения о политических объектах, кото рые обычно предполагают использование в отношении к политическим объек там и событиям оценочных критериев» (Г. Алмонд и Г. Пауэлл);

б) «политическая культура общества состоит из системы эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой проис ходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на поли тику» (С. Верба);

в) «политическая культура — это те элементы культуры, которые имеют отношение к правлению и политике» (Р. Такер);

г) «политическая культура — это система исторически сложившихся, относительно устойчивых и репрезентативных ("образцовых") убеждений, представлений, уста новок сознания и моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функцио нирования политических институтов и образуемой ими системы, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, определяющих ее основные направления и тем самым обеспечивающих воспроизводство и даль нейшую эволюцию политической жизни на основе преемственности» (Э. Баталов);

д) «политическая культура — это система политических символов, включенная в более широкую систему, которую можно обозначить термином "политическая коммуни кация"» (Г. Дитмер);

е) «политическая культура — это набор подходов, чувств и представлений, придающих упорядоченность и значение политическому процессу и обеспечивающих основопо лагающие, исходные положения и правила, которые определяют поведение в поли тической системе. Она включает как политические идеалы, так и ориентирующие нормы политического устройства.

Политическая культура, таким образом, — это проявление психологического и субъективного измерений в политике в агрегиро ванной форме» (Л. Пай)?

В некоторой стране X большинство граждан убеждены, что чиновники, берущие взятки, ведут себя дурно. Между тем, несмотря на мнение большинства, коррупция продолжает процветать. Что характеризует политическую культуру данной страны:

а) убеждения граждан;

б) поведение граждан;

в) и то и другое;

г) ни то, ни другое?

Российский социолог Б. В. Межуев отмечает, что «политическую культуру следует рас-сматривать как набор конфликтующих позиций, как диапазон многочисленных воз можностей», поскольку в ином случае культурная трансформация оказывается непо нятной. Каково, по вашему мнению, соотношение между устойчивостью политических ориентаций и их изменчивостью? Какие факторы влияют на изменение политических установок?

Какие из нижеприведенных положений и оценок соответствуют ориентациям относи тельно:

а) институтов государственного управления;

б) других в политической системе;

в) своей собственной деятельности.

ощущение принадлежности к определенной социальной группе партии, чувств со причастности и лояльности к ним;

оценки различных требований к политической системе;

политические убеждения, отражающие отношение к другим политическим группам;

оценки индивидом собственных политических ресурсов;

правила игры — представления об основных правилах и нормах, которые должны регулировать деятельность политической системы;

представления о влиянии политических действий индивидов на вырабатываемую политику;

оценки и реакции индивидов относительно государственных органов власти, их норм, символов и лиц, осуществляющих политические функции?

Из приведенных ниже характеристик выберите те, которые соответствуют политиче ской культуре подданнического типа. Составьте развернутое описание этого типа.

а) стремление оказывать влияние на политическую систему;

б) ориентация на политические авторитеты;

в) пассивное отношение к политической системе;

г) ожидание специфических благ и услуг со стороны политической системы;

д) отсутствие знаний об элементах политической системы, механизмах ее функциони рования и принимаемых решениях;

е) опасения перед санкциями со стороны политической системы за существенные от клонения от официальных норм.

Какие из нижеперечисленных положений не соответствуют гражданской политиче ской культуре:

а) знание о политической системе, о том, что собой представляет демократия и как она функционирует в конкретной стране;

б) ощущение индивидом своей политической значимости и возможности оказывать своим участием влияние на политику государства;

в) ощущение индивидом своей беспомощности перед политической системой;

г) признание обязательности участия в общественных делах;

д) ощущение политической свободы, выражающееся в свободном обсуждении любых политических вопросов;

е) ощущение политической свободы, выражающееся в свободном обсуждении любых политических вопросов;

ж) недоверие к основным демократическим политическим институтам;

з) готовность к кооперации с другими в политических акциях;

и) интерес к политике, понимание ее содержания и целей?

Какие типы политической культуры, с точки зрения Г. Алмонда, соответствуют профи лям политической культуры (см.

рис. 14.4)?

Используя типологизацию политической культуры, предложенную Д. Каванахом, определите тип:

а) политической культуры советского общества;

б) политической культуры современного российского общества.

Выделите характерные, на ваш взгляд, субкультуры российской политической культуры.

Рис. 14.4. Модели политической культуры: ориентации на включенность в политический процесс

10. Распределите нижеприведенные ценности на две группы.

Постматериалистически Материалистические Ценности «Упорный труд», «качество жиз ни», «благосостояние», «здоро вая окружающая среда», «нау ка», «необходимость семьи», «самовыражение», «досуг» 11. Какие компоненты политической культуры с точки зрения теории Р. Инглхарта высту пают предпосылкой и основанием демократического режима?

12 Почему, с точки зрения Инглхарта, укрепление постматериальных ценностей способст вует укреплению демократии?

Согласно кросс-национальным исследованиям, наибольший процент полностью или ча стично удовлетворенных демократией в своей стране демонстрируют Дания (19 и 64%), Люксембург (17 и 59%), Ирландия (12 и 58%), ФРГ (Западная Германия (12 и 51%), Австрии (10 и 51%). А наименьший уровень доверия к демократии был установлен в Италии (2 и 18%), Португалии (3 и 39%), Испании (5 и 36%), Франции (4 и 44%). Число же недовольных демократией превышает число довольных в Великобритании (-3%), Индии (-11%), Венесуэле (-31%), Венгрии (-33%), Мексике (-50%). В России же ис следования, проведенные по схожей методике, показали, что в конце 1999 г. полностью или частично поддерживали сложившийся режим соответственно 3 и 37%.

Попытайтесь объяснить приведенные результаты исследований.

В 2002 г. К. Доулей и Б. Силвер опубликовали результаты исследований, проведенных в посткоммунистических странах. Ученые установили, что в этих государствах отсутст вует значимая связь между социальным капиталом и ориентациями на поддержку де мократии. Однако была подтверждена взаимосвязь уровня межличностного доверия и уровня поддержки демократии, демократических институтов и деятельности прави-

тельства. Попытайтесь объяснить полученные Доулеем и Силвером результаты иссле дований.

Р. Пэтнем в работе «Чтобы демократия сработала» связывает гражданскую культуру с «социальным капиталом», под которым он понимает сеть отношений между людьми. Эти взаимоотношения, основанные на обоюдном доверии, помогают им достигать об щих целей. Исследователь приходит к выводу, что успешное экономическое развитие происходило прежде всего в тех странах, где существовали большие накопления со циального капитала, т. е. там, где были развиты гражданские инициативы, участие, где индивиды проявляли высокую гражданскую активность. Какова логическая связь в концепции Пэтнема между демократией, гражданской культурой и экономическим раз витием? Сравните концепцию Пэтнема с трактовкой взаимосвязи постматериальных ценностей, экономического развития и демократии Р. Инглхарта.

По мнению российского философа А. С. Ахиезера, особую роль в историческом разви тии России сыграл манихейский миф. С позиций этого мифа реальность воспринимает ся как непрекращающаяся, не знающая компромиссов борьба между двумя субъектами. Этот миф может принимать различные исторические формы (истинно верующие и рас кольники, православные и иноверцы, западники и почвенники, большевики и враги на рода, демократы и коммунисты и т. д.). Так например, революционная мифология осно вывалась на манихейских представлениях о народе как носителе абсолютного добра, борющегося со злом и властью злодеев. Логика манихейского мифа требует ответа на извечный вопрос: кто виноват?, а значит, неизбежно ставит вопрос об истреблении зла, воплощенного в образе конкретных социальных групп. «Манихейство, — отмечает оте чественный исследователь, — в его различных формах лежит в основе идеологического мифотворчества в России. Его влияние и громадный потенциал для идеологических конструкций создают как для демагогов и погромщиков, так и для романтических ду рачков и авантюристов-политиков основу для оправдания отказа от исторически сло жившейся культуры и нравственности... Это — средство превращения насилия в стер жень человеческих отношений... способ поднять массы на разрушительное для общества массовое насилие, оправдать невиданные в истории массовые формы террора, уничто жения государства, геноцида народов». О какой черте российской политической куль туры пишет А. С. Ахиезер? Какую роль эта черта сыграла в историческом развитии России?

Профессор Иерусалимского университета С. Шварц провел кросскультурные иссле дования ценностей. Методологической основой его подхода стало утверждение, что содержательный аспект ценностей отражается в мотивации. Согласно полученным результатам, по мере экономического развития в культуре большее распространение приобретали ценности индивидуализма и автономии, в то время как консерватизм и ие-рархия имели отрицательную связь с уровнем экономического развития.

В конце 1990-х гг. российский ученый Н. М. Лебедева провела аналогичные иссле дования среди учителей и студентов. Полученные ею результаты свидетельствовали, что среди учителей были распространены такие ценности, как: мир на земле, ответст венность, социальный порядок, национальная безопасность, честность, уважение стар ших (т. е. ценности консерватизма и равноправия). Предпочтения в группе студентов было отдано таким ценностям, как: самоуважение, независимость, достижение успеха, свобода, выбор собственных целей. Очевидны отличия ценностных предпочтений.

Как вы полагаете, эти различия имеют межпоколенческий характер или свидетель ствуют о трансформации политической культуры в российском обществе?

Н. М. Лебедева также установила, что популярность ценностей мастерства и автоно мии (мотивационная основа предпринимательской деятельности) у российских сту дентов больше, чем у их зарубежных сверстников, ценности же равноправия и авто номии (играющие важную роль в поддержке демократии) у российских студентов не получили широкого распространения.

Дискуссия «Характер российской политической культуры» 315

Какие выводы можно сделать о политической культуре российской молодежи на ос нове проведенных исследований?

Отечественный социолог М. Горшков утверждает, что «в России сегодня существуют две различные модели ценностных систем. Одна из них тяготеет к постиндустриальной модели ценностей западного типа, а другая связана с носителями традиционалистской российской ментальности и тяготеет к патриархально-коллективистской модели цен ностей». Проанализируйте данное мнение. Сформулируйте свою точку зрения. Аргу ментируйте ее.

Процесс радикального изменения ценностей получил название:

а) десоциализации;

б) ресоциализации;

в) социализации.

Формирование представлений граждан о своих политических интересах и желания участвовать в их реализации, высокого уровня активности — содержание модели социа лизации, получившей название:

а) гегемонистской;

б) системной;

в) плюралистической;

г) конфликтной.

Содержанием конфликтной модели политической социализации выступает:

а) формирование позитивного отношения к власти, правовому порядку, традицион ным институтам;

б) формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации;

в) формирование у молодежи враждебного настроения к любой другой политической системе;

г) формирование лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борь бе против других.

22 Содержанием гегемонистской модели политической социализации выступает:

а) формирование позитивного отношения к власти, правовому порядку, традицион ным институтам;

б) формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации;

в) формирование у молодежи враждебного настроения к любой другой политической системе;

г) формирование лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борь бе против других.

23. Сравните модели и специфические черты политической социализации в советский пе риод и в современной России. Найдите общие черты и различия.

<< | >>
Источник: А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. Политология. 2005

Еще по теме Контрольные тесты:

  1. Контрольные тесты
  2. Контрольные вопросы. Тесты и ситуации
  3. Контрольные вопросы. Тесты и ситуации
  4. Контрольные вопросы. Тесты и ситуации
  5. Контрольные тесты
  6. Контрольные вопросы. Тесты и ситуации
  7. Контрольные тесты
  8. Контрольные тесты
  9. Контрольные вопросы. Тесты и ситуации
  10. Контрольные вопросы. Тесты и ситуации
  11. Контрольные вопросы и тесты
  12. Контрольные вопросы и тесты
  13. Контрольные вопросы и тесты
  14. Контрольные тесты
  15. Контрольные тесты
  16. Контрольные тесты