Как далеко должна простираться власть народа?


Теперь, когда мы выяснили, что такое народ и как он должен управлять, необходимо рассмотреть вопрос о том, насколько далеко должна простираться его власть. Каковы, собственно говоря, границы «мира демократии»? Какие вопросы должен решать народ и какие — отдельные граждане? Вопросы такого рода в чем-то возвращают нас к дискуссии о наиболее оптимальном соотношении между публичной и частной сферами жизни (см.
гл. 1). Модели демократии, построенные на основе либерального индивидуализма, обыкновенно предполагают ограничение демократии областью политической жизни, и это при весьма узком понимании политики. С этих позиций цель демократии — через известные механизмы политического участия утвердить некий предельно общий свод законов, в рамках которых и предоставить индивидам максимальную свободу в ведении собственных дел и преследовании собственных интересов. Демократическому решению в данном случае подлежат лишь наиболее общие проблемы общества: за этими пределами демократия может обернуться уже посягательствами на свободу индивида. Часто такого рода опасения выражаются в неприятии прямой и даже каких-то форм представительной демократии.
Есть и другой взгляд на демократию, характерный, например, для социалистов
и радикальных демократов. Речь идет о радикальной демократии (radical democracy)
— не какой-то предельно широкой структуре, в рамках которой индивиды уже
вольны вести свои дела по собственной воле и разумению, а об общем принципе,
применимым ко всем сферам социального бытия. Идея здесь в том, что у людей
есть изначальное право принимать участие в I
_ „ Радикальная демократия — форма
принятии любых решении, затрагивающих их демократии, поощряющая децентрали-
жизнь, под демократией же подразумевается зацию, политическое участие общества
коллективный процесс, обеспечивающий все это. и максимально возможное рассредото-
Такую позицию можно, например, видеть в со- чение политической власти. r'" ж - циалистическом требовании обобществле-
^К понятийному аппарату _
ния собственности и введении рабочего са-
Плебисцитарная демократия - это фор- моуправления, где и первое, и второе пони- ма демократии, предполагающая непосред- мались как средство демократизации эко- ственную связь между властями и граждане- номической жизни. Вместо политической ми через проведение плебисцитов (или ре- таким об социалисты
ферендумов), которые дают возможность * ' к
Обществу прямо выразить свои взгляды на призывали к «общественной демократии» политические проблемы Поэтому подобная или «производственной демократии». Так- практика — атрибут так называемой прямой же и представители феминизма требуют де- демократии. Однако эта форма часто подвер- мократизировать семейную жизнь, которая гается критике, поскольку она предоставля- ft- j '
ет широкое поле для демагогии (выдвиже- понимается как всеобщее право участвовать ние политических лидеров, манипулирующих в принятии решений по отношению к се- массами, апеллируя к их предрассудкам и мейной и частной сферам. В последних слу-
страстям). Плебисцитарная демократия мало демократия понимается как сила дру- чем отличается от системы массового одоб- ' ' - рения, придающей лоск популизма диктату- жественная, а не враждебная свободе чело- ре. Тем не менее есть существенная разни- века, — и лишь пренебрежение этими принца между подобной демократией и практи- ципами прокладывает дорогу угнетению И кой референдумов в современных системах ЭКСШ1уатации человека человеком, представительной демократии.
<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Как далеко должна простираться власть народа?:

  1. КАК "СНАРЯД ЗАВИСИМОСТИ" СРАБАТЫВАЕТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ, ЖИВУЩИХ ДАЛЕКО ОТ РАСПРОСТРАНИТЕЛЯ
  2. Устройство Османской империи. Народы под властью Турции.
  3. § 3. Народ и человек как субъекты политики
  4. Как должны быть произведены товары и услуги?
  5. Как должен управлять народ?
  6. 10.3. Как банкиры-брокеры сосут кровь трудового народа
  7. Если вы должны уйти, когда находитесь впереди, не должны ли вы начинать, когда вы позади?
  8. Цены должны быть ни завышенными, ни заниженными. Они должны быть разумными и адекватными.
  9. ДАЛЕКАЯ СТРАНА СИНОВ
  10. Политика как власть
  11. 1. Власть как социальное явление
  12. Бюрократия как власть