<<
>>

3. Идеология

Рассмотрим теперь понятие идеологии, являющейся одной из важнейших тем, изучаемых современной политической наукой. В первую очередь необходимо попытаться сформулировать сущность данного понятия.

Следует подчеркнуть, что при определении сути понятия идеология как отечественные, так и зарубежные исследователи обращали внимание различные аспекты данной категории политики. Рассмотрим некоторые из них.

В первую очередь идеология трактуется как "... общественное сознание, отражающее, хотя и превратным образом, того или иного класса или социальной группы".[5] Иными словами, идеология есть искаженное восприятие и, соответственно, отображение существующих политических реалий.

С другой стороны, распространенной является трактовка идеологии как политического оружия, используемого для оболванивания масс и расправы с политическими противниками. Данный подход вообще лишал идеологию какого либо позитивного, научного содержания, сводя ее исключительно к политической спекуляции и пропаганде.[6]

Еще одной важной стороной понятия идеология является ее специфическое, двойственное отношение с политикой.

С одной стороны, идеология формирует окружающую политическую реальность, однако с другой, сама реальность меняется в соответствии с требованиями существующей идеологии.[7]

Наконец, еще одной важной характеристикой идеологии является ее мифологичность. То есть, в основе идеологии лежит некое мифическое, сказочное начало. "Другое название мифа сегодня - идеология, их идентичность почти очевидна"[8]

Данное качество - мифологичность, необходимо идеологии для задания обществу опережающей динамики развития путем постановки перед ним некоей труднодостижимой, а порой и вовсе недостижимой цели.

Таким образом, с учетом всех названных выше качеств и характеристик идеологии можно по мнению автора, предложить следующее определение.

Идеология - политическое оружие, используемое для создания политической реальности. При этом идеология как политическое оружие, во первых, мифологична. то есть ставит перед обществом трудновыполнимые, а зачастую и просто невыполнимые задачи с целью максимальной мобилизации сил общества для решения земных, повседневных проблем. Во вторых, взаимоотношения идеологии и политической реальности носят взаимозависимый характер. Как идеология определяет какой должна быть политическая реальность, так и политическая реальность подстраивается под идеологию

Рассмотрим теперь основные идеологические направления, сложившиеся в западном обществе к началу XX столетия и ставшие основой для моделей государственно-политического устройства.

Первым идеологическим направлением, на котором нам необходимо остановиться, является либерализм. Либерализм как идеология берет свое начало от периода конца XVIII - начала XIX веков, периода Великой французской революции. Его основоположниками являются Дж. Локк, Т. Гоббс, А. Смит. Суть либерализма, его основное положение, можно определить как приоритет интересов личности над интересами государства, минимальную зависимость личности от государства и общества. Именно на основе данного принципа было устроено западное общество (государства Западной Европы и США) в конце XIX - начале XX вв. Либеральная идеология сводилась к трем базовым положениям:

1. Принцип невмешательства государства в экономику. Экономика, основанная на принципах частной собственности, рыночных законов, должна была регулировать себя сама, без вмешательства государства, по принципу "выживает сильнейший".

2. Принцип невмешательства государства и общества в личную жизнь человека. В данной сфере либерализм исходил из следующего положения - "каждый человек волен делать все, что ему хочется, но лишь до тех пор, пока совершаемые им поступки не начинают ограничивать права и свободы других людей".

То есть, человек волен распоряжаться собственной жизнью по своему усмотрению, но не имеет при этом права вмешиваться в чужую жизнь.

3. Принцип предоставления граждан государства широких политических прав и свобод. К этим свободам относились избирательное право, распространяемое на широкие слои общества, право граждан на свободу слова, создания собственных политических организаций и т.д.

Либерализм, в том виде, о котором было сказано выше, принято называть классическим либерализмом. Классический либерализм являлся основой устройства западного общества в конце XIX - первой трети XX вв. Черту под ним подвел мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. Кризис продемонстрировал дальнейшую несостоятельность главного экономического принципа классического либерализма - принципа невмешательства государства в экономику. В период 30-х - 40-х гг., по окончании второй Мировой войны западные государства берут курс на резкое усиление роли государства в экономике путем увеличения доли государственной собственности и усилением социальной роли государства путем вмешательства в отношения между хозяином и работником, причем преимущественно на стороне последнего. Данная "модифицированная" идеология классического либерализма получила название неолиберализм.

Вторым важнейшим идеологическим направлением является консерватизм. Консервативная идеология, начавшая свое формирование примерно в тот же исторический период, что и либерализм, базировалась на диаметрально противоположных ценностях.

Главным предметом спора между либеральной и консервативной идеологиями был вопрос о степени личной свободы человека. Если либерализм провозглашал почти абсолютную независимость отдельно взятой личности от общества, отвергал всякие ограничения морально - нравственного характера, то консерватизм, напротив подчеркивал необходимость подобного рода ограничений. По мнению консерваторов, предложенная либералами формула "каждый человек может делать все, что ему хочется при условии того, что совершаемые им поступки не ущемляют права и свободы других людей" была совершенно неудовлетворительна.

Ее главный недостаток заключался в том, что реализация на практике подобного принципе неизбежно вела к падению нравов, разобщенности людей, превращению человеческого общества в совокупность индивидуумов, живущих по принципу "человек человеку волк".

Свою главную задачу консерватизм видел в том, чтобы воспрепятствовать этому путем нравственного воспитания западного общества, воспитания в нем уважения к таким ценностям как семья, церковь, мнение окружающих, патриотизм и т.д. В XX столетии консерватизм сыграл важную роль в формировании модели государственно-политического устройства современного западного общества.

Особенно значимую роль консервативная идеология сыграла в период 50-х - 60-х гг. К этому моменту консервативная идеология трансформировалась в так называемый неоконсерватизм. Суть неоконсерватизма заключалась в том, что он " приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям постиндустриального этапа развития." В период 50-х-60-х гг., благодаря длительному господству в западном обществе ценностей либерализма, выросло своего рода "потерянное поколение", то есть поколение молодых людей, совершенно равнодушное к традиционным ценностям человеческого общества, таким как семья, карьера, уважение окружающих и т. д. Лишь идеологи неоконсерватизма, взявшие на себя задачу "перевоспитания" представителей потерянного поколения, смогли исправить ситуацию и вернуть западное общество к традиционным морально - нравственным ценностям.

Следующее идеологическое направление, на рассмотрении которого необходимо остановиться - социал-демократическая и коммунистическая идеологии. В первую очередь необходимо сказать о том, что два этих идеологических направления имеют общий источник происхождения. Этим источником является марксизм - научная теория, основоположниками которой являлись великие немецкие мыслители XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс. Главной идеей, положенной в основу марксизма, была идея построения общества равенства и справедливости, общества свободного от эксплуатации человека человеком.

Именно на основе марксистских идей во второй половине XX века в Европе, США, а чуть позже и в России начинают появляться первые марксистские кружки, а затем и партии. Постепенно марксистские партии начинают расходиться на два направления - революционное, ставящее перед собой задачу насильственного, вооруженного свержения существующего буржуазного строя и установления социализма (власти трудящихся) и реформаторское, исходящее из того, что социализм должен быть построен мирным путем, путем плавных, эволюционных реформ, постепенно меняющих общественно - политический строй, существующий в западных государствах. Окончательный раскол между реформаторским и революционным направлениями происходит в годы Первой мировой войны. Именно в ходе войны формируются и окончательно обособляются друг от друга два идеологических направления - социал-демократия и коммунизм.

Основоположниками современной социал-демократии демократии считаются немецкие социалисты - К. Каутский и Э. Бернштейн. Идеологическую сущность социал-демократии можно определить как идею классового сотрудничества труда и капитала при активной позиции, занимаемой государством. Задача государства, с точки зрения социал-демократии заключается в том, чтобы через налоговую систему перераспределять доходы от богатых к бедным. Именно за счет высоких налогов, накладываемых на богатые слои общества, государство обеспечивает бедным слоям относительно высокий уровень заработной платы и широкие социальные льготы - бесплатная медицина и образование, доступное жилье и т.д.

Необходимо сказать, что в XX веке социал-демократия достигла значительных успехов в западном обществе. Представители социалистических и социал-демократических партий в западноевропейских государствах периодически получают большинство в парламенте, формируют правительства. Особенно больших успехов социал-демократы достигли в Скандинавских государствах, в первую очередь - в Швеции, где они практически бессменно находятся у власти с периода 30-х гг. XX в. В исторической и политической литературе даже существовал термин "шведский социализм". Данный термин подразумевал, что именно в Швеции (а не в СССР и других коммунистических государствах) построен подлинный социализм, государство всеобщего равенства, социальной справедливости и т.д.

В основе коммунистической идеологии, идеи которой по окончании первой Мировой войны были на практике реализованы в России (СССР) партией большевиков, возглавляемой В.И. Лениным, лежали принципы установления диктатуры пролетариата, то есть политического господства одного из классов общества при подчинении, а в определенных случаях даже физическом уничтожении других классов. Кроме того, важной составной частью коммунистической идеологии было почти полное подчинение личности государству. Конкретное содержание коммунистической идеологии можно свести к следующим положениям:

1. В экономической сфере - полное уничтожение института частной собственности и как следствие, экономической независимости человека от государства. В СССР данный принцип был реализован на практике. Институт частной собственности как таковой в Советском Союзе отсутствовал. В других коммунистических государствах, в первую очередь в станах Восточной Европы, где коммунистические режимы были установлены по окончании второй Мировой войны, данный принцип соблюдался уже не столь строго. В ряде восточноевропейских государств - таких как Венгрия, Польша, Чехословакия, институт частной собственности (хотя и в ограниченном виде) был сохранен.

2. В политической сфере - полное отрицание политических прав и свобод (избираемость власти, многопартийная система, свобода слова) и, как следствие отсутствие политической свободы личности.

3. В сфере личной жизни - максимальный контроль государства над личной жизнью человека.

В XX столетии коммунистическая идеология прошла сложный путь развития. Реализовавшись на практике в начале столетия, достигнув своего расцвета в середине века, в период 90-х годов, в результате распада СССР и краха мировой коммунистической системы коммунизм как идеология утратил свои позиции. На сегодняшний день необходимо отметить процесс социал-демократизации коммунистической идеологии. Суть этого процесса заключается в том, что современные коммунистические партии, как в России, так и в других странах мира отказываются от идей классического коммунизма (классовая борьба, отрицание частной собственности) и переходят на позиции социал-демократии.

Наконец, заключительная идеология XX века, на которой необходимо остановиться, может быть определена как идеология крайнего национализма. В основе этой идеологии лежит идея национального превосходства, избранности какой либо одной нации по сравнению с другими. Национализм в виде теоретических доктрин появился достаточно давно, однако в практической плоскости он был реализован лишь в XX в. Наиболее полное и законченное воплощение идеи крайнего национализма нашли в германском национал - социализме, к рассмотрению которого мы и переходим.

Сущностью идеологии национал - социализма была идея избранности германской нации, созданной для того, чтобы управлять миром и неполноценности всех других наций. Остальные нации должны были быть либо уничтожены, либо низведены до положения рабов. Кроме того, национал-социализм подразумевал почти полное подчинение личности государству. Рассмотрим теперь основные составляющие национал - социализма.

1. В экономической сфере - создание жестко контролируемой государством экономики. Государство устанавливает жесткий контроль и даже национализирует ведущие экономические отрасли, но при этом сохраняет частную собственность и достаточно широкую экономическую свободу граждан во второстепенных отраслях - таких как сфера обслуживания, мелкая торговля и т.д.

2. В политической сфере - полное отрицание политических прав и свобод (избираемость власти, многопартийная система, свобода слова и т.д.) и, как следствие, политическая несвобода личности.

3. В сфере личной жизни - почти полный контроль государства над личной жизнью человека.

В XX столетии крайний национализм (национал - социализм) достиг своего расцвета в период 30-х-40-х гг. В это время в ряде европейских государств складываются режимы ультранационалистического, фашистского типа (Германия, Италия, Испания). Однако в ходе второй Мировой войны крайний национализм как идеология терпит поражение, а по ее окончании утрачивает ведущие политические позиции в мире.

Разумеется, во второй половине XX века идеология крайнего национализма, идея избранности, превосходства той или иной нации по сравнению с остальными нациями была достаточно востребована. Пожалуй, наиболее яркими примерами идеологий предельного, крайнего национализма, идеологиями национальной нетерпимости во второй половине XX столетия могут служить противостоящие друг другу сионизм, исходящий из идеи избранности еврейской нации и противостоящий ему исламский радикализм, говорящий об избранности народов, исповедующих ислам, как единственно истинную религию. Во внешнеполитической проекции отображением этого противостояния стал затяжной арабо-израильский конфликт на Ближнем Востоке, охвативший по времени почти всю вторую половину XX века.

Вместе с тем, однако, следует сказать о том, что крайний национализм как идеология во второй половине XX столетия оказался все же отодвинут на обочину политического процесса. Наиболее значимое идеологическое противостояние второй половины XX столетия - противостояние между коммунистической и демократической идеологиями, дополняющее противостояние между СССР и США, НАТО и ОВД в сфере международных отношений.

В заключении необходимо сказать о том, что количество существующих и существовавших ранее идеологий не ограничивается рассмотренными выше. В реальности их, разумеется, намного больше. Однако идеологии, рассмотренные выше в XX в. являлись основными, базовыми. Сейчас, в начале XXI столетия появляются принципиально новые идеологии, нуждающиеся в серьезном анализе и осмыслении - например, идеология мирового терроризма.

Проблема идеологии как фактора, формирующего политическую реальность является весьма актуальной и для современной России. После распада СССР в начале 90-х годов потерпела крах не только советская партийная и государственно-политическая система, но и официальная идеология - коммунизм, являющаяся основой этой системы. В начале 90-х годов налицо был своего рода "идеологический вакуум". Общество остро нуждалось в идеологии, которая определила бы базовые, приоритетные ценности современного российского общества и государства, ориентиры его развития.

Можно без преувеличения утверждать, что проблема поиска идеологии пост советского общества была одной из главных проблем 90-х годов. Задача эта, однако так и не была решена. В начале 90-х годов, одновременно с началом глобальных экономических реформ, целью которых было создание в России рыночной экономики, усиленно пропагандировались ценности либеральной идеологии - уважение к частной собственности, приоритет прав и свобод личности по сравнению с интересами государства и т. д. Однако ценности идеологии классического либерализма, главными проводниками которой были такие политические партии как Демократический выбор России (ДВР), впоследствии преобразованный в Союз правых сил (СПС) и Яблоко не прижились в российском общества. Причина этого скорее всего в том, что ценности классического либерализма - в первую очередь идея приоритета личной свободы, абсолютизация права частной собственности противоречат исторически сложившимся духовным ценностям российского общества - таким как коллективизм, стремление к социальной справедливости, идее сильного государство.

Во второй половине 90-х годов на смену идеологии либерализма пришла идеологическая доктрина патриотизма, в виде концепции "сильного государства", ставшая основой политической программы таких партий как КПРФ и ЛДПР. Идея "сильного государства" базировалась на принципе приоритета интереса государства над интересами личности, широком вмешательстве государства во все сферы жизни общества - прежде всего экономическую и политическую. По сути дела, идеологическая доктрина "сильного государства" представляла из себя возврат к идеологии коммунизма, хотя и под иными, патриотическими лозунгами. Так же как идеология либерализма эта концепция не получила в нашем обществе широкой поддержки. Российское общество сумело понять, что лозунги "патриотизма" и "сильного государства" маскируют ни что иное как стремление восстановить (пусть даже и в смягченном варианте) советскую политическую и государственную модель, приведшую СССР к кризису и гибели.

Проблема идеологии была настолько остра, что В.В. Путин вскоре после своего избрания на должность Президента России объявил именно поиск общероссийской идеологии (названной им "государственной идеей") едва ли не главной задачей. В основе этого решения лежало понимание того, что без идеологии, то есть без набора неких базовых, приоритетных духовных ценностей, объединяющих все слои российского общества и определяющих перспективы его развития, завершение реформ, модернизация общества и государства, выход из кризиса невозможны.

В самом общем виде можно сказать, что основой идеологической доктрины, предложенной российскому обществу в начале 2000-х годов, является принцип совмещения либеральных и патриотических концепций, попытка достичь баланса между ценностями либеральной идеологии - приоритет интересов личности и института частной собственности и ценностями патриотической идеологии - приоритет интересов государства. С одной стороны - гарантии прав и свобод личности, обеспечение широких политических и экономических прав и свобод. С другой - достаточно активное участие государства в политической и экономической жизни. В экономике - выполнение государством функции социального гаранта, обеспечение прав граждан на получение доступного образования, медицинского обслуживания, жилья и т.д. В политике - предоставление как отдельным гражданам, так и политическим объединениям (партиям, движениям и т.д.) права на участие в политической жизни общества, контроль за соблюдением законов всеми без исключения участниками политического процесса, борьба с экстремистскими политическими организациями, ставящими перед собой целью дестабилизировать политическую ситуацию в государстве. Разумеется, идеология современного российского государства едва начинает формироваться. Ей предстоит пройти достаточно долгий период формирования, в ходе которого возможны различные ее трансформации, однако главное направление - совмещение патриотических и либеральных ценностей достаточно очевидно.

<< | >>
Источник: Лукьянов В.Ю.. Политология / Учебное пособие - СПб: СПбГУ ИТМО, - 34 с.. 2007

Еще по теме 3. Идеология:

  1. Идеология
  2. § 3. Идеология
  3. Идеология
  4. Идеология
  5. Идеология
  6. § 1. Идеология и политика
  7. Конец идеологии?
  8. 15.5. Национальные идеологии
  9. К. МАННГЕЙМ Идеология и утопия
  10. § 5. Радикальные и национальные идеологии
  11. 2. Современные политические идеологии
  12. 15.1. Понятие, функции и структура политической идеологии