<<
>>

§ 3. Идеи правового государства в XX в.

С конца XIX в. популярность идей правового государства значи тельно возросла. Тому способствовало несколько взаимосвязанных между собой причин. Утверждение отношений, свойственных зрело му капитализму, сопровождалось углублением общественных проти воречий и резкой поляризацией социально-политических позиций, особенно по поводу того, какими путями и способами эти противоре чия могут быть разрешены.
Среди господствующих классов, а также в рабочем и коммунистическом движении обозначились две противопо-

ложные тенденции. Одна из них нацеливала на подавление классовых противников силой и удержание политической власти (будь то бур жуазия или пролетариат в первых социалистических государствах) с помощью диктатуры, тогда как другая была сориентирована на поис ки классовых компромиссов и разрешение социальных конфликтов путем взаимных уступок. Распространение концепций правового государства стимулировали, хотя и по-разному, обе названные тен-денции.

Первая половина XX в. прошла под знаком явного преобладания конфронтационной идеологии. В 30-е годы подавляющая часть Евро пы была окрашена в коричневые тона фашистских диктатур, а в нашей стране установился не менее одиозный сталинский режим. Как реакция на эти процессы в общественном сознании возрос интерес к проблемам прав человека, демократии и гуманизма. Идеи правового государства наполняются общедемократическим содержанием, на правленным против авторитаризма и тоталитарных режимов . В этом состоит их отличие от либеральных учений XIX в., отрицавших прин ципы демократии и народного суверенитета.

С падением авторитарных режимов формулы правового государ ства получают законодательное закрепление. На конституционном уровне эта формула впервые была зафиксирована в Основном законе ФРГ 1949 г. и в Конституции Испании 1978 г., т.е. в бывших оплотах фашизма (содержание формулы немецкие юристы выводят из поло жений ст.

20 Основного закона, согласно которой «законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть — законом и правом») .

В нашей стране и других странах бывшего социалистического ла геря борьба с авторитаризмом затянулась на более длительные сроки. Первыми за утверждение общепризнанных прав человека здесь вы ступили различные группы правозащитников; к настоящему времени эти идеи нашли отражение в программных документах многих поли тических партий и в законодательных актах.

Во второй половине XX в. в общественном мнении европейских стран возобладало стремление разрешать социальные конфликты путем поиска общественного согласия и примирения враждующих классов. На смену идеологии конфронтации приходят идеи социаль ного компромисса, консенсуса, взаимных уступок. Отсюда — широкое распространение в политико-правовой мысли концепций социального государства (под социальным вопросом понимают прежде всего рабо чий вопрос) и трактовок правового государства в так называемом ма териальном смысле (в отличие от его формальных определений как власти, подчиненной закону или праву). Сочетание этих принципов дает формулу социального правового государства, получившую рас-пространение в идеологии неолиберализма и социал-демократии .

Характерной особенностью современных концепций социального правового государства выступает признание возможности активного вмешательства политической власти в сферу экономики и проведения глубоких общественных преобразований, включая социализацию соб ственности, при условии их осуществления правовыми методами.

В русле этого мировоззрения складываются также идеи примата общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми. С разви тием международной интеграции их дополняют представления о не обходимости подчинения национальных правовых систем праву ми-рового сообщества. В последние десятилетия XX в. большинством европейских государств принято решение, что в случае расхождения закона страны с международным договором суды обязаны руководст воваться последним.

К числу отличительных признаков правового го сударства западные политики относят теперь не только верховенство закона, но и его соответствие международному праву.

Концепции социального правового государства встретили резкие возражения со стороны консерваторов. Пространное обоснование идеологии неоконсерватизма выдвинул австрийский экономист и фи лософ Фридрих Август фон Хайек (1899—1992), изложивший свои политические взгляды в работах «Дорога к рабству», «Конституция свободы», а также в трилогии «Право, законодательство и свобода».

Социальная доктрина Хайека, по его собственному признанию, была направлена против любых форм дирижизма, и в первую очередь против неолиберальных (кейнсианских) программ активизации эко номической деятельности государства в индустриально развитых странах. Вмешательство государства в экономику ограничивает свобо-

ду индивидов и неизбежно приводит к дезорганизации их деятельнос ти, утверждал философ.

Современной рыночной экономике, согласно учению Хайека, соот ветствует лишь государство, основанное на принципах верховенства права (Rule of Law)'. Государственная власть внутри страны имеет только одну задачу — обеспечить соблюдение всеми гражданами общих правил поведения, т.е. поддерживать правопорядок. Практи чески это означает, что «государство лишается возможности направ лять и контролировать экономическую деятельность индивидов». Если отбросить детали, принцип господства права означает, что «пра вительство во всех своих действиях ограничено заранее установлен ными и обнародованными правилами, которые дают возможность с большой точностью предвидеть, какие меры Принуждения власть будет использовать в той или иной ситуации, и позволяют индивидам на основе этого знания планировать свою деятельность» .

Как подчеркивал Хайек, верховенство права предполагает не толь ко подчинение исполнительных органов власти закону (в таком слу-чае фашистское государство тоже следовало бы признать правовым), но и невмешательство самой законодательной власти в сферу свободы и неотчуждаемых прав человека.

Правовое государство подразумевает верховенство частного права над публичным и над конституцией в том числе, ибо «частная собственность является главной гарантией свободы» :

На этом основании Хайек отвергал антитрестовское законодатель ство, рассматривая его как пример публично-правового регулирова ния в области частноправовых отношений. Столь же негативно оцени валось им и социальное законодательство. Хайек объяснял появление социального законодательства в некоммунистических странах пагуб ным влиянием на политиков идей социализма.

Рассматривая современное состояние идей правового государства, следует избегать преувеличения их роли и степени распространения. В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозун гом, конституционным принципом и не получает своего полного во площения в какой-либо стране. Реальная политическая практика го-сударств, провозгласивших себя правовыми, нередко расходится с нормами конституции.

Основным ареалом распространения этих идей остается по-преж-нему европейский континент. Было бы поэтому ошибкой рассматри вать их как выражение общечеловеческих ценностей. Следует к тому же учитывать, что они не имеют однозначной интерпретации и по-раз ному истолковываются в социально-политической и правовой литера туре. Г. Кельзен и другие теоретики нормативизма называют право вым любое государство (в силу того, что каждое из них представляет собой нормативно-правовой порядок). Некоторые политологи, наобо рот, отвергают данное понятие, считая его нормативистским. Доктри на правового государства, писал французский политолог Д. Руссо, «основана на идеях нормативизма, на вере в несомненную ясность смысла нормы» . По принципиальным соображениям идеи правового государства отрицают также многие религиозные мыслители. Н.А. Бердяев, например, считал, что «конституции можно устраивать согласно требованиям исторического дня, но верить в них — бессмыс-ленно. Вера должна быть направлена на предметы более достойные. Делать себе кумира из правового государства недостойно» .

История политической мысли, таким образом, показывает, что идеи правового государства разрабатывались с различных идеологи ческих и теоретических позиций. В области политики эти идеи могут играть конструктивную роль, но могут использоваться и для обосно вания весьма консервативной политической деятельности.

<< | >>
Источник: М.Н. Марченко. Политология. 2003

Еще по теме § 3. Идеи правового государства в XX в.:

  1. ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  2. 54 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
  3. 44 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ СЛАВЯНОФИЛОВ
  4. 23. Политические и правовые идеи И.С. Пересветова
  5. 49. Политико-правовые идеи Н. Карамзина
  6. 14 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЕРЕСЯХ
  7. 40. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ СЛАВЯНОФИЛОВ
  8. 34. Политические и правовые идеи Юрия Крижаннча
  9. 20. Политические и правовые идеи «нестяжательства»
  10. 25. Политико-правовые идеи Реформации
  11. 50. Политико-правовые идеи декабристов
  12. 43 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНИКОВ
  13. 39. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНИКОВ
  14. 51. Политико-правовые идеи западникови славянофилов
  15. 33. Политические и правовые идеи патриарха Никонаи протопопа Аввакума
  16. *12. Политические и правовые идеи первоначального христианства
  17. § 10. Правовое государство
  18. 9.1. Понятие правового государства
  19. 41. Пути создания правового государства
  20. 40. Основные характеристики правового государства