<<
>>

3,2. Гражданская активность и пассивность

Суть гражданства состоит не только в признании конституции данной страны, но и в возможности участвовать в избрании его главы и высших политических органов управления. Лишенных гражданства лиц конституция уже не защищает.
Кроме формального права участвовать в избирательной кампании в понятие «гражданство», видимо, следует включить какие-то содержательные признаки, скажем, политическую активность людей.
С содержательным критерием гражданства дело обстоит не так просто.
В одних странах высока политическая активность граждан и они с удовольствием участвуют во всевозможных органах власти, учреждениях, фондах, движениях и т. д., а в других она чрезвычайно низка. В таком случае говорят, что между властью и народом возникло отчуждение. Население не верит своему государству, поскольку до того оно много раз его обманывало. В первом случае люди чувствуют себя настоящими гражданами и патриотами, во втором многие из них готовы покинуть родину, но по разным причинам не могут. В первую люди иммигрируют, то есть въезжают из других стран, из второй они эмигрируют, то есть уезжают в другие страны.
Стало быть, в гражданской пассивности виновато в первую очередь государство, ничего не сделавшее для своих граждан. Но и на самих гражданах лежит не меньшая вина, так как они допустили, чтобы с ними обращались подобным образом. В Древней Греции и в США жители активно требовали от государства положенных им прав, свергали зарвавшихся правителей и в конце концов добивались демократического порядка, которой позже защищали, не щадя своей жизни.
Таким образом, поведение граждан и обращение с ними дарства — взаимосвязанные вещи. Каждое из них выступает « чиной и следствием другого. В тоталитарном государстве нет очень низка правовая защита граждан, а граждане отвечают п тической пассивностью. Конечно, они могут приходить к изб тельным урнам, выходить на субботники или праздничные монстрации, выполнять множество общественных нагрузок, делается все это неискренне, из боязни не принести себе в отказом. Такую активность следует назвать внешней, показн В большинстве же случаев в тоталитарных или полутоталитар государствах активность граждан низка. Это и понятно, поскол от них мало что зависит в государстве. Их отстранили от управ ния, стало быть, требовать активного участия в принятии упр ленческих решений также нельзя.
В демократическом обществе народом управляет то правите*г ство, которое они сами же и избрали. Обычно — через парламент орган представительной демократии. Представительным органом называется потому, что в нем заседает не весь народ, а только е доверенные избранники — народные депутаты. Обычно собран представителей — это низшая палата парламента, а собрание гл территориальных органов власти, скажем губернаторов, — вы шая палата. Одна палата представляет рядовых граждан, другая администраторов.
Принимаемая обеими палатами парламента конституция и ее основной юридический закон страны, который определяет, в ка. ких случаях государство будет защищать своих граждан, а в как нет. Те, кто преступает закон, относятся ко второй категории.
Конституция только тогда становится законом, реально уп , равляющим поведением граждан, когда все граждане перед не равны.
Но если одним прощается нарушение закона, а други нет, то вскоре большинство граждан обязательно придут к та-' ким выводам для себя: I) можно нарушить закон и избежать ответственности, если у тебя много денег или власти; 2) в обществе есть группа людей, которым позволено все, надо ста-> раться попасть в нее; 3) если даже ты не у власти, сумей так - ловко нарушить закон, чтобы не попасться с поличным; 4) надо убрать с дороги тех, кто обладает властью и безнаказанно нарушает закон.
Обычно при стечении всех этих обстоятельств в стране наступает беззаконие, которое на научном языке именуется аномией — ситуацией, когда законы либо не существуют, либо существуют, но их никто не соблюдает. Аномия ведет к параличу власти. Другим исходом служит либо установление диктатуры, то есть жесткой власти, с помощью которой нажеятся вернуть в страну законный порядок, либо социальная революция, которая сметает властную верхушку и устанавливает новый порядок.
Единственным спасением от этих напастей является подлинная демократия — демократия по духу, а не только по букве. Это испытанный прием. Часто он здорово выручал человечество. К сожалению, удержаться на тонкой грани демократии очень непросто. Со временем граждане воспринимали ее как само собой разумеющееся, привыкали к ней, благодушествовали и переставали бороться за нее. Как следствие, она искажалась и становилась своей противоположностью. Люди упускали демократию. В других странах не успевают дождаться ее, как устают бороться. Так случилось в России в 1990-е годы. Наши граждане хотели получить ее сразу и в хорошей упаковке. Надеялись, что, изучив западный опыт, переписав его и приложив к нашей реальности, получат неплохой результат. Но не вышло. И не могло выйти, так как сам Запад шел к демократии, когда утерял античное наследие (древнегреческую демократию), две тысячи лет, то отступая с пути, то возвращаясь, но всегда последовательно — через гражданские войны, мятежи, восстания и жертвы — и упорно продвигаясь к цели.
Оказывается, на этом пути недостаточно иметь парламент. Он появлялся в России за тысячу лет много раз, но в главный институт политики не превратился. Законодательной властью чаще вер-ховодила власть исполнительная. Самое важное состоит в том, что высшая исполнительная власть в стране, как и законодательная, должна быть избираемой. Иными словами, избираемые парламентом или народом чиновники больше зависят от них, а не от президента или правительства. Но тысячу лет российские чиновники назначались сверху, перед верхом они и несли ответственность. Перед гражданами, как оказалось, нести ответственность было некому.
И еще одно важное свойство развитого гражданского состояния — моральная ответственность. Есть ответственность юридическая (или правовая) — перед законом. А существует еще и ответственность нравственная — перед совестью и высшая — перед Богом. Наша страна последние 70 лет была атеистической. Большинство же западных стран — страны верующие, протестантские или католические. Но независимо от типа вероисповедания церковь здесь пользуется высочайшим и непререкаемым авторитетом. Как только он падает, снижается и авторитет государства. Если и чиновники, и граждане несут равную ответственность: а) перед законом и б) моралью, то политика становится нравственной. Государственных деятелей, нарушающих нравственные принципы, можно так же легко отправить в отставку, как и тех, кто нарушает юридические законы. Президента США Клинтона, два срока державшегося у власти и ничем себя не дискредитировавшего, в 1998 г. сенат хотел отправить в отставку не за нарушение уголовного права или измену родине, а всего лишь за безнравственное поведение — любовную связь с бывшей сотрудницей Белого дома. А в других странах президент может постоянно врать народу, давать и не еде живать обещания, возвышать фаворитов, доводить население до с нищания неумелым руководством или не очень нравственным по; дением, а граждане будут терпеть, хотя За окном уже третье тыс. челетие, компьтерные технологии, рыночное общество, демокра тические институты.
Демократическое общество и республиканский строй лучш всего способствуют становлению гражданского сознания. Имени в них реально осуществляется знаменитая формула Абрахама Лин кольна: «Правление народа посредством народа и для народа».
<< | >>
Источник: Кравченко А. И.. Политология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2001. — 336 с.. 2001

Еще по теме 3,2. Гражданская активность и пассивность:

  1. § 1. Пассивные и активные операции
  2. Пассивные и активные операции
  3. 2.5.3. Активно-пассивные счета
  4. Пассивные и активные операции.
  5. § 4. Пассивные и активные операции
  6. Назначение и структура активно-пассивного счета
  7. Пассивные и активные операции банков
  8. 3.5. Активно-пассивные бухгалтерские счета
  9. Активные и пассивные операции банкирских домов
  10. 11.3. Пассивные и активные операции банков
  11. 10.5. Активные и пассивные операции банкирских домов
  12. 4.2. Отражение в балансе активно-пассивных счетов
  13. Позиции сторонников активной и пассивной экономической ПОЛИТИКИ
  14. Позиции сторонников активной и пассивной экономической ПОЛИТИКИ
  15. Активно-пассивные операции коммерческих банков
  16. Пассивные и активные операции инвестиционных банков первого типа
  17. АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ.
  18. 5.3.2. Активно-пассивные расчетные счета