<<
>>

Феминизм

Хотя идеи феминистского толка мы можем найти уже в древнем Китае, никакой теории в этой области не было, пока в 1792 г. не появилась книга Мэри Воллс- то\-нкрафт (Могу Wollstonecraft) «Заявление о правах женщин» (Vindication of Rihts of

Мэри Воллстоункрафт (1759—1797)

Английский социальный философ.

Находясь под сильнейшим влиянием радикально-демократических идей Руссо, Воллстоункрафт первой выступила с систематической критикой социальных порядков с позиций феминизма - за 50 лет до возникновения движения суфражисток. Ее самая значительная работа «Защита прав женщин» (1792) несет на себе отпечаток либеральной философии Локка, в ней на основе идеи «неповторимости и уникальности личности» доказывалась необходимость предоставления женщинам равных с мужчинами прав, особенно права на образование. Кроме того, работа несла в себе куда более сложный анализ собственно женских проблем - анализ, во многом предвосхитивший современный феминизм. Была замужем за анархистом Уильямом Годвином; ее дочь Мэри Шелли — автор знаменитого «Франкенштейна».

Women). Более широкой аудитории феминистская идея достигла в 1840—1850-х годах, когда в ряде западных стран развернулось движение суфражисток , требовавших предоставления женщинам избирательных прав, — так называемая «первая волна феминизма». После того как в начале XX в. избирательные права женщинам в большинстве западных стран, наконец, были предоставлены, женское движение на какое-то время осталось без ясной цели и организующего принципа. В 1960-х годах, однако, поднялась «вторая волна феминизма». В ней выразились более ради-кальные и подчас даже революционные требования растущего движения за политическую эмансипацию женщины. Сегодня мы видим перед собой множество феминистских идей и теорий, но в них можно выделить и объединяющее начало — стремление усилить общественную роль женщины. Через весь феминизм красной нитью проходит идея о том, что обществу присуще принципиальное неравенство между полами и что эта система господства мужчины над женщиной может и должна быть преодолена.

Выделяются по меньшей мере три различные феминистские традиции. Феминизм либеральной ориентации, представленный такими именами, как Мэри Воллстоункрафт и Бетти Фриден (Betty Friedan) (см.

с. 354), усматривал проблему женщины в том, что общество предоставляет ей куда меньше прав и возможностей, чем мужчине. Движение за равенство прав приняло реформистский характер: речь шла о реформе всей «публичной сферы», дабы повысить политический и правовой статус женщины, расширить ее возможности получить образование и сделать карьеру. О перестройке «частной», домашней, жизни речи пока не шло. Центральной темой феминизма социалистического толка было положение женщины в рамках капиталистической системы производства. Он указывал на то, что женщина прикована к семейному или домашнему хозяйству и тем самым освобождает мужчину- работника от бремени домашнего труда, и при этом они растят и воспитывают следующее поколение работников для капиталистической фабрики, являющееся по сути резервной армией труда. Но самой заметной чертой «феминизма второй волны» стало возникновение феминистской критики, никак не связанной с обычными идеологиями, — радикального феминизма. Феминизм радикального толка убежден в том, что различия по полу суть наиболее глубокий и политически значимый водораздел в обществе. Все общества, прежние и нынешние, по этому воззрению, характеризуются патриархией — системой, которая позволяет, по выражению Кэйт Мил- лет (Kate Millett, 1969), «одной половине человечества — мужчинам — держать в узде другую половину — женщин». Радикальный фе-минизм провозглашает необходимость своего рода сексуальной революции — революции, которая, помимо прочего, перестроит не только политическую, но и личную, домашнюю и семейную жизнь. Характерный лозунг радикального феминизма — «личное есть политическое». Дело, однако, не доходит до того, чтобы видеть в мужчине «врага», — лишь в самых крайних своих формах радикальный феминизм призывает женщин совершенно «удалиться от мужского общества».

<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Феминизм:

  1. Феминизм и общество
  2. Патриархальное государство
  3. Темы докладов и рефератов
  4. Вопросы для обсуждения
  5. Философы до сих пор лишь по-разному объясняли мир, тогда как задача состоит в том, чтобы изменить его.Карл Маркс.
  6. Эндрю Хейвуд. Политология, 2005
  7. Выводы
  8. Культура и власть
  9. § 3. Современные направления изучения семьи
  10. Пропорциональное представительство
  11. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  12. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  13. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
  14. Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
  15. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
  16. ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
  17. Рассмотрим капитал бренда
  18. Что такое бренд?