<<
>>

Эмпирическая традиция

Хотя эмпирическая, или, как ее еще называют, дескриптивная, традиция имеет более позднее происхождение, чем традиция теоретическая, она также восходит к первоистокам политической мысли.

Ее элементы мы видим у Аристотеля в его попытках дать типологию государственных устройств, у Макиавелли в его скрупулезной передаче деталей и реалий государственного управления, у Монтескье в его социологической теории управления и права. Во многих отношениях эти работы составляют основу того, что сегодня называют сравнительным государствоведени- ем. В центре внимания здесь — политические институты. В США и Великобритании, к примеру, это стало доминирующим направлением в политологии. Для этого подхода всегда были характерны попытки дать беспристрастную и объективную картину политической реальности. Это подход «дескриптивный» в том смысле, что он стремится анализировать и объяснять, тогда как нормативный подход носит «предписательный» характер в том смысле, что он вырабатывает суждения и предлагает рекомендации.

Дескриптивный политический анализ в свое время получил серьезную фило-софскую поддержку со стороны эмпиризма, распространившегося с середины XVII в., начиная с работ таких философов, как Джон Локк (см. с. 55) и Давид Юм (1711— 1776). Доктрина эмпиризма выдвинула положение о том, что только опыт может быть единственной основой знания, а все гипотезы и теории должны проходить проверку наблюдением. К началу XIX в. идеи такого рода вылились в позитивизм — интеллектуальное течение, наиболее ярким представителем которого стал Огюст Конт (1798—1857). Эмпиризм провозгласил, что все социальные науки, в том числе все формы философского знания, должны наистрожайшим образом придерживаться методов естественных наук. Как только наука была провозглашена единственно надежным средством раскрытия истины вообще, началось самое широкое движение за создание и политической науки.

<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Эмпирическая традиция:

  1. 55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  2. Традиции
  3. Традиции
  4. Традиции
  5. Понятие эмпирической социологии
  6. ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  7. 15. ТРАДИЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА
  8. г) Традиции и реформы в современном Китае.
  9. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
  10. 41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO
  11. СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ И ДВЕ ТРАДИЦИИ
  12. 49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
  13. § 7. Предыстория эмпирической социологии
  14. ДВА ТИПА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
  15. ДВА ТИПА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
  16. Эмпирическая шкода: Л. Ньюмен
  17. ДВЕ ТРАДИЦИИ В ОБЛАСТИ ЯЗЫКОВОЙПОЛИТИКИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ