<<
>>

Другие идеологические традиции


Адольф Гитлер (1889—1945)
Немецкий нацистский диктатор. Сын австрийского таможенника В 1919 г вступил в члены Немецкой рабочей партии (позже принявшей название Национал-социалистической партия труда (НСДАП), или нацистской партии) и в 1921 г возглавил ее В 1933 г он был назначен канцлером Германии и через год, когда ему уже вполне удалось установить диктатуру одной партии, провозгласил себя фюрером (т е вождем) Основой мировоззрения Гитлера, изложенного в Мет Kampf («Моя борьба», 1925), была попытка слить в одну «историческую теорию» немецкий национализм экспансионистского толка и ярый антисемитизм теория эта предстала как изображение вечной борьбы между немцами и евреями, воплощавшими в себе соответственно силы добра и зла. Политика Гитлера привела к началу Второй мировой войны и Холокосту .
Либерализм, консерватизм и социализм ведут свою историю от XIX в., а фашизм является порождением XX в., даже не века, а периода между двумя мировыми войнами. Какие-то отдельные элементы фашистской идеологии проявлялись уже в конце XIX столетия, но воедино они слились под воздействием Первой мировой войны и ее последствий, особенно той взрывоопасной смеси войны и революции, которую принес с собой этот период. Двумя главными порождениями этого движения была фашистская диктатура Муссолини в Италии в 1922—1943 годах и нацистская диктатура Гитлера в Германии в 1933—1945 годах. Отдельные рецидивы неофашизма и неонацизма нет-нет да всплывали на поверхность и в конце XX века, порождаемые то экономическими кризисами, то политической нестабильностью.

В свое время фашизм оформился в известном смысле как протест против тех идей и ценностей, что доминировали в западной политической мысли со времен Французской революции — как гласил один лозунг итальянского фашизма, «1789 год мертв». Рационализм, прогресс, свобода, равенство — все это разом было отринуто во имя борьбы, гегемонии, вождизма, власти, героики и войны. В фашизме, таким образом, присутствует мощное «анти», в основном к тому, чего он не принимает. Фашизм — это, следовательно, разновидность антикапитализма, антилиберализма, антииндивидуализма, антикоммунизма и т.д. Тем не менее в нем можно выделить одну центральную тему — картину органически единой нации, порыв к которой, например, звучит в лозунге «сила через единство». Индивид в этой картине буквально ничего не значит: ему надлежит раствориться в коллективе, группе, сообществе. Фашистский идеал — это «новый человек», это герой с чувством долга, чести, самоотверженности, готовый по одному слову фюрера пожертвовать жизнью ради славы своей нации или расы. Внутри самого движения, однако, были свои различия. Итальянский фашизм, скажем, тяготел к крайним формам этатизма и предполагал безусловную лояльность по отношению к тоталитарному государству. Как выразился фашистский философ Жентиль (Gentile, 1875—1944), «все для государства, ничего против государства, ничего вне государства». Германский национал- социализм, со своей стороны, складывался преимущественно на базе расизма — арийства (убеждения в том, что немцы составляют «высшую расу» и самой судьбой
предназначены для мирового господства) и зоологического антисемитизма, когда евреев представляли заведомым злом, подлежащим искоренению.
<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Другие идеологические традиции:

  1. Идеологическая нейтральность
  2. Идеологические гибриды.
  3. Идеологическая власть церкви
  4. Роль идеологических факторов
  5. Сравнительная характеристика идеологических систем.
  6. В России провозглашено политическое и идеологическое многообразие
  7. Роль идеологическо‑политического поля напряжения в судьбах современного Востока
  8. Гражданская культураили идеологическая гегемония?
  9. 4. Идеологическая борьба в Древнем Китае в VI—III вв. до н. э.
  10. Традиции
  11. Традиции