<<
>>

Деградация социального капитала?

Политическая и экономическая перестройка в бывших коммунистических государствах придала дополнительный интерес проблематике политической культуры. Дело в том, что на жизни нескольких поколений государство здесь под корень уничтожило или свело к минимуму те социальные и политические связи, на которых обычно зиждется демократическая политика, — возникла необходимость, в сущности, заново выстроить гражданское общество, всю эту не зависимую от государства сферу общественных ассоциаций и групп, включая частное предпринимательство, группы интересов и так далее.

Здесь можно вспомнить мысли Алексиса те Токвилля (с. 274), который в XIX в. объяснял демократичность Америки тем, что американцы склонны к образованию как раз таких гражданских ассоциаций. Но как только возник интерес к политической культуре посткоммунистических государств, он распространился и на политические проблемы зрелых демократий.

Роберт Путнам (род. 1940)

Американский политолог и социальный теоретик. Работы Путнама возродили интерес к проблематике политической культуры и привлекли внимание к проблеме «социального капитала» — того уровня общественных отношений, взаимного доверия и сотрудничества, который, по Пут- наму, собственно, и превращает «я» в «мы».

В самой известной своей работе «Боулинг в одиночку: крах и возрождение американского сообщества» (2000) Путнам, чтобы подчеркнуть упадок общественной деятельности и политической активности в США, как раз и вынес в название книги образ человека, что сам с собой играет в боулинг — игру коллективную. Среди причин этого упадка Путнам указывает на телевидение, изменения в структуре семьи и усиление географической мобильности населения.

Так, Роберт Путнам (Robert Putnam, 1993) обратился к политической культуре различных регионов Италии, объясняя особенности местного управления различиями в традициях гражданской активности населения, что, помимо прочего, отражается в таких весьма разных явлениях, как различия в уровнях избирательской активности, чтении прессы, участия в хоровых обществах и даже, наконец, клубах футбольных болельщиков.

В книге «Боулинг в одиночку» (Bowling Alone, 2000) Путнам обратил внимание и на упадок «социального капитала» в США, утверждая, что и другие промышленно развитые страны пойдут вслед за ними. В жизнь пришло, пишет он, «постгражданское» поколение, присутствие которого обнаруживается, например, в том, что с 1965 г. число клубов, добровольных обществ и всякого рода ассоциаций сократилось на 25—50 процентов; резко упала посещаемость общественных, городских и школьных собраний; сократилось членство в политических партиях и добровольное содействие им. Деградацию «социального капитала» Путнам в духе теории коммунитаризма объясняет такими причинами, как массовое переселение городских жителей в пригороды с ростом издержек времени на транспорт; становление такого специфического типа семьи, где оба супруга «делают карьеру» и мало времени уделяют своим родительским обязанностям; наконец, «диктатом телевидения», которое поглощает все свободное время людей, искажает их представления о социальной жизни и сдерживает развитие детей. Другая точка зрения, тяготеющая к философии социально-демократического характера, связывает падение гражданской активности с утверждением потребительского капитализма и распространением материалистических и индивидуалистических ценностей.

Майкл Оукшотт (1901—1990)

Английский политический мыслитель С 1951 г и до прекращения своей академической карьеры в 1968 г занимал должность профессора политологии в Лондонской школе экономики. Сборник его статей «Ра-ционализм в политике и другие эссе» (1962) и более систематичная работа по политической философии «О человеческом поведении» (1975) завоевали репутацию солиднейшего вклада в современный консерватизм. Оукшотт, однако, развивал и те темы, что тесно связаны с либеральной традицией, вполне в духе либерализма отводя большое значение гражданским отношениям в обществе и весьма малое — политике. Работая по преимуществу в неидеологическом ключе, Оукшотт тем не менее повлиял на многих идеологов «новых правых»

Своя точка зрения по этому вопросу есть у теоретиков консервативной ориентации: социальный капитал у них ассоциируется с традицией, с «традиционными ценностями» — теми ценностями и убеждениями, которые передаются из поколения в поколение и потому образуют своего рода культурную основу жизни.

Консервативно настроенные политики постоянно призывают к «укреплению» и «защите» таких ценностей, только в них и видя ключ к внутреннему единству и политической стабильности общества. Так, в 1980-х годах Маргарет Тэтчер выступила с призовом работать на возрождение так называемых «викторианских ценностей» в Великобритании, после чего с аналогичной (но куда менее успешной) инициативой под лозунгом «вернуться к первоосновам» в 1990-х годах выступил и Джон Мэйджор. Точно так же в США Рональд Рейган постоянно апеллировал к наследию «пограничной идеологии», что восходит к временам освоения американцами своего Запада и заключается в таких добродетелях, как уверенность в своих силах, неиссякаемое трудолюбие и предприимчивость. Зачастую традиционные ценности связываются с такими институтами, как семья, церковь и нация, то есть всем тем, что укоренено в истории и, следовательно, олицетворяет собой преем-ственность и устойчивость.

Интереснейшим образом аргументы в пользу преемственности и традиции раз-вивает Майкл Оукшотт (Michael Oakeshott). В эссе «Рационализм в политике» (Rationalism in Politics) он, в частности, пишет, что следует поддерживать и чтить традиционные ценности и установившиеся обычаи просто в силу их привычности, дающей людям чувство уверенности, надежности и безопасности. Человек, доказывает он, вообще предпочитает традицию новшествам, старое новому; быть консерватором — значит «предпочитать знакомое незнакомому, проверенное непроверенному, факт выдумке, действительное возможному, оформленное бесформенно-му, близкое далекому, достаточное излишнему, удобное рафинированному, сегодняшние смех и улыбку обещаниям всяческого благополучия в будущем».

Защита традиционных ценностей стала одним из главных мотивов и неоконсерватизма, с которым в США выступили такие социальные мыслители, как Дэни- эл Белл (Daniel Bell, 1976) и Ирвин Кристол (Irving Kristol, 1983), поднявшие тему разрушения духовных ценностей под воздействием стихии рынка и повсеместного распространения вседозволенности.

Проблема с такой позицией, однако, заключается в том, что в ней предполагается существование некоей общеобязательной морали, способной стать основанием для порядка и стабильности, но в современных обществах с их множественностью культур и вероисповеданий можно ли говорить об общеобязательности той или иной системы ценностей? Но говорить о том, что какие-либо ценности надлежит рассматривать как «традиционные», «устоявшиеся» или «преобладающие», не равнозначно ли попытке навязать их всему остальному обществу? Факты современной жизни, пожалуй, все-таки говорят о том, что в моральном и культурном отношении общество становится все более и более разнообразным.

Еще одна точка зрения на проблему кризиса социального капитала утверждает, что речь должна идти не о спаде гражданской активности и ослаблении социальных связей, а об изменении их форм. По мнению Инглхарта (Inglehart, 1977,

^К понятийному аппарату

Постматериализм — это концепция, объясняющая природу политических ориентаций в терминах, близких к экономической теории уровней развития Концепция перекликается с некогда обоснованной А. Маслоу (1908—1970) «иерархией потребностей», в которой было показано, что уважение окружающих и стремление к самореализации человек ставит выше собственных материальных интересов. Постматериализм исходит из того, что на низких уровнях экономического развития в мотивах человеческого поведения доминируют эгоизм и приобретательство (а в политике, соот ветственно, — экономика), но с повышением уровня материального благосостояния общества людей все больше начинают привлекать «постматериалистические» ценности и «качество жизни» — вопросы общественной морали, политической справедливости и собственной самореализации Именно на этой стадии общественного развития и распространяются такие движения, как феминизм, борьба за мир, расовую гармонию, качество окружающей среды, права животных. Аргументы постматериализма широко используются для объяснения того, почему классовые основания политики претерпели столь глубокую эрозию, а новые социальные движения, напротив, — столь широкое развитие

1990), все это идет от нынешнего материального благополучия и распространения, особенно среди молодежи, «постматериалистических» ценностей. По мере того как с 1960-х годов поколения людей, по крайней мере, в развитых индустриальных странах, привыкали к экономической безопасности и материальному благополучию, все и всякие традиционные представления — о сексе, браке, нормах поведения — сменились более либеральными, чтобы не сказать «вседозволенностью» Традиционные же политические связи, напротив, ослабевали, подчас сменяясь интересом к таким вопросам, как феминизм, ядерное разоружение, права животных и окружающая среда. Возможно, именно поэтому и наблюдаются такие явления, как сокращение членства в партиях и падение избирательной активности, а с другой стороны — становление таких протестных движений, которые связаны с какой-то одной общественной проблемой. Теоретики постфордизма даже утверждают, что такого рода изменения были абсолютно неизбежны и являют собой следствие общего экономического и политического движения общества в сторону индивидуализма.

<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Деградация социального капитала?:

  1. происходит деградация отношений в семье?
  2. КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ И СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ
  3. Социальный капитал.
  4. Социальный капитал
  5. Социальный капитал и хозяйственное развитие.
  6. Вопрос 1 Собственный капитал и его роль в формировании капитала предприятия
  7. Понятие учетной категории «капитал». Составляющие капитала
  8. Ссудный капитал и реальный капитал. Ссудный капитал и деньги.
  9. 35. ССУДНЫЙ КАПИТАЛ И РЕАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ. ССУДНЫЙ КАПИТАЛ И ДЕНЬГИ
  10. 35. ССУДНЫЙ КАПИТАЛ И РЕАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ. ССУДНЫЙ КАПИТАЛ И ДЕНЬГИ
  11. Оборот капитала. Основной и оборотный капитал
  12. Понятия общества и системы, социальных связей, социального взаимодействия, социальных отношений.Системный анализ общественной жизни
  13. 3.2. Леверидж и структура капитала 3.2.1. Факторы оптимальной структуры капитала
  14. § 1. Понятие социальной стратификацииСоотношение социальной стратификации и социальной структуры
  15. ГЛАВА 7. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ7.1. Социальное неравенство и социальная стратификация
  16. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность
  17. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность
  18. § 4. Социальное управление и социальная политикаПонятие социальной политики
  19. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность