<<
>>

Что такое политическая идеология?

«Идеология» — одно из тех понятий политологии, вокруг которых шли, идут и, конечно же, будут еще идти многие и долгие споры. Хотя сегодня этот термин \потребляется в нейтральном значении — как простое обозначение той или иной іциальной философии или мировоззрения, исторически же он имел довольно- лки трудную судьбу, ибо были времена, когда ему придавали сугубо отрицательный смысл: назвать взгляды своих политических соперников «идеологией» тогда означало дать им самую что ни есть уничижительную оценку.

Само слово «идеология» впервые употребил в 1796 г.

французский философ Дестют де Траси (Destutt de Tracy, 1754—1836). У де Траси он означал некую новую -науку об идеях» (буквально идея-логия), которая должна была бы изучить происхождение наших мыслей. Сам философ надеялся, что идеология со временем станет такой же признанной наукой, как зоология или биология. За термином, однако, закрепилось то значение, которое в XIX в. ему придал Карл Маркс (см. с. 65). Маркс понимал идеологию как нечто равнозначное идеям «правящего класса» — идеям, которые, следовательно, освящают сложившееся классовое деление общества и эксплуатацию низших классов.
В своей ранней работе «Немецкая идеология» (1846) Маркс и Энгельс писали следующее:

Идеи правящего класса являются в каждую эпоху правящими идеями, то есть класс,

выступающий главной материальной силой в обществе, одновременно является его

главной умственной силой. Класс, владеющий средствами производства,

одновременно контролирует производство идей.

Природу идеологии Маркс видел в том, что она представляет собой превратное сознание, имеющее лишь ту цель, чтобы держать в темноте низшие классы и не лавать им видеть реальных противоречий, на которых зиждутся все классовые общества. Что касается конкретно капитализма, здесь идеология собственнического класса (буржуазная идеология) навязывает пролетариату «ложное сознание» и все-возможные иллюзии, мешающие ему осознать свое эксплуатируемое положение.

При этом Маркс отнюдь не полагал, что все политические взгляды имеют заведомо

идеологический характер; свое собственное к понятийному аппарату

исследование капитализма он считал наукой.

По Марксу, между наукой И идеологией все- Идеология С научной точки зрения идео- гда можно провести четкую линию — грань логия — это более или менее целостный и между истиной и ложью. В работах поздней- внутренне связный набор идей, служащий

ших марксистов, таких, как Ленин (см. с. 93) основой Д"? организованных политических _ .ч - действии, будь они нацелены на сохране-

и Грамши (Gramsci) (см. с. 256), было уже ние изменение или свержение данной сис- другое понимание вопроса. Они говорили уже темы власти. Все идеологии поэтому, во- не только о «буржуазной», но также о «соци- первых, предлагают свой взгляд на суще- алистической идеологии» и «пролетарской ствующий политический порядок, — обыч-

ИДЄОЛОГИИ» - ПОНЯТИЯХ, которые Маркс счел Н0 В ф0рме «мировоззрения», во-вторых, ~ с- выдвигают собственную модель будущего

УРДО . общества и, в-третьих, предлагают свои соб-

Либеральная и консервативная традиции ственные средства движения к этому буду- по-своему трактовали идеологию. С возник- щему Идеологии, однако, не являются гер- новением тоталитарных диктатур в период метически закрытыми системами мышле- между двумя мировыми войнами такие авто- ния> ~ напротив, они подвижны и во мно-

ры либеральной ориентации, как Карл Поп- ™м пересекаются между собой На своем ,„ , п 1Г1П~ ,„„. „ наиболее «глубинном» уровне они напоми-

пер (Karl Popper, 1902-1994), Дж. Л. Талмон нают политичеСкие философии, - на уров-

(J.L. Talmon) и Ханна Арендт (Hannah Arendt) не же «действия» приближаются к полити- (см. с. 10), стали рассматривать идеологию как ческим движениям

инструмент социального контроля, обеспечи-

вающий общественное согласие и подчинение. Работая в период «холодной войны», эти теоретики трактовали идеологии фашизма и коммунизма как два варианта «закрытой» системы мышления — системы, претендующей на монопольное владение истиной и не допускающей никакого инакомыслия.

На этом фоне либерализм с его коренной приверженностью принципам свободы личности, а также консерватизм и демократический социализм, поскольку таковые разделяют те же принципы, понимались не как идеологии, а как «открытые» системы — открытые в том смысле, что они допускают свободу мнений, критику и оппозицию, более того, настаивают на них.

Последовательно консервативное понимание «идеологии» было разработано таким мыслителем, как Майкл Оукшотт (Michael Oakeshott) (см. с. 263). Оукшот шел от традиционно консервативного неверия к возможности рационализма (rationalism), полагая, что окружающий мир во всей своей сложности не доступен человеческому пониманию. Как он сам выразился на этот счет, в политике «люди плывут по

бездонному и бескрайнему морю». С этой точки

зрения идеологии рисуются абстрактными «си- Рационализм - философское направле-

стемами мышления» - набором идей, которые ние, постулирующее познаваемость - «ра-

_ зумность» — мира и признающее разум скорее искажают политическую реальность, ибо основой п03нания и ПОВЄдЄНия людей

претендуют на объяснение того, что по сути дела

необъяснимо. По этим соображениям консер- Прагматизм - теоретическое обосно-

ваторы обыкновенно всегда отрицали, что у них вание или практическое применение уче-

есть какая-то идеология, предпочитая вместо ния' для котоРого главным является

принцип пользы и которое ориентиро-

этого представлять консерватизм как «умонаст- ваРн0Цна практические обстоятельства и

роение» или «позицию» и делать главную свою цели, предполагает неприятие идей аб-

ставку на прагматизм (pragmatism), традицию и страстного порядка

историю. N ,....... -

Недостатком всех представленных выше подходов является то, что в них идеология предстает в заведомо негативном свете, а это ограничивает область употребления понятия. Получается, что одни политические доктрины можно отнести к идеологиям, а другие нельзя. Так, Маркс, вспомним, настаивал на том, что его идеи носят научный, а не идеологический характер, либералы отрицают принад-лежность своей философии к миру идеологий и, наконец, консерваторы спокон веку утверждали, что они придерживаются прагматической, а не идеологической позиции в политике. Более того, каждый из этих подходов «нагружен» ценностями и установками соответствующих политических доктрин. Требуется нейтральное и всестороннее, применимое ко всем политическим традициям, понимание идеологии, — нужно отказаться от представления, что идеология может быть «хорошей» или «плохой», истинной или ложной, освободительной или порабощающей. Достоинством современного общественно-научного понимания идеологии как раз и является то, что она понимается как ориентированная на действие система убеждений, как целостный набор идей, который тем или иным способом направляет политическое действие.

<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Что такое политическая идеология?:

  1. § 1. Что такое -«политическая элита»? Основные подходы к изучению и оценке политических элит
  2. Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
  3. 2. Современные политические идеологии
  4. ЧТО ТАКОЕ ДИСКУРС?
  5. 15.1. Понятие, функции и структура политической идеологии
  6. § 1. Что такое государство
  7. Что такое Просвещение?
  8. Что такое народ?
  9. Вопрос 1 ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИКА?
  10. Что такое нация?
  11. Что такое Восток?
  12. Что такое «Старый порядок»?
  13. Что такое человек.
  14. Что такое государство?
  15. Что такое наркоанализ
  16. 1.1.Что такое качество?