<<
>>

Что такое нация?


Все споры, которые ведутся вокруг феномена национализма, во многом идут от того, что до сих пор, собственно, нет единого понимания нации. Сама идея нации столь привычна, что мало кто задается мыслью ее проанализировать или поставить под сомнение, — она попросту принимается как нечто само собой разумеющееся.
Но вопросы остаются и даже обостряются. Тем временем термин «нация» с равным успехом применяется к весьма разным явлениям — к государству, стране, этнической группе и даже к расе. Организация Объединенных Наций, например, названа совершенно неправильно, поскольку это организация государств, а не национальных сообществ. Каковы же тогда характерные признаки нации? Что отличает нацию от других социальных групп, от других форм общности людей?
Начнем с того, что дать здесь сколь-нибудь точные определения и в самом деле нелегко, потому что нации являют собой единство объективного и субъективного, сочетание культурных и политических характеристик. С объективной точки зрения, нация — это культурная общность, — иными словами, группа людей, разговаривающих на одном языке, исповедующих одну религию, связанных общим прошлым и т.п. Как раз такое понимание дела и лежит в основе национализма. Жители канадского Квебека, например, идентифицируют себя на основе того, что они говорят на французском языке, тогда как остальная часть Канады — на английском. Национальные проблемы в Индии связаны с религиозным противостоянием: примеры — борьба сикхов в Пенджабе за «родной дом» (Халистан) или движение кашмирских мусульман за присоединение Кашмира к Пакистану. Проблема, однако, в том, что определить нацию на основании одних лишь объективных факторов не-возможно, ибо в действительности нации являют собой куда более широкую комбинацию весьма и весьма специфических культурных, этнических и расовых черт. Швейцарцы остались швейцарцами и при том, что в стране, не считая местных диалектов, говорят на трех языках (французском, немецком и итальянском). Различия между католиками и протестантами, столь остро проявляющие себя в Северной Ирландии, для остальной территории Великобритании принципиального значения не имеют, а, скажем, в Германии они и вовсе несущественны.
ф К понятийному аппарату Все это наталкивает на ту мысль, что в ^ конечном счете нация есть то, что под тако-
Нации (ОТ лат. паза - родиться) - это слож- вой субъективно понимают принадлежащие к ный феномен, Образуемый совокупностью ней люди, - это своего рода политико-пси- культурных, политических и психологичес- хологическая конструкция. От любой другой ких факторов. В культурном измерении на- группы или общности нацию отличает преж- ции представляют собой общность людей, де всего TOj mo принадлежащие к ней люди
связанных между собой общими обычаями, „„«„ „„,„„„
„ „ , сами себя осознают как нацию. Что это зна-
языком, религиеи и историческои судьбой, „ _
хотя для каждой нации эти факторы действу- ™т? Это значит, что о нации можно говорить ют по-своему. В политическом измерении лишь тогда, когда принадлежащие к ней люди нация — это общность людей, осознающая осознают себя целостным политическим со- себя как естественно сложившееся полити- обществом, в чем, собственно, и заключается ческое сообщество, что чаще всего находит отличие нации от смеской группы. Ведь эт- выражение в стремлении к обретению — или
сохранению - государственности, а также ническая группа тоже связана и чувством внут- в присущем этой нации гражданским само- реннего единства, и общей культурой, но, в сознании. Наконец, в психологическом ас- отличие от нации, у нее нет политических ус- пекте нации предстают общностью людей, тремлений. Нации же исторически всегда стре- связанных отношениями внутренней лояль- мились к тому чтобы получить (или сохра- ности и патриотизма. Последнее, однако, не ч
является объективной предпосылкой при- нить) свою государственность и независимость, надлежности к нации, - человек принадле- в крайнем случае к тому, чтобы обеспечить жит к ней и в отсутствие этих установок. себе автономию или полноправное членство в рамках федерации либо конфедерации государств.
Сложность проблемы, однако, этим не исчерпывается. Феномен национализма подчас ускользает от строгого анализа еще и потому, что его же собственные разновидности по-разному понимают нацию. Здесь выделяются две концепции. Одна представляет нацию преимущественно культурной общностью, подчеркивая при этом значение глубинных этнических связей — материальных и духовных; другая усматривает в ней преимущественно политическое сообщество, акцентируя роль гражданских — общественных и политических — связей. Предлагая свой взгляд на происхождение наций, обе концепции нашли себе место и в разных течениях национализма.
<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Что такое нация?:

  1. Что такое человек.
  2. Что такое государство?
  3. Что такое наркоанализ
  4. § 1. Что такое государство
  5. 1.1.Что такое качество?
  6. ЧТО ТАКОЕ ИНФОБИЗНЕС
  7. Что такое «менеджмент»?
  8. Что такое Восток?
  9. Что такое Просвещение?
  10. Что такое маркетинг?
  11. ЧТО ТАКОЕ ДИСКУРС?
  12. 5,1 Что такое семья
  13. 15.1. Что такое ценности?
  14. Глава 3. Что такое деньги ?
  15. Глава 3. Что такое деньги ?