<<
>>

Что такое народ?

Одним из коренных признаков демократии является принцип политического равенства — идея о том, что политическая власть должна распределяться как можно более широко и равномерно.

Вопрос, однако, заключается в том, на каком именно социальном уровне, — в рамках какого социального целого, — она должна быть распределена. Иными словами, кто входит в состав «народа»? На первый взгляд, ответ очевиден: под «демосом», или «народом», очевидно, следует понимать всех людей, то есть все население страны. На практике, однако, все демократические системы ограничивали политическое участие, и подчас очень строго.

Мы уже говорили, что ранние греческие авторы под демосом обычно имели в виду тех, кого «много» — беднейшую, а то и вовсе лишенную всякой собственности массу. Слово «демократия» поэтому здесь выражало не идею политического равенства, а то или иное нарушение политического баланса в пользу бедноты. В греческих городах-государствах политическое участие было ограничено очень небольшой частью населения — гражданами мужского пола старше 20 лет: из него тем самым исключались женщины, рабы и чужестранцы.

В большинстве западных стран и в дальнейшем (вплоть до начала XX в.) существовали жесткие ограничения избирательного права, обычно в виде имущественного ценза или дискриминации женщин. В Великобритании избирательное право стало всеобщим лишь в 1928 г., когда к избирательным урнам были допущены женщины. США этого достигли в начале 1960-х годов, когда во многих южных штатах афроамериканцев впервые допустили к голосованию, в Швейцарии же женщины получили всю полноту избирательных прав лишь в 1971 г. Во всех демократических системах сохраняются и ограничения по возрасту, причем широко различается и установленный возраст совершеннолетия — от 21 года до 15 лет (как при выборах президента в Иране).
Часто налагаются также формально-юридические ограничения, например, в отношении лиц, признанных душевнобольными, и лиц, находящихся в заключении.

Хотя «народ» в настоящее время означает понятийному аппарату

фактически всех взрослых граждан страны, ока-зывается, что и здесь не все так просто. Народ, в широком значении политическое ра- скажем, можно понимать как некое единое це- венство означает равное распределение лое, скрепленное общим или коллективным ин- политической СИЛЫ И влияния в рамках

общества. Политическое равенство яв- тересом; в этом смысле он является единым и , у

тт ляется базовым принципом демократии,

неделимым. На основании такого взгляда, ско- так как оно rapaH™pyeT равенство всех

рее всего, возникает такая модель демократии, индивидов вне зависимости от того, что

которая, подобно теории Руссо (см. с. 92), рас- включает в себя понятие «народ»- все

сматриваемой в следующем разделе, больше фо- голоса имеют одинаковый вес. Это, од-

кусируется на «общей» или коллективной воле, "ако' может ™™маться по-разному

„ Согласно теории либеральной демокра- чем на «частной воле» каждого индивида. По- тии, ПОЛитическое равенство подразуме-

скольку, однако, во всех обществах имеются вает равное распределение политичес-

свои внутренние разногласия, на практике ус- ких прав — право голоса, право быть

тановилось другое понимание народа — как избранным и т.д Подобная позиция ча-

«болыпинства» общества. Демократия при та- сто находит отражение в принципе «один

г человек — один голос; все голоса рав-

ком воззрении означает строгое соблюдение ноценны>> социалисты, напротив, связы-

ство подразумевает не только равное для всех право голоса, но и значительный уровень равенства социального.

принципа «правления большинства», при кото- вают политическое влияние с такими ром воля большинства или численно наиболее факторами, как контроль над экономи- сильной части общества перевешивает волю ческими ресурсами и доступ к СМИ. С меньшинства. Здесь, однако, появляется опас- этой точки зрения, политическое равен- ность того, что демократия может выродиться в «тиранию большинства». Народ, наконец, можно понимать как совокупность свободных и равных индивидов, каждый из которых имеет право принимать свои собственные решения. Эта последняя точка зрения не только явно противоречит любой форме мажоритаризма (majoritarianism), но и предполагает, что в конечном счете только решения единогласного характера имеют для всего демоса обязательную силу, что радикально ограничивает применение демократических принципов.

<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Что такое народ?:

  1. § 1. Что такое государство
  2. Что такое Просвещение?
  3. Что такое человек.
  4. Что такое государство?
  5. Что такое наркоанализ
  6. 1.1.Что такое качество?
  7. ЧТО ТАКОЕ ИНФОБИЗНЕС
  8. Что такое «менеджмент»?
  9. Что такое нация?
  10. Что такое Восток?
  11. Что такое маркетинг?
  12. ЧТО ТАКОЕ ДИСКУРС?
  13. 5,1 Что такое семья