<<
>>

Что такое государство?

Термин «государство» используется в отношении самых что ни есть разных вещей: это и совокупность институтов, и географическое понятие, и философская идея, и инструмент принуждения или угнетения. Эта разноголосица частично проистекает из того факта, что исторически сложилось три подхода к пониманию госу-дарства — идеалистический, функциональный и организационный. Идеалистический подход характернее всего выражен в трудах Г. В Ф. Гегеля. Гегель выделял три «момента» социального бытия — семью, гражданское общество и государство.

В рамках семьи, по его воззрению, действует «партикулярный альтруизм», побуждающий людей забывать о своих собственных интересах во имя блага своих детей или старших в семье. В противоположность этому гражданское общество выступает областью «всеобщего эгоизма», где индивид ставит свои интересы выше интересов других людей. Государство в этой схеме для Гегеля было этическим сообществом, пронизанным всеобщей симпатией — «всеобщим альтруизмом». Идеализм, таким образом (и в этом проявляется серьезнейший его недостаток), порождает некритическое отношение, пиетет перед государством; кроме того, определяя государство в этических категориях, он оказывается неспособным провести четкую грань между теми институтами, что относятся к государству, и теми, что находятся за его пределами. Функциональный подход к государству сфокусирован на том, каковы роль и цели государственных институтов. Главной функцией государства здесь объявляется поддержание общественного порядка, собственно же государство определяется как комплекс институтов, поддерживающих порядок и стабильность в обществе. Такой подход, например, характерен для современных марксистов, рассматривающих государство как механизм, посредством которого так или иначе достигается смягчение классового антагонизма и выживание капиталистической системы. Слабость функциональной точки зрения на государство, однако, состоит в том, что с государством здесь, в сущности, ассоциируется вообще любой институт, поддерживающий порядок (семья, средства массовой информации, профсоюзы и церковь).

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831)

Немецкий философ. Гегель заложил основы современного идеализма и разработал положение о единстве сознания и материи. В «Феноменологии духа» (1807) он предпринял попытку создать систему, равномас- штабную традиционному христианству, в которой процесс развития че-ловечества и, шире, вселенной был представлен как процесс саморазвития абсолютного Разума. По Гегелю, история есть, в сущности, движение человеческого духа к конечной, высшей точке. Его главная работа о политике — «Философия права» (1821) представляла государство как этический идеал и наивысшее выражение человеческой свободы. Мысли Гегеля оказали значительное влияние на Маркса и так называемых «младогегельянцев», а позже — и на либеральную, и на фашистскую идеологию.

С учетом всего этого в данной книге везде, где это не оговаривается отдельно, принят организационный подход к пониманию государства (см. ниже).

С позиций организационного подхода государство предстает аппаратом управления в самом широком значении этого понятия, то есть как комплекс институтов, имеющих явно выраженную «публичную» природу в том смысле, что они отвечают за коллективную организацию общественной жизни и финансируются за счет об-щества. Достоинством этого определения представляется то, что оно проводит четкое разграничение между государством и гражданским обществом.

Государство охватывает различные институты управления — чиновничество, армию, полицию, суды, системы социального обеспечения и так далее; его, по сути дела, можно отождествить со всем «политическим телом» общества. Поэтому происхождение современного государства можно вести от Европы XV—XVI столетий, когда здесь возникли системы централизованного управления, постепенно подчинившие себе все иные институты и структуры, духовные и светские, а в Вестфальском мирном договоре 1648 г. впервые было сформулировано понятие государственного суверенитета. Организационный подход позволяет нам уяснить и то, что обычно стоит за фразами «расширить сферу государства» или, наоборот, «отодвинуть государство к его прежним границам» — все то, о чем мы говорим, когда имеем в виду необходимость расширить или сократить сферу ответственности государства, увеличить или уменьшить государственный аппарат.

В свете всего вышесказанного можно выделить пять основных черт государства:

Государство суверенно. Оно обладает абсолютной и неограниченной властью, в том смысле, что находится над всеми иными общественными структурами. Томас Гоббс (см. с. 374) выразил эту идею, представив его в виде «левиафана» — огромного морского чудовища.

Государственные институты «публичны» в противовес «частным» институтам гражданского общества. Публичные органы отвечают за принятие и проведение в жизнь коллективных решений, тогда как частные структуры, такие, например, как семья, частные предприятия и профсоюзы, служат удовлетво-

: рению частных интересов.

л • Государство — это инструмент легитимации. Решения государства обычно (хотя и не всегда) членами общества принимаются как обязательные к испол-

нению, поскольку считается, что они ф к понятийному аппарату

приняты в интересах общества и для общего блага; предполагается, что госу- государство - это политическая органи- дарство выражает постоянные интере- зация, обладающая суверенной властью в сы общества. пределах определенной территории и от-

Государство — это инструмент господ- правляющая ее посредством постоянно дей-

, ства. Государственная власть и государ- ству™ институтов. Эти институты счита- * „ ются публичными, так как отвечают за орга-

ственныи авторитет поддерживаются низацию коллективнОЙ ЖИЗНИ В Обществе И

принуждением; государство должно об- финансируются из общественных средств.

ладать всеми возможностями обеспечить Таким образом, государство включает в себя

исполнение законов вплоть до наказа- различные институты правительства, а так-

ния тех, кто их не исполняет. Собствен- же СУДЬ|' национализированные отрасли

промышленности, учреждения социальной но, государственная монополия на «за- подцержки и т д, п0 сути оно равнозначно

конно осуществляемое насилие» (Макс всему «политическому телу». Немецкий со-

Вебер) и является практическим выра- циолог Макс Вебер главным признаком го-

жением его суверенитета. сударства полагал его монополию на «уза-

Государство — это территориальное коненное насилие».

объединение. Юрисдикция государства

имеет свои географические пределы и охватывает всех тех, кто живет в его границах, будь то граждане или неграждане данной страны. На международной арене государство поэтому рассматривается (по крайней мере, в теории) со стороны своей независимости.

Государство не только существует отдельно от гражданского общества, заключая в себе разные ветви, оно и внутренне неоднородно.

Аппарат государства включает в себя политическую исполнительную власть, или правительство в привычном смысле слова; законодательное собрание, или парламент (хотя и не во всех политических системах); судебную власть; бюрократический аппарат, вооруженные силы, полицию, местные и региональные институты и тому подобное. Наиболее важное различие, однако, пролегает между «государством» и «правительством» — два понятия, которые часто смешиваются. Проблема, однако, представляет не только академический интерес. Здесь дело идет о самом существе ограниченного и конституционного правительства (constitutional government). Суть в том, что власть находится под общественным контролем лишь тогда, когда общество не позволяет существующему на данный момент правительству покушаться на абсолютную и неограниченную власть государства.

Между правительством и государством существуют следующие принципиальные различия:

Государство шире, чем правительство. Государство — это одна громадная организация, заключающая в свои границы все институты публичной сферы и охватывающая всех членов общества (в качестве своих граждан). Правительство же является частью государства.

Государство — это исторически протяжен-

ная, даже постоянная, категория, прави- Конституционное правительство -

правительство, функционирующее в та- тельства же временны, они приходят и ухо- ких правовых и инс^ционкяьн^ рам.

дят, их реформируют и перестраивают. Ках, которые не только ограничивают его

Правительство — это средство, котором власть, но и охраняют свободу личности, государство осуществляет свою власть.

Обратим внимание на...

Общественный договор — это добровольное соглашение между людьми, на основе которого создается организованное общество или государство. Использовавшийся такими мыслителями, как Гоббс, Локк и Руссо в качестве теоретического приема, «общественный договор» обрел вторую жизнь в работах современных теоретиков, например Джона Роулса. В «общественном договоре» редко кто усматривает реальный исторический факт. Это скорее способ продемонстрировать значение государства и оснований для политических обязательств; иными словами, теоретики общественного договора желали бы, чтобы люди действовали так, как если бы они действительно заключили такой «контракт». В своем классическом варианте теория общественного договора содержит три элемента:

Дается образ гипотетического общества без государства («естественное состояние»). Неограниченная свобода, существующая здесь, оборачивается тем, что люди живут «одиноко, бедно, скверно, по-звериному и недолго» (Гоббс).

Люди стремятся уйти от «естественного состояния», заключив общественный договор и, таким образом, признав, что лишь суверенная власть может обеспечить порядок и поддерживать стабильность.

Общественный договор обязывает граждан уважать государство и повиноваться ему, хотя бы в проявление благодарности за те стабильность и безопасность, которые способна обеспечить только политическая система.

Вырабатывая и проводя в жизнь государственную политику, правительство есть своего рода «мозг» государства, поддерживающий его существование.

Власть государства носит внеличностный характер. Даже персонал государственных учреждений, как правило, проходит чисто бюрократическую школу в духе политической нейтральности, что позволяет органам государства не поддаваться каким-либо идеологическим пристрастиям и настроениям дей-

-.->' ствующего правительства.

Государство, по крайней мере в теории, выражает постоянные интересы общества — то, что называется общим благом, или общей волей. В отличие от государств, правительство выражает партийные пристрастия тех, кто в данный момент находится у власти.

<< | >>
Источник: Эндрю Хейвуд. Политология. 2005

Еще по теме Что такое государство?:

  1. § 1. Что такое государство
  2. Что такое государство?
  3. 9. Что такое финансы государства
  4. Что такое нация?
  5. Что такое Восток?
  6. Что такое Просвещение?
  7. Что такое человек.
  8. Что такое наркоанализ
  9. 1.1.Что такое качество?
  10. ЧТО ТАКОЕ ИНФОБИЗНЕС
  11. Что такое «менеджмент»?
  12. Что такое феодализм.