<<
>>

АЛЬТЕРНАТИВЫ ПОРЯДКА: ДУХОВНОЕ ПОСЛУШНИЧЕСТВО ИЛИ КАЗАРМЕННОЕ ПОСЛУШАНИЕ

Недавние выборы в России показали, что либерально-демокра-

тическая фаза в России на удивление быстро истощилась: ее потенциал

был бездарно и бессовестно расхищен алчностью номенклатурно-

мафиозного альянса, получившего невиданную власть.

Мы подошли к

той самой точке, в которой развертываются удивительные метаморфозы

российской истории. В настоящее время мы переживаем тот роковой

момент "диалектического превращения" отрицателей российской госу-

дарственности в партию державности и порядка, который в свое время

изумил мировую социалистическую диаспору на примере большевизма

и завтра наверняка не меньше изумит мировую либеральную диаспору.

Любая партия в России рано или поздно обнаруживает, что для того

чтобы удержаться у власти, ей надо взять на вооружение государствен-

ную и даже мессианскую идею, связанную с провозглашением священ-

ного мирового призвания России. Означает ли это, что история безаль-

тернативна и что великодержавно-имперский "гештальт" неминуемо

наложит свою печать на наше ближайшее будущее?

Вероятно, это не так.

Возможность избежать нового тоталитарно-

имперского и "восточного" уклона России существует, она заложена в

духовной природе России. Но она требует настоящего подвига покаяния

и пробуждения национальной религиозной совести. Кому предстоит

первым совершить этот подвиг и тем самым прервать инерцию языче-

ско-силового начала в российской истории, развязанного атеистическо-

богоборческими силами? Скорее всего, это предстоит сделать интелли-

генции. Сегодня драма российской истории развертывается в форме

неслыханного напряжения двух полюсов: политической власти, которая

прямо движется к тому, чтобы стать властью генеральской, принять

форму военной диктатуры, и духовной власти, которая может стать аль-

тернативой первой только в том случае, если обретет форму возрож-

денного греко-православия, духовно-религиозного европеизма, обращен-

ного к невидимой прародине - Византии.

Диктатура завтрашняя, как и диктатура вчерашняя, большевистская,

будет тянуть Россию на Восток, к благоприятствующему ей ареалу. В

Противопоставить этому дрейфу курс в духе либерально-гедонисти-

ческого "западничества", продолжающего слепо настаивать на "авгус-

товском" выборе России, — безнадежное дело. Шанс отстоять вестерни-

зацию имеет теперь не та языческая Россия, что представлена "новыми

русскими", а Россия жертвенная, ищущая духовного подвига. Следова-

тельно, русской интеллигенции предстоит взять на себя роль клира и

даже — роль нового иночества.

У интеллигенции как феномена Нового времени - две ипостаси. С

одной стороны, интеллигенция осуществляет дело просвещения, не

знания, воплощает Логос в его современных, обслуживающих социа

ную практику формах. С другой стороны, она замещает развенчанну

ею же церковь: она неизменно становится на сторону униженных и

бых, обличая сильных и наглых. Все наиболее популярные социа

доктрины (не обязательно социалистические) связаны с этим тиране

борческим пафосом интеллигенции. Все виды современного историо-

софского мифа содержат следы христианского обетования, обещают

всем "нищим духом", что именно они "наследуют землю". Положение

интеллигенции сегодня небывало поколеблено в России именно потому,

что впервые за всю свою историю она попыталась отказаться от христи-

анского обетования "нищим духом", впервые заявила, что у униженных

и потерпевших нет алиби: они достойны своего положения.

Апологетика рынка в России приняла формы, далеко выводящие за

границы научной или практическо-управленческой концепции. Рыноч-

ная доктрина обрела формы языческого развенчания прежних, христи-

анских по своему происхождению, историософских и политических

ожиданий. Она провозглашает культ сильного (социальный дарвинизм)

успех любой ценой. Словом, она уже не столько антисоциалистическая,

сколько антихристианская.

Именно на этой почве произошел разрыв

русской интеллигенции с народом, что может иметь прямо-таки катаст-

рофические последствия для самой интеллигенции и для дела Просве-

щения в России.

Интеллигенции предстоит покаяние - публичный и последователь-

ный отказ от "морали успеха" и гедонистических культов. Чтобы про-

должать свое великое дело Просвещения, она должна будет придат

самому Просвещению забытую византийскую, греко-православную

форму. На протяжении почти тысячи лет Просвещение в России сосре-

доточивалось вокруг монастырей. Оно формировало не столько инстру-

ментальное знание, обращенное к внешнему миру с целью заполучения

земных благ, сколько духовное зрение, обращенное к внутреннему миру

человека.

Сегодня в мире в целом наблюдается неслыханная "порча человека".

И эта проблема представляется гораздо более острой, чем та, что будо-

ражит современный экологический алармизм. Точнее, экологическое

загрязнение - всего лишь результат предельного духовного запущения.

Другим результатом порчи духа является порча политики и самого

государства. Политическая среда в России загрязнена никак не менее,

чем природная, человеческими шлаками всего мира. Марпшалы и аван-

тюристы всех мастей, выталкиваемые из более защищенных стран, уст-

ремились сегодня в Россию и, договорившись с местным номенклатур-

но-мафиозным альянсом, устраивают свои дела на беду нашего незащи-

щенного большинства. Урезонить это пляшущее на костях язычество

одной только силой, одной только "диктатурой порядка" — сомнитель-

ное дело. Сомнительное не в том, что это физически невозможно. Опыт

показывает, что как только размах организованного государственного

насилия достигает определенной величины, стихийное, разлитое в об-

ществе насилие стихает и прячется. Но выстраданный уже Россией

опыт государственного насилия многому учит. Та "тишина", которая

устанавливается в результате тотальной государственной чистки, это

поистине мертвая тишина, в ней нет жизни.

Дилемма: "разлитое" в об-

ществе "диффузное" насилие бесчисленных мафиозных групп или кон-

центрированное государственное насилие - является тупиковой. И если

пафос государственного строительства и державного возрождения пита-

ется одним только стремлением к дисциплине и порядку, то неототали-

таризма нам не избежать.

Нам сегодня срочно требуется настоящая гражданская активность -

мобилизованное гражданское общество. Но мобилизованное не столько

в делах гешефта, как того требует традиция первого, романо-германс-

кого мира, а мобилизованное духовно, в соответствии с византийской

традицией. Чтобы урезонить власть, имеющую столь убедительные

предлоги для использования силы, для диктатуры, требуются великие и

независимые духовные авторитеты - наследники священного клира.

Здесь, собственно, одно из двух: либо обществу удастся мобилизо-

ваться духовно и подавить анархию языческой вседозволенности и по-

пирание норм изнутри, либо его мобилизуют по-генеральски, сверху и

тогда уже только язычество государства преподаст свои уроки

"разлитому" в обществе язычеству.

Приходится признать, что российская интеллигенция неверно поняла

свое назначение. Она радикализировала процесс "секуляризации", дове-

дя его до развенчания всех норм, идущих от христианской традиции, до

голого культа силы и успеха. Это и был ее путь на Запад, в "первый

Рим". Сегодня, чтобы в инверсионном порыве, в ходе величайшего раз-

очарования вестернизацией не повернуть столь же круто назад, на Вос-

ток, требуется найти "альтернативный Запад" и найти его не столько

вовне, сколько в собственной духовно-религиозной традиции, в куль-

турной памяти России как наследницы Византии. Это не может быть ни

чем иным, как путем покаяния. Тоталитарной удушающей дисциплине

хотели противопоставить предельную раскованность и гедонистическую

"мораль успеха". Как оказалось, на этом пути можно только разрушать,

но построить ничего нельзя.

Часть нашей интеллигенции с упоением отдалась рынку не только

под влиянием банального экономического соблазна, но и соблазна ме-

тодологического, со стороны марксистского базисно-надстроечного де-

терминизма. Дух бывшего "великого учения" по-прежнему витает над

интеллигенцией, хотя и в неузнаваемо-превращенных формах. Ей не-

вдомек, что рыночное общество не тогда получает настоящую истори-

ческую перспективу, когда дополняется соответствующей рыночно-

гешефтной "надстройкой", а, напротив, тогда, когда эта надстройка,

духовная и политическая, ориентирована в духе высокого христианско-

го парадокса, утверждающего моральное превосходство нищих духом.

Чем дальше зашел процесс секуляризации, забвения христианских

основ культуры, тем труднее дается интеллигентскому сознанию этот

парадокс. Но сегодня другого выхода нет. Его предстоит заново освоить

и пережить как откровение. Его достоверность подтверждается и траги-

комическим парадоксом российского реформационного процесса, когда

"хотели как лучше, а получилось как всегда..."

Пройдя две языческие стадии: большевистскую, связанную с культом

Машины ("общество как единая фабрика"), и либеральную, связанную с

культом Рынка, предстоит вернуться к делу, начатому представителями

русского религиозно-философского ренессанса. Они чувствовали волну

поднимающегося язычества - торжествующего хама, назвавшего себя то

"новым человеком", то "новым русским". Они уже прозревали дилемму

новейшей русской истории: либо тоталитарное укрощение стихий со

стороны государственной деспотии, либо укрощение их средствами ду-

ховного просветления и покаяния. Некогда вся Россия ходила на бого-

молье в Киев, в Киево-Печорскую лавру. Там еще витал дух византий-

ской святости. Может быть, и сегодня путь в незримую Византию, в

другую, глубоко родственную России, материнскую Европу, лежит че-

рез Киев. Это не великодержавный путь нового присоединения Украины

к России, а покаянный путь присоединения России к Киеву как центру

возрожденческого византийского движения. На Украине активно дейст-

вуют силы, пытающиеся присоединить Киев к Галиции, а оттуда увести

на романо-германский Запад. В униатском движении, сегодня ставшем

политической силой на Украине, такая программа заложена. У Киева

другая историческая судьба - стать духовной столицей восточного сла-

вянства, ищущего "второй Рим" (или "вторую Европу"), завещанная

Византией.

При таком движении будет воссоздан великий принцип мировых ре-

лигий: разделение духовной и политической власти. Политический

центр воссозданной восточно-славянской федерации сохранится, по

всей вероятности, в Москве. Но полностью независимый от нее общий

духовный центр будет в Киеве. Украинскому народу будет предложена

великая вдохновляющая перспектива: стать новой Византией - храни-

тельницей священного Письма и священного авторитета всего право-

славного мира - при полной политической автономии от Москвы. Тем

самым будет исправлена трагическая "ошибка" или деформация нашей

истории, когда после падения Византии центр православия переместил-

ся в Москву, а там попал в зависимость от политической власти. Вели-

кий принцип разделения духовной и политической власти был нарушен,

что привело к государственной сервилизации официального правосла-

вия, а тем самым - к угрозе потери им статуса мировой (а не нацио-

нально-государственной) религии. У Киева сегодня есть шанс возродить

православие как мировую религию, не кланяющуюся земным авторите-

там.

Таким образом, очень возможно, что в абсурде политического разде-

ления, неожиданного раздела земного имущества между нашими наро-

дами, таится высшая хитрость мирового разума. Сегодня катастрофиче-

скую порчу человека, угрожающую тотальной гибелью, может предот-

вратить только новый грандиозный религиозный подъем. В наибольшей

мере эта порча ощущается сегодня в постсоветском пространстве. Но

там, где ближе всего к своему торжеству силы зла, там, как правило, и

возникает спасительная духовная реакция. Не исключено, что в нашем

пространстве преодоление порчи человека произойдет путем возвраще-

ния православию статуса действительно мировой религии - независимо-

го от государственных властей центра духовного притяжения и води-

тельства. Стать таким в Москве наше православие не может - об этом

свидетельствует весь период "постсоветского либерализма" в отношении

церкви. Едва освободившись, церковь вновь становится "официальной".

Но "официальной" настоящая церковь по определению стать не может.

Она должна сохранять способность интимно-исповедальческого притя-

жения и быть опорой "нищих духом", а не ищущего новых идейных

подпорок государства. Вот почему ей предстоит "миграция" в Киев,

выступающего в качестве не политического, а духовного центра, не

ищущего политических успехов. Для этого Киеву необходимо отстоять

свою независимость как от Москвы, так и от собственных национали-

стов, готовящих ему удел столицы незадачливого государства - марги-

нала центральной Европы. У Киева, может быть, другая судьба: не ма-

лой политической столицы, а великой духовной столицы - подлинной

хранительницы греко-византийского наследия.

<< | >>
Источник: А. С. Панарин. Политология. Учебник.— М: «Проспект»,.— 408 с.. 1997

Еще по теме АЛЬТЕРНАТИВЫ ПОРЯДКА: ДУХОВНОЕ ПОСЛУШНИЧЕСТВО ИЛИ КАЗАРМЕННОЕ ПОСЛУШАНИЕ:

  1. 8.2. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
  2. 7.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
  3. 12.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
  4. 2.7. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения Тесты
  5. 2.7. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения Тесты
  6. 78. Поддержание порядка и меры к нарушителям порядка
  7. 3. СИСТЕМА ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  8. Отрицание и духовная практика
  9. Функции духовного производства
  10. ДЕНЬГИ И ДУХОВНОСТЬ.
  11. 2. Духовная жизнь человека.
  12. Механизмы духовной жизни
  13. Духовные потребности
  14. § 1. Понятие института в духовной сфереДуховное производство
  15. ЦИКЛЫ ДУХОВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ