<<
>>

15.1. Понятие, функции и структура политической идеологии

Политическая идеология, будучи выражением национальных, классовых, партий ных, религиозных интересов, определяет направленность политических взглядов, предлагает набор определенных целостных ориентиров.

Термин «идеология» был введен французским философом и экономистом Ан- туаном Дестют де Траси для обозначения учения об идеях.

Со времени появления термина в науке сложилось множество взглядов на явление идеологии.

Во Франции при Наполеоне термин «идеология» приобрел негативный отте нок. «Идеологами» стали называть людей, проповедующих взгляды, оторванные от практических вопросов общественной жизни и реальной политики.

Маркс и Энгельс считали, что идеология не отражает действительность адек ватно. Они предложили несколько значений термина «идеология», среди которых можно выделить следующее: идеология как метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности. Действительность предстает в идеологии в искаженном, перевернутом виде, поэтому идеология оказывается ил люзорным или «ложным сознанием».

В своих работах Марк и Энгельс чаще всего определяли идеологию как «ложное сознание».

Известный исследователь проблем человеческого мышления К. Маннгейм, так же как и К. Маркс, понимал идеологию как «совокупность ложных представле ний». Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам. Наиболее важная, по его мнению, функция идеологии выражается в ее способно сти сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию. По функцио нальному признаку Маннгейм выделил собственно идеологию и утопию. Идеоло гия — это «коллективное бессознательное мышление определенных групп, кото рое скрывает действительное состояние общества как от себя, так и от других и тем самым стабилизирует его». Утопическое мышление характерно для социаль ных групп, заинтересованных в уничтожении и преобразовании существующего общества.

Поэтому они невольно видят только те элементы ситуации, которые на правлены на его отрицание. Такое мышление тоже «не способно правильно диаг ностировать действительное состояние общества... Их мышление никогда не бы вает направлено на диагноз ситуации: оно может служить только руководством к действию».

Рассматривая идеологию как одно из средств борьбы с политическими оппо нентами, К. Маннгейм выделяет частичную и тотальную идеологии. Частичная

идеология ставит под сомнение некоторые высказывания политического против ника, подчеркивая, что противник как представитель определенной социальной группы в ряде случаев сознательно или бессознательно искажает истину. Тоталь ная идеология, критикуя мировоззрение противника, дискредитирует всю струк туру его сознания, ставит под сомнение его способность правильно мыслить. Впер вые такой способ борьбы с идейными политическими противниками применил К. Маркс, декларируя научную обоснованность только своей теории.

Идеология является своеобразным духовным основанием политики. Своевре менно сформулированные идеи, идеологические доктрины позволяют разрабаты-вать адекватные подходы к оценке социальных процессов, к определению теку щих и перспективных целей политики.

Политика и идеология тесно связаны: политика привлекает на свою сторону людей, основываясь на интересах, идеология привлекает, используя идеи и обще-ственные идеалы. В совокупности они выступают как созидательная сила, моби лизующая людей на реализацию поставленных целей.

С помощью идеологии отдельно взятая территориально-культурная и полити ческая общность возвышается до осознания себя как народа, до уяснения своего места и своей роли в истории данного региона и человечества в целом. Идеология способствует рационализации мира и жизни, позволяет человеку найти устойчи вые ориентиры для своей деятельности.

Не случайно в основе кризиса любых цивилизаций и общественных систем ле жит в конечном счете идеологический кризис, но и любое общественное возрожде ние также начинается с очищения и обновления общественных идеалов, с утверж дения новой системы ценностей.

Политика и идеология не могут существовать друг без друга.

В процессе их взаимосвязи и взаимодействия теоретические концепции воздействуют на поли тические решения, а практические оценки событий и явлений влияют на содержа ние идеологии. Любая политическая цель формулируется с учетом определенных ценностей. В ценностях концентрируются наиболее значимые интересы людей, классов, наций, общества в целом. От идеологической ориентации политиков за висит понимание ими сути политики.

Взаимодействие идеологии и политики предполагает наличие у них общих черт. Во-первых, политика и идеология — это явления сознания. Во-вторых, на правленность на обеспечение интеграции общества: политика осуществляет это чгрез социальные проекты, идеология — через общественные идеалы; они могут использоваться для легитимации и оправдания власти.

Взаимодействуя, но не подменяя друг друга, политика и идеология способны решать назревшие проблемы. Так, идеология теоретически обосновывает полити ческие решения и действия, доводит их до сознания масс с помощью идеологиче ской пропаганды. Политика ставит перед идеологией практические задачи, кото рые требуется представить в виде определенных концепций с соответствующей аргументацией. Взаимосвязь политики и идеологии проявляется в функциониро вании политической идеологии.

Американский политолог Ф. Гросс характеризует политическую идеологию вж самостоятельный вид идеологии, имеющий свою структуру, цели и специфи ческую направленность. Он выделяет в политической идеологии:

И ЗЕК; 136

основные ценности («Всеобщая декларация прав человека», 10 христианских заповедей);

вспомогательные или инструментальные ценности, полезные при определен ных обстоятельствах, но не обязательные для всех (надежность, корректность, честная игра, пунктуальность и т. п.);

абсолютные ценности (свобода, равенство, справедливость, толерантность и др.).

Политическая идеология затрагивает узловые проблемы мировоззрения людей государственного и общественно-политического устройства, деятельности полити ческих партий, а также обосновывает притязания какой-либо группы на власть или ее использование, предусматривая ту или иную стратегию действия.

Одни по-литические идеологии направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление; другие — выражают стремление к переменам в общест венно-политической жизни, к смене властных элит, политической модернизации, Обобщая сказанное, политическую идеологию можно определить как совокуп ность по преимуществу систематизированных идей, взглядов, представлений той или иной социальной группы (общности), содержащую теоретическое (концеп-туальное) осмысление политической жизни и защищающую ее интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на нее.

Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием эли ты. Однако ее реальная роль в обществе зависит от того, какое воздействие ста оказывает на состояние общественного сознания.

Основными функциями политической идеологии являются:

гносеологическая — создание модели мира и определение места человека в нем;

аксиологическая — оценка прошлого и настоящего на основе различных норм и ценностей;

программно-целевая — формулирование цели деятельности группы, разработ ка программы ее достижения;

футурологическая — моделирование развития своей группы и общества в целом;

интегрирующая — формирование определенного подхода к тем или иным яв лениям социокультурной практики общества;

защитная — конкурентное взаимодействие с другими идеологиями;

социально-организационная — определение принципов организации и управле ния жизнью общности.

Внедрение идеологии в массовое политическое сознание и переход в убежде ние — процесс индивидуальный, основанный на политической и социальной прак тике субъекта. В связи с этим выделяются следующие уровни функционирования политической идеологии:

теоретико-концептуальный, в основе которого лежит формулировка основ ных положений, раскрывающих ценности, идеалы, видение мира определенно го этноса, класса, группы, государства;

программно-политический, на котором социальные принципы и идеалы пере водятся в лозунги, программы и требования политических элит, направленных на принятие управленческих решений и ориентирование политического пове-дения граждан;

• актуализированный, характеризующий степень освоения гражданами принци пов и целей идеологии, которая выражается в их политическом участии.

К основным типам политических идеологий, которые определяются наукой как классические, относятся: либерализм, консерватизм и социализм.

<< | >>
Источник: А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. Политология. 2005

Еще по теме 15.1. Понятие, функции и структура политической идеологии:

  1. 5.1. Понятие, структура и функции политической власти
  2. 24.2. Структура и функции политической рекламы
  3. 6.1. Структура и функции политической системы
  4. 43. Структура и функции политических партий
  5. 65. Политический конфликт: стороны, функции, структура
  6. 1. Понятие и структура политического сознания
  7. 14.1. Понятие и структура политической культуры
  8. 2.1. Сущность, структура и функции политической системы общества
  9. Понятие политической культуры: содержание, элементы и функции
  10. 1. Политическая глобалистика: понятие и структура.
  11. Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
  12. 2. Гражданское общество: понятие, структура, функции.
  13. 2. Современные политические идеологии
  14. Что такое политическая идеология?