<<
>>

10.2. Политическая социализация личности

Становление личности в качестве субъекта политики происходит по­степенно по мере социального созревания человека, в процессе его полити­ческой социализации. Кратко можно сказать, что политическая социализа­ция - это прежде всего вступление, врастание личности в мир политики: формирование политических представлений, ориентации и установок, при­обретение навыков политического участия.
Важнейшей функцией полити­ческой социализации является достижение личностью умения ориентиро­ваться в политическом пространстве и выполнять там специализированные функции по управлению делами общества и государства. Начиная с ранне­го детства, политическая социализация продолжается всю сознательную жизнь, поскольку первоначально приобретенные представления, ориента­ции, установки и навыки не остаются навсегда неизменными: они могут корректироваться, меняться и в зрелом, и даже в преклонном возрасте в за­висимости от различных факторов, и в первую очередь под воздействием личного общественно-политического опыта.

Длительное время при изучении процесса политической социализа­ции акцент делался на усвоение человеком специальной информации как главном условии его ориентации в отношениях власти, а также на форми­рование адаптации к политическому режиму как наиболее важной из вы­полняемых им задач. Впоследствии понимание политической социализации усложнилось. Большее внимание стало уделяться качествам, характери­зующим обратную связь личности с политической системой, т. е. ее спо­собности к самостоятельной переработке получаемой информации, творче­скому использованию опыта в индивидуальном поведении. Таким образом, для политической социализации приобрело значение не только что и как усваивается индивидом, но и каким образом значимые идеи реализуются в его поведении. Для политической социализированности индивида важно знать, как он ведет себя на выборах, действует при принятии решений, осуществляет функции политического лидера и т. д.

В конечном счете политическая социализация представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует переход требований политической системы во внутреннюю структуру личности в форме опре­деленных норм, ценностей, ролевых ожиданий и проч., а с другой - демон­стрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и воззрения, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть. Поэтому влияние общества на политические качества личности, а также контроль политической системы за ходом политической социализа­ции ограничен внутренними убеждениями и верованиями человека.

Политическая социализация осуществляется двумя основными путя­ми. Первый - это передача новым поколениям политического опыта пред­шественников, опыта, воплощенного в нормах политической культуры. Та­кая передача происходит в процессе семейного воспитания, обучения в шко­ле, через средства массовой информации и другие каналы. Второй путь - это приобретение личностью новых, ранее не известных политических знаний, усвоение нового, ранее не известного политического опыта. В реальной жиз­ни и то и другое направление перекликаются и взаимно дополняются.

Конечно, в каждом конкретном обществе существуют свои специфи­ческие каналы и механизмы политической социализации, обеспечивающие формальную и неформальную, явную и скрытую передачу традиций и при­общение людей к доминирующей политической культуре.

Вместе с тем можно говорить также и об универсальных социальных и политических ин­ститутах, которые неизбежно включены в политическую социализацию всех членов общества. В качестве общезначимых институтов политической социализации принято рассматривать семью, систему образования, средст­ва массовой информации, государственные и партийные (а также религиоз­ные) организации и отдельные политические события.

В каждой стране роль, значение и направленность действия данных институтов политической социализации может существенно различаться. В частности, в России начальная стадия становления и развития многопар­тийной системы делает партийные ассоциации для большинства населения страны малоэффективными звеньями процесса передачи политического опыта и обучения навыкам политических действий. Памятуя о протестном характере социальных воззрений большинства граждан, видимо, есть осно­вания сомневаться и в эффективности политического влияния такого ин­ститута, как семья. В то же время повышенная конфликтность нынешнего политического процесса дает основание отметить решающую роль в поли­тической социализации населения различных политических событий, кон­кретных социальных акций, сказывающихся на общественном положении наций, классов, слоев. Заметна и большая роль средств массовой информа­ции, выступающих важнейшим фактором, имитирующим потребность гра­ждан в политическом участии.

Различные общественные события, имеющие для человека личност­ную значимость (например, безработица, репрессии властей, разочарования в обнадежившем было лидере, общая неудовлетворенность жизнью и проч.), могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для вос­приятия человеком тех или иных ценностей, а также форм его отношений с властью. Учитывая же неоднозначный характер влияния социальных и поли­тических явлений на представления и ценностные ориентации человека, можно отметить, что политическая социализация является процессом одно­временного обретения и утрачивания тех или иных оценок, суждений, а в конечном счете и реальных качеств личности как политического субъекта.

Поскольку обретение и утрата политических качеств человеком не ограничена во времени и пространстве (за исключением продолжительно­сти жизни самого человека), то и политическая социализация представляет собой непрерывный и постоянный процесс. Для выделения же качественно отличных ее фаз и этапов принято выделять первичную и вторичную поли­тическую социализацию. Различия же между ними обусловлены действием трех переменных: возраста человека, наличия у него того или иного субъек­тивного опыта и способности к самостоятельным формам мышления и по­вышения в сфере политики.

Первичная политическая социализация характеризует первоначаль­ное (обычно с 3-5 лет) восприятие человеком политических категорий, ко­торое постепенно формирует у него избирательно-индивидуальное отно­шение к явлениям политической жизни. Американские ученые Д. Истон и

Денис различают четыре важнейших аспекта и стороны этой стадии поли­тической социализации.

Прежде всего, по их мнению, - это область непосредственного вос­приятия политической жизни, информацию о которой ребенок получает в общении с родителями, через их оценки, реакции и чувства. На этой почве у него осуществляется персонализация политики, в ходе которой те или иные фигуры, принадлежащие к сфере власти, становятся для него образами кон­такта с политической системой. Такими фигурами могут стать президент страны или полицейский, которых ребенок часто видит на экране телевизо­ра или около своего дома. На основании оценки их поведения ребенок как бы становится участником «политический игры» и в результате постепенно усваивает ту или иную схему поведения по отношению к власти. Уже здесь политика может восприниматься как форма борьбы за господство или как способ достижения законных целей. Таким образом, учась любить или не­навидеть различные политические образы, ребенок идеализирует политику. Впоследствии, по мере усложнения политической жизни и перехода ребен­ка к надличностному видению политики, первичная политизация предстает как институционализация го свойств и качеств.

Родители и старшие члены семьи передают ребенку не только опре­деленные политические взгляды, но и образцы политического поведения. От родителей и других членов семьи ребенок впервые получает примеры участия в политической жизни, первые эмоциональные и рациональные оценки. Атмосфера, царящая в доме родителей, формирует те черты лично­сти, вступающей в самостоятельную жизнь, которые будут иметь в буду­щем большое значение для его политического поведения: способность к со­гласованным действиям, умение обсуждать вопросы, не совпадающие с собственной позицией, проявление или отсутствие агрессивных тенденций.

Не менее важным объективным условием является социальное окру­жение. По мере взросления «объекта социализации» сила домашних связей и родительского авторитета ослабевает, а значение подростковых рефе­рентных групп возрастает. Группа ровесников - это тот первый форум, на котором ребенок сопоставляет взгляды, усвоенные в семье, со взглядами других индивидов. Тем самым группа ровесников впервые создает возмож­ность для формулирования и выражения собственных взглядов вне формы контроля старших, а также свои формы игрового взаимодействия, свою ие­рархию власти, собственные нормы солидарности и образцы поведения.

Вступая в самостоятельную жизнь в качестве общественно деятель­ной личности, индивид попадает под воздействие многочисленных объек­тивных условий, среди которых на первом месте стоит социальное положе­ние. Если последнее не подвергается серьезным переменам в течение жиз­ни, то есть адекватно социальному происхождению к окружению в период первичной политической социализации, а совокупность непроизводствен­ных связей не находится в резком противоречии с местом, занимаемым че­ловеком в общественном производстве, происходит закрепление политиче­ского сознания, сложившегося в процессе первоначальной социализации. Конфликт между социальным происхождением и новым социальным по­ложением приводит к перестройке политического сознания.

Многочисленные исследования процесса первичной социализации показывают, что для получения позитивных результатов крайне необходи­ма определенная последовательность в индивидуальном освоении социо­культурных норм.

Вторичный этап политической социализации наступает тогда, когда формы и способы усвоения человеком политической информации, а также овладение специализированными ролями в сфере власти осуществляются им по преимуществу независимо от давления группового сознания или полити­ческой ситуации. Поскольку степень такой независимости может быть раз­личной, а самостоятельность относительной, то и во вторичной социализа­ции можно выделять различные фазы, характеризующие, к примеру, этап ак­тивной реализации позиций личности или же ступень, корректирующую ее представления по тем или иным вопросам. Вторичная политическая социа­лизация вместе с тем характеризует способность личности к самостоятель­ному производству различного рода ценностей, установок и норм, а в общем смысле и к созданию новой индивидуальной культуры (субкультуры).

В настоящее время на основе социокультурных и психополитических исследований в политической науке выделяются наиболее существенные типы и модели политической социализации. К ним можно отнести:

- гармонический тип политической социализации, отражающий складывание психологически нормальных отношений человека и институ­тов власти, которые порождают его рациональное и уважительное отноше­ние к правопорядку, государству, своим гражданским обязанностям;

- гегемонистский тип, характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;

- плюралистический тип, свидетельствующий о признании челове­ком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод и характеризую­щий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам;

- конфликтный тип, формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающий цель собственной политизации в сохранении лояльности к своей группе и поддержке ее в борьбе.

Вышеназванные типы политической социализации раскрывают вер­тикальную взаимосвязь личности и господствующих норм политической культуры, подкрепленных деятельностью официальных институтов власти и сложившимися политическими отношениями. Вместе с тем для понима­ния отличительных черт политической социализации важно знать и учиты­вать особенности формирования политических взглядов и ориентиров, «предлагаемых» человеку различными группами, многообразными связями гражданина и государства, а также моделями политического участия, нося­щими частный, специфический характер.

Такой «горизонтальный» выбор политических альтернатив, вре­менная, промежуточная ориентация на те или иные идеи и суждения как нельзя лучше подтверждают поисковый, экспериментальный характер самой политической культуры. Ведь до того, как человек обретет ус­тойчивые ценностные воззрения, он должен неизбежно пройти через какие-то увлечения нестандартными идеями, оценками и представле­ниями. И только на какой основе - без привычных для тоталитаризма обвинений в «политической измене» - человек может осуществить свою личностную идентификацию, усвоить культурные ориентиры, которы­ми станет руководствоваться при защите своих интересов в отношениях с властью. И только в этом случае можно утверждать, что политическая социализация выполнила свою главную функцию - сформировала само­стоятельного и ответственного субъекта политики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте направления политической социализации личности.

2. Перечислите типы и модели политической социализации, при­ведите их характеристику.

3. Рассмотрите этапы политической социализации личности.

4. Определите содержание политической социализации.

<< | >>
Источник: Меркулов П.А.. Политология: Учебник для бакалавров, обучающихся по спе­циальности 39.03.03 «Организация работы с молодежью».Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, - 328 с.. 2015

Еще по теме 10.2. Политическая социализация личности:

  1. 49. Политическая социализация личности
  2. Формирование личности в процессе социализации.Отклоняющееся поведение личности
  3. 33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
  4. 1.6. Социализация личности
  5. Социализация личности
  6. 41. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
  7. Социализация личности
  8. Социализация личности
  9. 3. Социализация личности
  10. 3.2. Социализация личности
  11. 55. Социализация личности