<<
>>

23. Реформация и политические идеи нового времени

Реформация – широкое общественно-политическое и религиозное движение в Западной и Центральной Европе XVI в. В основе – борьба против католической церкви. Результатом Реформации стало появление протестантизма и его направлений: лютеранства, кальвинизма, англиканства.

Реформация открыла путь новым политическим и правовым идеям и изменила средневековые представления о смысле богатства, экономической активности, труда.

Новое время в Европе (XVII—XVIII вв.) – это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.

Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588–1679) в книге «Левиафан» рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию – «война всех против всех», для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства.

Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных.

Противоположная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632–1704), который исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи «общественного договора» – принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По мнению Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает, что правитель – участник общественного договора, принимающий на себя определенные обязательства. Дж. Локк обосновывает идею прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами – на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

Значительное влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689–1755). В них получает обоснование теория разделения властей: необходимо обеспечить независимость трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных – необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов-правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответствия вторых первым, так как порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.

<< | >>
Источник: Татьяна Юрьевна Шапкарина. Шпаргалка по политологии. 2009

Еще по теме 23. Реформация и политические идеи нового времени:

  1. 3. Политические идеи Нового времени
  2. 3. Политические концепции Нового времени.
  3. 25. Политико-правовые идеи Реформации
  4. 18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  5. 2. ЗНАЧЕНИЕ ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ
  6. B.C. Алексеев, H.B. Пушкарева. Шпаргалка по истории нового времени, 2008
  7. 9. СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  8. ГЛАВА 1 Начало нового времени
  9. 1. ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ В КОНТЕКСТЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
  10. 55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  11. Раздел 4ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  12. РАЗДЕЛ IV ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  13. ТЕМА 6 НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ
  14. Раздел 4 ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  15. 1. По каким критериям проходила периодизация истории Нового времени?
  16. § 2. Концепции правового государства Нового времени.Кант. Дайси
  17. 2. Политические идеи Средневековья и Возрождения
  18. Сергей Александрович Нефедов. История Нового времени. Эпоха Возрождения, 2006
  19. 18. Политические идеи Илариона