<<
>>

22. Политико-правовые воззрения эпохи возрождения

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в истории европейской культуры XIII—XVI вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества.

Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех – в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и контрреформации, крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий. Философия Возрождения развивалась в формах эстетической, этической, политической и натурфилософской мысли. Для культурного поворота Европы к Новому времени мысли, опробованные в ходе Возрождения, имели решающее значение.

В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии политической мысли сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469–1527). В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений, законов.

Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства. Применяют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ – способ человеческий, второй – диких животных. Для государей приемлемы оба способа. По Макиавелли, политика свободна от принципов морали.
Известно, что именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость – вот от чего зависит успех политики. При выборе форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единоначалие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим способом для поддержания государственной власти. Анализируя политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Соотношение борющихся сил в обществе дает конкретные формы государства. Оптимальной считает мыслитель умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетается демократический, аристократический и монархический элементы власти.

Ф. Рабле, Т. Мор, Т. Кампанелла создают яркие утопические мифы о совершенном обществе. Коммунистическая утопия итальянского гуманиста Т. Кампанеллы (1568–1639) «Монархия Мессии» представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества в рамках всемирной теократической монархии.

<< | >>
Источник: Татьяна Юрьевна Шапкарина. Шпаргалка по политологии. 2009

Еще по теме 22. Политико-правовые воззрения эпохи возрождения:

  1. 15 ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕФОРМАЦИЯ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕАЛЫ ГУМАНИЗМА
  2. ,1 2 . ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕФОРМАЦИЯ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕАЛЫ ГУМАНИЗМА
  3. 16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  4. 2. Политические идеи средневековья и эпохи Возрождения.
  5. 27. В чем заключалась гуманистическая идеология эпохи Возрождения, ее основные черты и социальные истоки?
  6. 8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  7. 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  8. 20 ПОЛИТИКА И ПРАВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  9. 16. ПОЛИТИКА И ПРАВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  10. 3. Восточное Возрождение и Западное Возрождение
  11. 3. Политико-правовые учения в Древней Индии