<<
>>

24. Политико-правовая традиция арабского востока

В начале VII в. население Аравии переживало смену эпох. Распадались древние государства, перемещались торговые пути, смешивались старые и новые социальные группы. Родоплеменной строй постепенно сменялся феодальным.

Традиционные племенные культуры теряли значение под натиском идей монотеистических религий (иудаизма и христианства). В этих исторических условиях складывалась новая мировая религия – ислам. Источниками вероучения ислама являются:

– Коран – запись проповедей, наставлений и изречений Мухаммеда (пророка – основателя ислама);

– Сунна – рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда.

Коран и Сунна – основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели» (шариат).

Мухаммед проповедовал религиозное единство арабов, братство верующих, необходимость соблюдать элементарные общепризнанные нормы морали. Коран и Сунна предписывают безусловную покорность властям. У мусульман нет иерархически организованного сословия духовенства, аналогичного католическому или православному, но есть «люди религии».

К ним относятся проповедники, знатоки и учителя богословия, теории и практики мусульманского права, кади и муфтии, вершившие суд по шариату, служители мечетей, руководители общин, братств. «Люди религии» (мусульманское духовенство) имели громадное влияние на массу верующих, считали своим правом и обязанностью контролировать и направлять политику халифов, султанов, эмиров, других носителей светской власти.

В исламе существует ряд направлений и течений, каждое из которых притязало на истинное исповедание религии. Суннизм – ортодоксальный ислам, сторонники которого признают законность Сунны. Шиизм – течение в исламе, основанное на вере в то, что преемниками Мухаммеда могут стать только его прямые потомки.

Принципы ислама как политической доктрины

1. Теократизм – утверждение превосходства духовной власти над светской.

2. Обоснование необходимости общественного и политического неравенства.

3. Богоустановленность верховной власти правителя.

4. Покорность и смирение.

Соотношение философии, религии и политики в исламе обозначил среднеазиатский политический мыслитель Аль-Фараби (870–950). Широкую известность Фараби принесли его комментарии трудов Аристотеля. Аль-Фараби предполагал, что истина постигается философией посредством «доказательных рассуждений». В трудах Фараби предпринимается попытка изложить проект идеального общества (города-государства).

Своеобразную концепцию развития государства разработал выдающийся арабский историк Ибн-Хальдун (1332–1406). Идеи Ибн-Хальдуна о государстве сложились под влиянием Аристотеля. Ибн-Хальдун различал общество и государство, стремился выявить их соотношение и закономерности развития. В соответствии с его концепцией люди создали общество для совместного добывания средств к жизни, поскольку способность одного человека недостаточна для удовлетворения его потребности в пропитании. Разделение труда – первейший фактор объединения; люди объединяются также для защиты от внешней угрозы.

<< | >>
Источник: Татьяна Юрьевна Шапкарина. Шпаргалка по политологии. 2009

Еще по теме 24. Политико-правовая традиция арабского востока:

  1. 25. Политико-правовая традиция сша
  2. ТЕМА 11 Империя на Востоке: Арабский халифат
  3. 8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  4. Восток и мир накануне третьего тысячелетия: наследие, традиции и перспективы
  5. 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  6. 3. Религиозно-культурные традиции ислама и политика.
  7. 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока
  8. 5 ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ
  9. 4. ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ
  10. БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК: ИСЛАМ, ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА
  11. § 3. Политико-правовая культура России XX в.