<<
>>

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА

У этого документа удивительная судьба. Здесь все необычно: трагические обстоятельства, при которых распоряжение составлено; передача из рук в руки для сохранения, спасения; путеше-ствие из одной страны в другую и, наконец, место его последнего пристанища.
Какова же история этого документа? На Всероссийском Церковно-Поместном Соборе 1917—1918 гг.
были заложены основы канонического устройства Православной Российской Церкви; одной из них было восстановление патриаршества. Синодальный период Русской Церкви закончился, Собор избрал Патриархом Московским и всея Руси Тихона.
В 1917 г. Собор неоднократно обращался к противостоящим политическим силам с призывом воздержаться от кровопролития. После победы революции Собор обратился и к победителям. Но политические страсти и классовая вражда разгорались.
Отношения между церковью и государством к началу 1922 года обострились до предела. И когда в условиях жесточайшего голода ВЦИК 23 февраля принял постановление (опубликовано в «Известиях ВЦИК», 26 февраля) об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих, Патриарх Тихон взывал к милосердию паствы, но милосердию добровольному, обратился с посланиями «Ко всем верным чадам Православной церкви», в котором призывал противодействовать насильственному изъятию церковных ценностей, не допускать надругательства над Святыней. В Москве и Петрограде произошли столкно-вения. Были убитые и раненые. За противодействие изъятию церковных ценностей, агитацию против постановления ВЦИК, сокрытие ценностей к судебной ответственности был привлечен ряд священников и верующих. Состоялись процессы; наиболее крупные из них в Москве (май 1922 г.) и в Петрограде (июнь 1922 г.). Московский процесс превратился в суд над церков-ными иерархами. Представшие поначалу в качестве свидетелей Патриарх Тихон и архиепископ Никандр судебным постановле-нием были привлечены к суду как инициаторы преступных деяний, инкриминированных в ходе процесса обвиняемым. В это время, когда Патриарх Тихон находился э Донском монастыре под домашним арестом и не имел связи с пастырями и паствой, к нему являлась делегация «обновленцев» во главе с протоиереем Введенским, священниками Красницким, Калиновским, и потребовала передачи церковного управления в их руки. Оказавшись в трудном положении, Патриарх наметил кандидатами в местоблюстители престола митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела. Однако митрополит Вениамин к тому времени уже был под арестом, а митрополит Агафангел отказался занять место Патриарха на условиях, диктуемых «обновленцами». Этим воспользовались представители обновленческой церкви, собрав 29 мая 1922 г. учредительное собрание и создав на нем Высшее церковное управление. Проходивший с 29 апреля по 8 мая 1923 г. обновленческий «поместный собор» лишил патриарха Тихона сана и монашества, вернув ему мирское имя — Василия Ивановича Белавина. Церкви грозил раскол...
Чтобы не допустить раскола, вызываемого обновленческой ересью, Патриарх Тихон обратился к Верховному Суду РСФСР с заявлением: «... Я заявляю Верховному Суду, что отныне я Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмеже- вываюся как от зарубежной, так и от внутренней монархическо- белогвардейской контрреволюции». После заявления Патриарха его формальные позиции упрочились, и это выбило козыри из рук «обновленцев». Суд принял решение освободить Патриарха Тихона из-под стражи. Позднее Президиум ВЦИК постановлением от 21 марта 1924 г. прекратил дело по обвинению Патриарха по ст. 62, 112 Уголовного кодекса РСФСР.
15 июля 1923 г. Патриарх Тихон объявил, что он возвращает себе всю полноту церковной власти.
После этих событий и состоялось «распоряжение», датированное 23 ноября 1923 г.
«В случае моего ареста, осужденья, гражданского, насильственного удаления от дел управления или кончины назначаю, до избрания Патриарха канонически и свободно созванным собором Православной Русской Церкви, своим заместителем Ми-трополита Ярославского Высокопр(еосвященного) Агафангела, а в случае его отказа или устранения—Митрополита Казанского Высокопр (еосвященного) Кирилла.
23 ноября 1923 г. Москва. Донской монастырь.
Тихон Патриарх Московский и всея Руси.
«Российский архив» т. 1, стр. 237—241.
<< | >>
Источник: Мунчаев, В.М. Устинов, А.А. Чернобаев. Политическая история российского государства: Учебник для вузов Мунчаев, В.М. Устинов, А.А. Чернобаев ; Под ред. проф. Ш.М. Мунчаева. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1998. - 487 с.. 1998

Еще по теме РАСПОРЯЖЕНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА:

  1. Матриарх (или патриарх)
  2. Патриарх Никон и раскол в Русской православной церкви.
  3. 2. ДЕЛО ПАТРИАРХА НИКОНА
  4. ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПОЛЬШИ В МОСКВУ ПАТРИАРХА ФИЛАРЕТА И ВЛИЯНИЕ ЕГО НА УПРАВЛЕНИЕ СТРАНОЙ (1619 год)
  5. 33. Политические и правовые идеи патриарха Никонаи протопопа Аввакума
  6. Распоряжение
  7. Принцип свободы распоряжения денежными средствами.
  8. 5. Распоряжение о регулировании времени индустриальных рабочих
  9. РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ.
  10. Распоряжение товарным знаком.