<<
>>

16.3. Концепции Эрхарда и Мюрдаля

Концепция социального рыночного хозяйства была разработана и апробирована в 1950—1960 годах канцлером ФРГ, ученым и поли­тиком Людвигом Эрхардом (1897—1977). Л. Эрхард писал: «Сегод­няшняя система должна либо принять форму более свободного ры­ночного хозяйства, либо повернуть в сторону абсолютного тотали­таризма»1.

Теория социального рыночного хозяйства возведена в ранг официальной государственной доктрины и стала основной эконо­мической программой Западной Германии.

По своим теоретическим установкам концепция социального рыночного хозяйства была близка к кейнсианской теории косвен­ного регулирования экономики.

Л. Эрхард справедливо делал ставку на развитие производства (экспансия хозяйства), а не на перераспределение продукции. На этой основе предполагалось обеспечить всем трудящимся повыше­ние заработной платы в соответствии с ростом производительности труда.

Социальное рыночное хозяйство, по мнению Л. Эрхарда, не­мыслимо без приведения в порядок государственного бюджета посредством систематического сокращения расходов и смягчения налогового бремени.

Оно предусматривало увеличение номи­нальных доходов, низкие налоги, льготы для свободного частого инвестирования, защита внутреннего рынка от внешних конку­рентов.

Важным элементом социально ориентированного рынка стала система эффективной занятости, которая включала в себя перепод-

1 Эрхард Л. Полвека размышлений: речи и статьи. М., 1993. С. 7.

готовку кадров, регулирование рабочих мест, развитие обществен­ных работ и др. По мнению Эрхарда, социальная политика — поли­тика не в угоду миллионерам, а политика для миллионов. При этом четко разграничивалось, с одной стороны, милосердие к слабым, обеспечение им общественной защиты и поддержки и, с другой стороны, обеспечение свободы и самостоятельности сильным, т.е.

лицам, которые в силу своих способностей и возможностей могли самостоятельно добиться успеха в жизни.

Социальная ориентация рынка требовала усиления государст­венного регулирования всех сфер общества, и прежде всего его экономической основы. При Эрхарде в научный обиход вошел тер­мин «социальное государство».

При Эрхарде усилилось воздействие государства на механизм функционирования рынка посредством взаимосвязанной социаль­но-экономической, валютно-финансовой, научно-технической, ин­вестиционной и экологической политики, обеспечивающей необ­ходимое развитие производства и решение социальных проблем. Важное место в государственном регулировании немецкой эконо­мики принадлежало индикативному планированию. Это планиро­вание предусматривало установление вместо директивных показа­телей определенных рекомендуемых (индикативных) плановых показателей. Высокая эффективность индикативного планирова­ния в ФРГ была обусловлена рядом факторов. Прежде всего для реализации этих планов приводился в действие мощный экономи­ческий, административный и правовой инструментарий. Следует также отметить высокую квалификацию составителей планов, твердость и последовательность профессионального государствен­ного аппарата, выработку широкого национального согласия и ат­мосферу социального партнерства. В результате индикативные планы в ФРГ выполнялись в целом лучше, чем директивные пла­ны в СССР, где «выполнение» нередко достигалось за счет много­кратной корректировки показателей.

Концепция социального рыночного хозяйства Эрхарда имеет много общего с концепцией другого социал-демократа, лауреата Нобелевсквй премии Гуннара Карла Мюрдаля, автора так называе­мой шведской модели социализма.

Подчеркивая регулирующую роль государства, Мюрдаль счи­тал его способным преодолеть стихию рынка. Вмешательство го­сударства, по его мнению, преобразует стихийное рыночное хо­зяйство в новую регулируемую экономику, свободную от проти­воречий и недостатков старого строя, в которой будет осуществ­лен идеал всеобщего равенства и созданы равные экономические возможности для всех.

Особая модель социального государства в Швеции основывалась на сложной системе прямых и косвенных налогов.

По мнению Мюрдаля, главное в государстве — это социальная защита населения, под которой он понимал систему законодатель­ных, экономических и социальных гарантий, обеспечивающих рав­ные условия для повышения благосостояния как за счет личного трудового вклада, так и за счет предпринимательства. Кроме того, это государство должно было обеспечить создание достойного уровня жизни для нетрудоспособных.

Создание социальной защиты, по мнению Мюрдаля, преду­сматривало следующие направления деятельности государства:

• обеспечение членам общества высокого прожиточного мини­мума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объ­ективных причин она необходима;

• установление привилегий малоимущим и изъятие привилегий у тех, кто в них не нуждается;

• создание условий, позволяющих гражданам зарабатывать средства для полноценной жизни любыми не противореча­щими закону способами;

• создание условий, обеспечивающих удовлетворение высокого уровня потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;

• обеспечение благоприятных условий труда для наемных ра­ботников, защита их от негативных воздействий рыночной экономики;

• обеспечение экологической безопасности членов общества;

• защиту граждан от преступных посягательств;

• защиту гражданских и политических прав и свобод, соответ­ствующих принципам правового, социального государства;

• защиту от политического преследования и административного произвола;

• обеспечение свободы духовной жизни, защиту от идеологиче­ского давления;

• создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных его ячейках и струк­турных образованиях, защиту от психологического прессинга;

• обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.

Для реализации этих мер социальной защиты необходимо изучать и формировать стремления людей, которые, по оценке Мюрдаля, «действительно принадлежат к числу самых важных социальных явлений, и они в огромной степени определяют ис­торию»1.

Успехи Германии и Швеции в 1950—1960-х годах объяснялись многими причинами, и прежде всего правильным выбором модели общественного развития.

В настоящее время в мире, как известно, действуют две модели общественного развития с различными их модификациями:

• социально ориентированная модель, основанная на свобод­ном сосуществовании разных форм собственности, с сильной социальной функцией государства и индикативным планиро­ванием и прогнозированием. Сторонниками этой модели бы­ли Эрхард и Мюрдаль;

• так называемая неоклассическая, монетарная модель, осно­ванная на отрицании государственной собственности и, соот­ветственно, на абсолютизации частной собственности, что предполагает резкое сокращение социальной функции госу­дарства. Именно эту модель выбрали российские реформато­ры по настоятельной рекомендации МВФ.

<< | >>
Источник: Под ред. И.В. Бородушко, В.В. Лукашевича; Н.Д. Эриашвили и др.. Основы менеджмента учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 271 с.. 2012

Еще по теме 16.3. Концепции Эрхарда и Мюрдаля:

  1. Первая группа концепций и моделей Концепция приоритета экономических интересов собственников
  2. Третья группа концепций 1. Концепция (гипотеза) эффективности рынка капитала
  3. Вторая группа концепций и моделей Концепция временной ценности денежных ресурсов
  4. ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА В КОНЦЕПЦИЮ МАРКЕТИНГА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
  5. 1.3.1.Понятие концепции и их виды в финансовом менеджменте.
  6. 25 КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА
  7. 3. Концепция индикативного планирования. Государственный дирижизм
  8. Концепции контроля
  9. 1.4. БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
  10. КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  11. БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
  12. 1.3.8.Концепция альтернативных затрат
  13. 8.Концепция структуры капитала.
  14. 2.2. Концепция социально-этического маркетинга в фармации
  15. 2.1. Концепция бизнеса (резюме)
  16. 2.2. Концепция управления персоналом
  17. Разработка концепции франчайзинга
  18. 76. Концепции способностей
  19. 1.3.4.Концепция оценки стоимости капитала
  20. 15.Концепция агентских отношений.