<<
>>

12.3. Социальная ответственность и этика менеджера

Социологические исследования, проведенные в США, свиде­тельствуют, что начинающие бизнесмены, как правило, стремят­ся прежде всего к деньгам, власти, вещам, усматривая смысл жизни в накопительстве.
Столь однобокая устремленность вряд ли может способствовать решению социальных проблем и под­рывает сами основы экономики, а следовательно, и коммерче­ской деятельности.

Получение прибыли любой ценой и в короткие сроки стало це­лью для многих отечественных коммерсантов. Об этом, в частно­сти, свидетельствует рост реализации населению недоброкачествен­ных товаров. На страже интересов покупателей стоят законы и соз­даваемые в нашей стране общества защиты прав потребителей. Од­нако юридическую ответственность не следует отождествлять с со­циальной.

Под юридической ответственностью понимается следование за­конам и законодательным нормам, отклонение от которых карается в судебном порядке. Социальная ответственность в отличие от юридической подразумевает добровольное соблюдение моральных и этических норм или добровольный отклик на социальные пробле­мы.

Например, отчисление части прибыли организации в благотво­рительные фонды, оказание помощи малоимущим и т.п.

Являясь составной частью общества, предприятие должно не только учитывать моральные нормы общества при определении своих стратегических и тактических целей, но и способствовать укреплению моральных основ общества. Предприятия должны ис­ходить из ответственного поведения, оказывая тем самым под­держку обществу. Высокий уровень социальной ответственности менеджеров создает имидж фирмы и способствует популярности ее марки.

Сердцевиной проблемы социальной ответственности является этика человека. Менеджер, полагающий, что организация должна максимизировать прибыль любой ценой, вряд ли способен высоко ценить альтруизм, стремиться к соблюдению этических норм и быть примером для своих подчиненных.

Этика не только затрагивает проблему социальной ответствен­ности, но и должна рассматриваться в широком спектре поведе­ния руководителей и подчиненных. Более того, с этических пози­ций должны оцениваться и цели и средства, используемые в ме­неджменте. Так, если торговая фирма в погоне за высокой прибы­лью строит свою стратегию на реализации населению дорогостоя­щих импортных товаров сомнительного качества, то она не только нарушает юридические нормы, но и снимает с себя социальную ответственность, демонстрируя неэтичное корпоративное поведе­ние. Внутри такой фирмы, как правило, тоже немало этических дилемм у руководителей и подчиненных.

Американские специалисты в области менеджмента в целях по­вышения этичности поведения рекомендуют создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий, обучение этическому пове­дению. Однако, согласно опросу общественного мнения, в США в середине 1980-х годов только 7% американцев считали, что общий этический уровень в стране повысился, а 65% — что он снизился[3].

В нашей стране предпринимаются попытки заимствования американской системы ценностей и опыта без должного анализа и корректировки. Однако эти попытки вряд ли могут иметь пер­спективы. Традиционный российский менталитет исключает по­нимание обогащения как главного результата хозяйственно- экономической деятельности. На протяжении десяти веков своей истории русский народ уважительно относился к производитель­ному труду, направленному на удовлетворение человеческих по­требностей, и безоговорочно признавал приоритет за производст­венной сферой, а вторичность сферы обращения и финансово- кредитной политики как средства управления экономикой не вы­зывала сомнения. Традиционно для нашей страны и государст­венное регулирование экономики.

Определенное негативное наследие оставило партийное управ­ление экономикой, ориентированное на выполнение установок господствующей партии и порождавшее протекционизм, коррумпи­рованность и безответственность номенклатурных руководителей.

Однако замена этих негативных сторон партийного управления культом наживы и обогащения вряд ли способна вывести из кризи­са нашу экономику.

Центральной фигурой в хозяйственной жизни страны должен стать производитель необходимых товаров и продуктов. Торговля же должна выполнять функции честного посредника между изгото­вителем и потребителем, а не лукавого коммерсанта, наживающего­ся на перепродаже или припрятывающего товар, чтобы сохранить дефицит и напряженность на рынке.

Гораздо более эффективной оказалась практика японского ме­неджмента в части формирования и соблюдения этических норм внутри фирмы. Позитивные внутрифирменные моральные нормы и традиции в послевоенной Японии связаны с именем Мацуситы — руководителя одной из крупнейших корпораций мира, который при жизни был назван гением менеджмента. Мацусита проповедовал «гармонию интересов» труда и капитала во имя процветания стра­ны. Он ввел полный хозрасчет и самостоятельность каждого под­разделения предприятия, что создало основу для более рациональ­ного использования всех ресурсов. Мацусите принадлежат семь ценностных ориентиров, которые рассматриваются как духовное завещание и ежедневно повторяются служащими его предприятий. К этим ценностным ориентирам относятся следующие этические нормы:

• не хитри и будь честным;

• будь хозяином на своем месте;

• не живи вчерашним днем, постоянно совершенствуй свои по­знания;

• относись с уважением и вниманием к окружающим;

• все время помни о внешнем мире, приспосабливайся к зако­нам его развития;

• с благодарностью относись к тому, что имеешь и получаешь, — мы все берем у общества в долг;

• не уставай вопрошать, на кого ты работаешь? Ответ только один — на общество.

Все эти этические нормы перед началом смены не только декла­рируются в устной форме на десятках предприятий Японии, но и реализуются в практической деятельности персонала, что позволяет японским предприятиям производить и реализовывать высококаче­ственную, конкурентоспособную продукцию.

<< | >>
Источник: Под ред. И.В. Бородушко, В.В. Лукашевича; Н.Д. Эриашвили и др.. Основы менеджмента учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 271 с.. 2012

Еще по теме 12.3. Социальная ответственность и этика менеджера:

  1. Глава 5. Этика и социальная ответственность в международном бизнесе
  2. 3.2. Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу
  3. V Современные формы оборонительной реакции. — Теория естественной санкции (санкции физической, биологической, социальной). — Ответственность социальная вместо ответственности нравственной. — Человек всегда ответствен за свои поступки уже только потому и поскольку он живет в обществе.
  4. 3.8. Этика бизнеса как социальный регулятор
  5. 2. "Корпоративная" этика чиновника: истоки, социальные последствия, пути преодоления
  6. Менеджер по социальным льготам.
  7. Вместо введения: Менеджер как коммуникатор. Коммуникативные качества менеджера
  8. Сферы социальной ответственности
  9. Корпоративно-социальная ответственность
  10. Сущность этики и социальной ответственности в международном бизнесе
  11. Управление социальной ответственностью компаний, ведущих бизнес в зарубежных странах
  12. Правовое регулирование этики и социальной ответственности в международном бизнесе
  13. VI Эклектические теории ответственности. — Относительная свобода воли (ограниченная свобода — идеальная свобода — практическая свобода — противодействующий мотив — индивидуальный фактор). — Свобода разума. — Волеопределяемость. — Устрашимость. — Нормальность. — Индивидуальное тождество и социальное сходство. — Состояние преступности. — Заключение.Две конечных проблемы: а) форма социальной санкции; б) критерий социальной санкции. — Меры превентивные, меры вознаграждения, меры репрессивные, меры и
  14. Менеджер по персоналу (Ьг-менеджер)
  15. 14.7. Ответственность за нарушение исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  16. 12 ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА
  17. 2.Общество с ограниченной ответственностью и дополнительной ответственностью (ст.87-95 ГК РФ, часть 1)
  18. 9.3.1. Страхование гражданской ответственности 9.3.2. Другие виды ответственности
  19. Деловая этика
  20. 1. Этика государственного служащего: соотношение должного и сущего