3. Взаимодействие современного и традиционного в социальной сфере стран Востока. а) Российские востоковеды о современном и традици­онном в структуре стран Востока.

В странах Востока возник своеобразный симбиоз традиционных структур и со­временных капиталистических обществ. В постколониаль­ный период экономическое и социальное развитие шло в направлении усиления этого симбиоза, что придавало раз­витию восточных стран особенные черты.
Постколониаль­ное развитие показало, что азиатские страны в процессе модернизации, ориентируясь на Запад, не восприняли за­падный путь развития. В 50-е и 60-е годы подобное состоя­ние восточных обществ рассматривалось как переходная структура, которая рано или поздно приводит к формирова­нию классов буржуазного общества. В отечественном восто­коведении слишком долго господствовала марксистская идея классообразования, в основе которой лежали принципы фор­мирования классовой структуры в Западной Европе.

В начале 70-х годов А. И. Левковский выдвинул концепцию «специфической многоукладности развивающихся стран. Ав­тор данной концепции и его последователи отказались от упро­щенного взгляда на сложность и пестроту социальных струк­тур в странах Востока как на простое выражение их переходно­го периода. Они стали рассматривать сложившуюся структуру восточных обществ как явление, обладающее определенной са­мостоятельностью. Авторы згой концепции обратили внимание на наличие особых, присущих только Востоку черт и явлений, неповторимых закономерностей и самобытных структур. Мно-гоукладность была главным отличием восточного общества от европейского. Левковский А. И. считал, что многоукладность для европейских обществ — нечто второстепенное и преходя­щее, а для азиатских обществ это — принципиальная, устой­чивая, сущностная характеристика. Впоследствии это дало воз­можность востоковедам по-новому поставить вопрос об особен­ностях развития социальных процессов на Востоке. Сложив­шиеся структуры в азиатских и африканских странах стали рассматриваться как внутреннее свойство развития восточных цивилизаций. Позже была выдвинута идея о том, что настало время поставить вопрос о стойкой многоукладное™, сопровож­дающей весь процесс исторического развития Востока с момен­та его выхода из первобытнообщинного состояния.

Новые подходы к особенностям восточного развития про­явились в выдвинутой Симония Н. А. концепции синтеза современного и традиционного начал в процессе эволюции восточных обществ. Разработанная ученым концепция со-держала представление не о дез интеграционном, а, наобо­рот, интеграционном механизме при столкновении капита­листических обществ Запада с докапиталистическими об­ществами Востока. В данном случае процесс развития моде­лировался как взаимодействие современных и традицион­ных форм — экономических, социальных и политических. Этот взгляд возобладал в ученой среде и сильно повлиял

ни теоретические конструкции многих исследователей, изу-чающих общественные процессы в развивающихся странах.

Ю. Г. Александров, при изучении социальной структуры в современных восточных обществах, отметил необходимость изу­чения проблемы специфической рациональности, присущей тра­диционной экономической и социальной организации восточ­ных обществ, прежде всего крестьянства. По Ю. Г. Александ­рову, именно такая рациональность составляет принципиаль­но важную предпосылку для активного взаимодействия тен­денций модернизации и традиции в жизни современных вос­точных обществ. Благодаря ей восточные цивилизации в це­лом обнаруживают способность не только усваивать западные технологические, экономические и культурные достижения, не разрушая основ собственной социальности и культуры, но и накладывать мощный отпечаток своей цивилизации на весь ход мирового развития. Таким образом, постколониальный Восток развивался на основе причудливого сочетания тради­ционных черт общества с современными, утверждавшимися на основе развития капитализма и интеграционных процессов е мировом экономическом пространстве.

<< | >>
Источник: В. И. Бузов, под ред. А. А. Его­рова. Новейшая история стран Азии и Африки (1945­ - 2004): учеб. пособие— Ростов н/Д : Феникс, — 574 с. — (Высшее образование).. 2005

Еще по теме 3. Взаимодействие современного и традиционного в социальной сфере стран Востока. а) Российские востоковеды о современном и традици­онном в структуре стран Востока.:

  1. РЕЛИГИИ ВОСТОКА: РОЛЬ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН СОВРЕМЕННОГО ВОСТОКА. ИСЛАМ
  2. ОБЩЕСТВО ВОСТОКА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННОГО КАПИТАЛИЗМА И ТРАДИЦИОННОГО ВОСТОЧНОГО ОБЩЕСТВА
  3. Феномен развивающихся стран и традиционный Восток
  4. б) Современное и традиционное в экономике развиваю­щихся стран.
  5. 2. Современные и традиционные черты экономического развития освободившихся стран. а) Роль государства в экономическом развитии осво­бодившихся стран.
  6. 3.Социальная эволюция стран Востока
  7. Глава 8 Новая история в странах Востока и Азии. Колонии и зависимые страны
  8. 6) Особенности, формирования социальной структуры восточных обществ: традиционные и современные черты
  9. Современный Восток: процессы и проблемы
  10. 7.1. Особенности развития стран Востока в Средние века
  11. 7.1. Особенности развития стран Востока в Средние века
  12. 7.1. Особенности развития стран Востока в Средние века
  13. Страны Востока и факторы трансформации
  14. 4.7. Страны Востока в период колониализма