<<
>>

11. Возникновение просветительского и конституционного движения. «Новые османы»

Иностранный капитал консервировал феодальные отноше­ния в стране, но все же буржуазные отношения начинали раз­виваться. Ликвидация ленной системы еще не означала вве­дения частной собственности на землю, но де-факто открыла возможности для купли-продажи земельных владений. Сре­ди аграрного населения усилилось социальное расслоение, росла специализация сельского хозяйства. Крупные и мел­кие помещики, верхушка крестьян все более втягивались в рыночные отношения. Они открывали лавки, приобщались к разнообразным финансовым операциям.
В городах также существовала многочисленная прослойка купцов и мелких предпринимателей, отдававших себе отчет в том, что феодаль­ные пережитки и засилье иностранного капитала сдерживает развитие. Таким образом начавшиеся развиваться в турецком обществе буржуазные элементы с первых своих шагов наткну­лись на препятствие в виде самодержавия, доминирующего в стране иностранного капитала, инонациональной компра­дорской буржуазии, капитуляций. В 1870-е годы в передо­вых слоях общества стал оформляться пусть еще смутный, но все же протест против сложившегося положения. Выразите­лем этого недовольства являлась складывающаяся интелли­генция, по происхождению в основном феодальная, но по идеологии уже буржуазная. Реформы Махмуда II и танзимат все же открыли дорогу светскому образованию, способствова­ли развитию политической и культурной жизни, появлению в 1860-х годах турецкой литературы и публицистики.

Ее виднейшими представителями были первые турецкие просветители. Ибрагим Шинаси, Намык Кемаль, Зия-бей и другие. Они основали «Османское общество просвещения»

и «Книжное общество». Деятельность этих просветительских организаций, так же как и основанная Ибрагимом Шинаси газета «Тасвар иэфкяр» («Выразитель идей»), знакомили об­щество с новыми идеями и понятиями. Это нашло отражение в том числе и в появлении новых слов в литературном турец­ком языке: «отечество», «нация», «патриотизм», «револю­ция» и др. В целом это свидетельствовало о начале прЬцесса складывания турецкого населения в буржуазную йацию, а также о росте национального самосознания.

В 1865 г. в Стамбуле была создана тайная политическая организация, поставившая своей целью добиться введения конституционного строя в Турции. Организация насчитыва­ла около 250 человек. Среди них был драматург Намык Ке- маль и другие представители писателей и журналистов, но были также представители бюрократии, офицерства, торго­вой буржуазии. Члены организации называли себя «новыми османами». В Европе это движение получило название «Мо­лодой Турции», а его участников стали называть младотур­ками.

«Новые османы» надеялись, что им удастся убедить или заставить султана Абдул-Азиза (вступил на престол в 1861 г.) принять конституцию. В 1865 г. они организовали заговор, который очень быстро был раскрыт. Часть «новых османов» была арестована, другие бежали за границу. На заподозрен­ных в сочувствии к «новым османам» обрушились репрессии.

<< | >>
Источник: Под ред. А.М. Родригеса. Новая история стран Азии и Африки. XVI—XIX вв. : учебник для студ. высш. учеб. заведений [Е.Ю. Ванина и др.]; в 3 ч. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, — Ч. 2. — 463 с.. 2010

Еще по теме 11. Возникновение просветительского и конституционного движения. «Новые османы»:

  1. Новые социальные движения
  2. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ
  3. Турки-османы.
  4. Просветительские идеи во Франции
  5. Просветительская мысль в Британии
  6. Просветительские идеи в Германии
  7. Просветительская мысль в Италии
  8. "Новые кочевники” и новые идентичности.
  9. Просветительская мысль в Северной Америке
  10. Конституционный строй
  11. Конституционный Суд РФ
  12. § 4. Конституционное правление
  13. 5.7. Основы конституционного строяРоссийской Федерации
  14. § 2. Общественные движения и их исследования в социологииПонятие социальных движений
  15. 13.3. Проведение конституционных реформ
  16. Движение Сопротивления. Партизанское движение в подполье и тылу врага.