<<
>>

1. Цивилизационные основы и единство арабов.

Сегодня в мире насчитывается около двадцати арабских государств, и все они являются наследниками арабского мира времен халифата, история которого ведется еще с VTJ века. Религи­озно-культурное наследие явилось основой развития арабс­кого общества, которое меняет свой облик, сохраняя глав­ные традиции своей цивилизационной структуры.
Объеди­ненные общей исторической судьбой, языком, религией, куль­турой арабы считают себя частью единой арабской нации. После распада халифата арабы попали в вассальную зави­симость от Османской империи, а несколько позже оказа­лись в колониальной и полуколониальной зависимости от европейских государств. Европейский колониализм углубил экономическое и политическое разделение арабских наро­дов. Политическую независимость арабские страны обрели сравнительно недавно, в середине двадцатого века, но стали играть заметную роль на мировой арене.

Академик Васильев Л. С. подразделяет арабские страны на три большие зоны: африканскую, восточно-средиземно­морскую и аравийскую, У каждой из этих зон своя истори­ческая судьба, что в значительной степени усиливает разни­цу среди арабских стран, как во внутренней политике, так и во внешнеполитической ориентации. Арабские страны Аф­рики резко выделяются на общем фоне своей отсталостью и смыкаются с негритянским миром африканского континен­та. В Мавритании и Судане заметная доля населения — не­гроидные этнические общности. Это сказалось на сепарати­стских тенденциях в этих странах и серьезной внутриполи­тической нестабильности. Арабы средиземноморской зоны существенно отличаются от арабов аравийской, преимуще­ственно населенной бедуинским населением. Разница состо­ит, прежде всего, в глубине цивилизационного фундамента, суть которого сводится к тому, что в восточно-средиземно­морскую зону арабы пришли на интенсивно развитое земле­делие (Египет и Двуречье) и высокую культуру ремесла, что не могло не сказаться на последующем развитии арабов это­го региона. В результате природных условий на Аравийском полуострове длительный период была возможна кочевая жизнь бедуинов, и только лишь в новейший период в связи с разработкой нефтяных ресурсов экономика и социальная жизнь арабов существенно изменились.

За истекшие полвека арабский регион был самым насы­щенным в мире по числу международных конфликтов, рево­люций, локальных войн. Это объясняется, прежде всего, тем, что арабские страны находятся на стыке, разломе мно­гих цивилизаций мира, и своим военно-стратегическим по­ложением. В период «холодной войны», в условиях жестко­го противостояния, СССР и США стремились усилить свое влияние в этом регионе и существенно влияли на процессы внутреннего развития арабских стран. В политическом и экономическом смысле арабские государства оказались рас­колотыми в результате внешнеполитического воздействия.

Речь идет об экспериментах в духе принятия арабскими странами марксистского социализма и влиянии советской иде­ологии на их внутриполитическое и экономическое развитие. Эксперименты «социалистической ориентации» стал прово­дить Египет в период насеровской власти, эту же ориентацию избрали Алжир, Ливия, Ирак и Сирия. Арабские государства слепо следовали «социалистическим закономерностям* с их основным курсом на национализацию и кооперацию экономи­ки, на ограничение частного сектора и свободного рынка.

Конечно, эти эксперименты сопровождались усилением цент­ральной власти, перерастающей в деспотическую диктатуру с вытекающими Последствиями. И хотя каждая из этих арабс­ких стран отступала от марксистской модели социализма и не во всем следовала советско-социалистическому курсу, общие результаты были одинаковыми: социально-экономический и политический кризис поставил эти государства в очень труд­нос положение. В разное время, а Египет был первым, арабс­кие страны сделали поворот в сторону частнособственничес-кой рыночной экономики. После развала Советского Союза к «советским» экспериментам уже никто не возвращался, но в то же время нельзя не видеть усиление традиционализма и национализма в этих странах, преувеличение особенных, на­ционально-исторических черт развития. Разные пути поли­тической ориентации усилили отличия и специфику развития в арабских странах. Арабские государства сегодня действи­тельно очень разные, среди них есть большие и маленькие, богатые и бедные, многонаселенные и малочисленные, но глав­ные их отличия состоят в различной социальной, экономи­ческой и политической структуре.

Трудно сказать, как развивались бы арабские страны, если бы не нефтедоллары, десятки и сотни миллиардов ко­торых щедро шли на покрытие издержек всех эксперимен­тов и опытов правящей верхушки. Сохранению необходи­мого жизненного уровня способствовали и способствуют неф­тедоллары в Ливии и Ираке, избавляя их от полного краха авантюристической политики государственных лидеров. Ко­нечно, главное богатство региона — это нефть и доходы от ее добычи и переработки. В регионе сосредоточено более 50% всех мировых запасов при самой низкой себестоимости до­бычи. Не все из арабских стран получили доступ к этому источнику нефтедолларового снабжения, что стало предме­том не только зависти, но и глазной причиной серьезных разногласий и даже войн между государствами. Ярким при­мером является война, развязанная Ираком из-за нефти про­тив Ирана в 1980 г., продолжавшаяся восемь лет; война Ирака против Кувейта в 1990 г. Наиболее крупными арабс­кими странами, которые добывают нефть и входят в состав ОПЕК, являются Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Ли­вия, Алжир, Объединенные Арабские Эмираты.

Интенсивная эксплуатация нефтяных месторождений кру­то изменила судьбы арабских стран. Саудовская Аравия, Ку­вейт и Объединенные Арабские Эмираты стали процветающи­ми государствами в арабском регионе, б то же время такие нефтяные страны как Ирак и Ливия, едва успевали латать дыры в финансовых бюджетах своих стран, созданные авантю­ристической политикой диктаторских режимов. Нефть влекла западные страны, которые делали все возможное для проник­новения в нефтеносные районы, способствовали изменению пи­вилизационной структуры арабских обществ. Нельзя забывать о том, что арабские народы сделали гигантский скачок от до-капиталистических и слаборазвитых капиталистических отно­шений в современное капиталистическое общество с его разви­той рыночной структурой и инновационными технологиями. Главная особенность современного развития арабских стран состоит в синтезе ультрасовременных нефтедолларовых дос­тижений и сохранении традиционных укладов жизни. В араб­ских странах произошло удивительное совмещение средневе­ковых традиций, морали и идеологии с современной экономи­кой, современной технологией производства и образом жиз­ни. В частности, аравийские монархии XXI века (Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман и ОАЭ) представляют собой интерес­ный парадокс истории, когда, с одной стороны, это витрина возможностей современной техники и технологии, а с дру­гой — общественные отношения базируются на родоплемен-ных связях, уходящих вглубь первобытного образа жизни ко­чевников-бедуинов. Эти противоречия в разной степени при­сутствуют во всех остальных странах арабского мира.

Несомненно, цивилизационные основы арабского обще­ства способствуют сближению арабских пародов, и такая тенденция довольно сильно ощущается и находит свое от­ражение в росте арабского национализма, появлении тео­рии «насеризма» и ее крайности — «панарабизма». Нацио­нализм и его проявления сильно ощущались не только в политике Насера и Садата, но и имели место в политике современной Сирии, Ливии и других арабских стран. Борь­ба за гегемонию в арабском мире между Египтом, Сирией, Ливией и, до недавнего времени, Ираком есть результат край­него проявления национализма, который совсем не способ­ствует укреплению единства арабских стран, а, скорее, на­оборот, соперничество за лидерство в арабском мире порож­дает глубокие противоречия и конфликты.

Арабским странам удалось объединиться в 1945 году в Лигу арабских стран, созданную для защиты интересов араб­ских государств и координации их политики. В то же вре­мя, попытки создать другие организации, способные осуще­ствить процесс сближения арабских народов, закапчивались неудачей. Все попытки интеграции, а точнее ее способы, давали отрицательный результат. Искусственное объедине­ние Египта и Сирии в 1958-1961 гг. завершилось разва­лом Объединенной Арабской Республики. Ливийский лидер

М. Каддафи пытался объединить Ливию чуть ли не с кал дым из ее арабских соседей, однако эти попытки не нашли у них отклика. Переход к насильственным мерам по объедине­нию приводил к обратным результатам. Аннексия Ираком Кувейта создала напряженную ситуацию в зоне Персидского залива. Большинство стран арабского мира выступило про­тив агрессивных действий иракского государства. Таким об­разом, единство арабских стран наталкивается на сложные процессы, имеющие место в каждой отдельной стране, кото­рые не дают возможности говорить о достаточно быстром развитии тенденции объединения арабских народов.

<< | >>
Источник: В. И. Бузов, под ред. А. А. Его­рова. Новейшая история стран Азии и Африки (1945­ - 2004): учеб. пособие— Ростов н/Д : Феникс, — 574 с. — (Высшее образование).. 2005

Еще по теме 1. Цивилизационные основы и единство арабов.:

  1. Арабы Азии и мир арабов сегодня
  2. Набеги арабов, венгров и норманнов.
  3. Цивилизационный фундамент и общество
  4. Цивилизационные подходы.
  5. Цивилизационная концепция истории.
  6. Сочетание формационного и цивилизационного подходов.
  7. 1. Основные цивилизационные черты современной Ин­дии.
  8. § 4. Экономическое реформирование и цивилизационная специфика российского общества
  9. Принцип единства
  10. 3.2. Цивилизационно-этическая парадигма Древняя Греция
  11. Цивилизационный аспект: восточная и западная бюрократии
  12. 2. Особенности цивилизационного развития и конфуци­анство в современном Китае.