<<
>>

Церковь и война

В августе 1917 года Ватикан также тщетно попытался завершить войну, опубликовав против к миру папы Бенедикта XV. Помимо вполне очевидных гуманных причин этого шага, Римская католическая церковь стремилась окончить войну, заставившую католиков воевать друг против друга и подорвавшую власть Ватикана над его паствой.
В Италии католическая церковь сделалась незаменимой опорой слабого государства, ведущего непопулярную войну.

Невиданное воодушевление, с которым многие священники приветствовали войну, часто поощряя своих прихожан продолжать бойню, серьезно ослабило положение христианских церквей всей Европы. Немецкий лютеранский пастор Филипс восклицал: «Вливайте сталь 238 ГЛАВА 6

в вашу кровь! Немецкие женщины и матери павших героев не должны терпеть сентиментального отношения к войне». На более обыденном уровне война сломала сложившийся порядок служения мирян в церквах и часовнях. Некоторые миряне после войны больше не вернутся к своим когда-то постоянным церковным обязанностям.

На недолгое время смерть и страдания могли усилить духовные потребности, но в итоге они ослабили духовное влияние церкви.

Связь официальной церкви с другими традиционными формами власти — армией и имперской монархией — была значительно подорвана войной, которая, как казалось поэтам и художникам, изгнала из Европы милосердие Господне. По словам английского живописца Пола Нэша, «нигде не видно ни проблеска Божьего промысла». Европейские церкви еще до 1914 г. находились под угрозой интеллектуальных и социальных перемен — растущей урбанизации общества, движения населения, роста в Европе терпимости к нехристианским идеям, новых подходов к точным наукам и Библии. Теперь пришли новые испытания, особенно для местных приходских священников. Встречая их, некоторые священники уходили на фронт — полевое богослужение стало обыденной чертой военной жизни.
Другие становились во главе благотворительной деятельности — обмена больными или ранеными пленными, возвращения перемещенных мирных жителей — и местных начинаний дома. В Италии, например, организация «Католическое действие» основывала крестьянские банки, газеты и помогала сельским кооперативам. В надежде обрести утешение и исцеление некоторые из жертв войны устремились в Португалию после видения в Фатиме в 1917 году*.

В ходе первой мировой войны существенно усилились коммунизм и крайний национализм — два других вызова церкви. Коммунисты, которые в 1917 г. захватили власть в России, давно рассматривали религию как «опиум для народа», средство подавления бедняков средними и высшими классами общества. Крайние националисты полностью отвергали христианское учение о том, что все люди на земле в равной степени суть дети Божьи, и утверждали, что некоторые на­роды явно стоят выше. В послевоенные десятилетия обе эти доктрины бросят вызов церкви, выдвигая новые обоснования преследованиям христиан.

* Речь идет о видении Матери Божьей, которая, по словам трех детей из деревни Фатима в Южной Португалии, предстала перед ними, предрекая скорый конец войны. — Примеч. ред.

<< | >>
Источник: Бриггс Э., Клэвин П.. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней / Пер. сантл.АА. Исэрова, B.C. Нестерова. — М: Издательство «Весь Мир», - 600 с.. 2006

Еще по теме Церковь и война:

  1. 5.7. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа5.7.1. Вторая мировая война
  2. 5.7. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа 5.7.1. Вторая мировая война
  3. ТЕМА 21 ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА
  4. Христианская церковь.
  5. Церковь
  6. Церковь как социальный институт
  7. Церковь и монашество.
  8. 5. ЦЕРКОВЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIII - XV в.
  9. 2. Церковь как канал вертикальной циркуляции.
  10. Церковь и секта
  11. 1. УПРАВЛЕНИЕ ЦЕРКОВЬЮ. ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО
  12. Церковь и государственная власть.
  13. Церковь
  14. Церковь
  15. Христианская церковь
  16. Стремление папства подчинить восточную церковь.
  17. 3. ЦЕРКОВЬ НА СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВА