<<
>>

6. Тибет

Самую южную часть Центральной Азии занимал в Новое время Тибет. К началу XVI в. на территории Тибета существо-' вал о государство, власть в котором делили между собой свет­ские и религиозные деятели, представлявшие ламаистскую ветвь буддизма.

Название «ламаизм» является производным от слова «лама» (монах, жрец). Это направление возникло в результа­те синтеза в период УП-ХГУ" вв. течений в буддизме и добуд- дистских верований (шаманистского толка) населения гима­лайского региона.

Ламаизм сохранил основные положения классического буддизма относительно иллюзорности материального мира, являющегося, как представлялось его апологетам, истоф ником страданий человека. Их можно преодолеть лишь, встав на путь спасения, на котором необходимо соблюдать определенные нормы поведения, постепенно избавляясь от' жажды жизни и приближаясь к состоянию нирваны. При­близившиеся к этому состоянию «святые души» вселяются в телесную оболочку, становясь хубилганами (перерожден­цами).

В отличие от раннего (классического) буддизма, возник­шего на территории Индии, в ламаизме большее значение при­дается внешней обрядности и ритуалам, очень похожим на магические.

Ламаисты также считают, что достичь высшего состояния — нирваны, возможно путем озарения под руко­водством наставника в течение одной жизни человека, даже в одно мгновение, а не только в результате длительной цепи переходов души из одной оболочки в другую, как считали представители раннего буддизма.

Центрами духовной жизни ламаистов стали монастыри, в которых проживало иерархически организованное ламство.

В среде дамского духовенства не было единства и существова­ло два основных лагеря — так называемые «красношапочни­ки» (община Кармана), утвердившиеся в Тибете еще в XIII в. и «желтошапочники» (община Гэлукпа), оформившиеся в качестве самостоятельной силы позднее, в XV в.

Соседний минский Китай поддерживал лишь эпизодические торговые связи с отдельными тибетскими территориями и религиоз­ными центрами. Гораздо более тесные связи у тибетцев сло­жились в тот период с монголами .­В начале XVI в. во главе Тибета находилась светская ди­настия Ринпун (Ринпунга, до 1565 г.), а затем ее. сменила династия Цзанба («цари Цанга»), находившаяся у власти вплоть до 1642 г. Обе они опирались на поддержку «крас- ношапочной» общины! Однако после того как глава «жел- тошапочных», настоятель монастыря Дрэпунг Содном- Чжамцо обратил в ламаистскую веру в 1578 г. монгольского Алтан-хана, в свою очередь наделившего его титулом Да­лай-лама (великий лама), перевес во внутритибетской по­литической борьбе перешел именно к ним. В семье Алтан- хана затем был «найден» преемник Содном-Чжамцо —- Йонтэн-Чжамцо (1589-1616). Это был первый и последний случай, когда на тибетском престоле оказался выходец из Монголии.

Центр Гэлукпы находился в г. Лхаса, и ее представители, опираясь на помощь «новообращенных» монголов, сумели добиться перехода под их контроль не только духовной, но и светской власти», которую Далай-лама осуществлял через осо­бого сановника — дэба. Далай-лама разделил власть со вто­рым по важности чином в иерархии «желтошапочных» — Панчен-ламой, столицей которого стал г. Ши^адзе.

Значительная помощь со стороны монголов была оказана Далай-ламе Аванг Лобсанг-Чжамцо (1617-1682). По его просьбе войска Гуши-хана, правителя Амдо, в 1642 г. вошли в Тибет и разгромили армию «царей Цанга», главных его по­литических противников. Военная власть в Тибете с того вре­мени перешла в руки Гуши-хана и его преемников, которым был присвоен титул «цари Тибета». Таким образом, в середи­не XVII в. было воссоздано единое тибетское государство, про­существовавшее совсем недолго. С того времени Тибет ока­зался в эпицентре борьбы маньчжуров и ойратов за контроль над Монголией. В свою очередь, соперничавшие между собой группировки тибетской элиты стремились в своем противо­борстве заручиться поддержкой Цинов.

'

Пятый Далай-лама, находившийся в это время у власти, пошел на контакты с ними. Первый его приезд в Мукден, тог­да столицу Маньчжурии, состоялся еще в 1642 г. Б ответ те признали его полноправным правителем, таким же легитим­ным, как и они сами. В 1652 г., вскоре посл^ установления маньчжурского владычества над Китаем, Далай-лама посетил Пекин, где ему были оказаны подобающие почести. Цины при­знали за ним права на особые отношения с Халхой и Джунга­рией. Против контактов Далай-ламы с Цинами выступали «цари Тибета».

Власть над Тибетом в конце XVII — начале ХУЛІ вв. нахо­дилась у регента Санджай-дзамцо, который сочувственно от­носился к антицинским выступлениям на юге Китая, не под­держал Цинов в их борьбе с Джунгарией в 1689 г., что, в конечном итоге, привело к его убийству в результате заго­вора (1705 г.). Власть в Тибете захватил Лхасанг-хан, кото­рый объявил Шестого Далай-ламу «ненастоящим», а «ис­тинным» назвал монаха Йешэ-Чжамцо (1707-1717). Это вызвало недовольство у части монастырей, которые обрати­лись за помощью к джунгарскому хану Цэван-Рабдану, войс­ка которого в 1717 г. вошли в Лхасу, отстранили от власти лояльного Цинам седьмого («нового Шестого») Далай-ламу ж правившую Тибетом династию монгольских ханов. • •.,!>,

В ответ Цины предприняли военные походы в Тибет, про­ходившие вплоть до 1720 г. После ряда неудач им все же уда­лось отвоевать у ойратов Лхасу. Во главе местной админист­рации был поставлен маньчжурский военачальник Яньеинь, На трон был возведен Калсанг-Чжамцо, ставший «новым Седьмым» (или «Восьмым») Далай-ламой, кандидатура ко­торого была утверждена в Пекине. После этого Цины вывели основные военные силы из Тибета, оставив там лишь неболь­шой гарнизон в Лхасе и на дороге из Сычуани в Тибет.

В 1724 г. маньчжуры отторгли от восточной части Тибета территории, впоследствии ставшие китайской провинцией Цинхай. Спустя три года была проведена административная граница между двумя государствами и в результате еще одна часть Тибета вошла в состав империи Цинов, став частью про­винций Сычуанъ и Юньнань.

Контроль над территорией Ти­бета теперь осуществлял китайский наместник провинции

Сычуань. После этого Тибет вновь стали раздирать противо­речия между сторонниками и противниками ориентации на Китай, на первых порах завершившиеся победой желавших быть связанными с Китаем. Этому способствовали каратель­ные экспедиции Цинов в 1727-1728 гг. В стране появился новый институт китайского контроля — должность амбаня (резидента), при котором тем не менее гражданские власти Тибета сохранили свои полномочия.

В 1750 г. на территории Тибета вновь вспыхнуло восста­ние, участники которого рассчитывали на поддержку Джун­гарии. Но те сами в тот момент испытывали внутренние про­тиворечия и были вскоре разбиты Цинами. Эта победа еще больше укрепила влияние Китая на Тибет. Были упразднены все титулы светских руководителей, а Далай-лама обладал теперь лишь духовной властью. Реальные же властные пол­номочия осуществлял китайский амбань.

В 1788 г. на Тибет напали войска соседнего Непала, заста­вившие тибетцев платить им дань. Спустя лишь три года на помощь Тибету пришли китайские войска, сумевшие вытес­нить непальцев.

С 1793 г. амбани, которых было два и они менялись каж­дые три года, делили светскую власть с Далай-ламой и Пан­чен-ламой. Внутренняя политика осуществлялась целиком тибетцами, не платившими в Пекин налогов, имевших соб­ственные вооруженные силы и денежную систему. Китайс­ких переселенцев в тот период там фактически не было. В се­редине XIX в. Контроль Цинов над Тибетом еще более ослаб. В 60-е гг. XIX в. Тибету удалось восстановить свою юрисдик­цию над несколькими княжествами Восточного Тибета, до того момента подчинявшихся наместнику в Сычуани.

Попытки Цинов восстановить прежний контроль над Ти­бетом военным путем начались в самом конце XIX в., но к этому времени он уже вызывал интерес у англичан, начав­ших здесь борьбу с Китаем за влияние. Такая ситуация была характерна вплоть до Синьхайской революции 1911-1913 гг. в Китае.

<< | >>
Источник: Под ред. Родригеса А.М.. Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. В 3 ч. М.: Ч.1 - 368с.. 2001

Еще по теме 6. Тибет:

  1. 6. Проблемы внешней политики современной Индии.
  2. Начальный этап распространения буддизма в Монголии
  3. Буддизм
  4. 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЧЖОУ (ЗАПАДНОЕ ЧЖОУ)
  5. Формы распространения религии
  6. 45. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИТАЯ В XVI–XVIII ВВ
  7. 5.3. Первая мировая война: причины, характер, итоги. Участие в войне России
  8. ХРОНОЛОГИЯ
  9. 5.3. Первая мировая война: причины, характер, итоги. Участие в войне России
  10. 1. Что представляла собой Индия в VI–XI вв.?
  11. 1. АРИЙСКАЯ ПРОБЛЕМА
  12. 44. КИТАЙ В XVI–XVIII ВВ
  13. Восточный Туркестан в составе империи Цин