<<
>>

Религиозное сознание. Усиление страха перед Дьяволом

Несмотря на развитие образования и рост грамотности населе­ния, несмотря на раскол в католической церкви и Научную рево­люцию. ни її XV], ни в XVII вв. не произошло ослабления массо­вой релт и о »гости.
Напротив, она еще больше усилилась. И като­лическая. и протестантская церкви, стремясь сохранить и расши­рить свою паству, прилагали немало усилий для укрепления этого чувства.

Ранное христианство знало только два места пребывания души умершего: Рай и Ад. Начиная с VII в., появилась и получила распространение еще одна идея: души тех, кого нельзя одно- значно причислить к грешникам или праведникам, попадают в чистилище, где горят не в карающем, а в очищающем пламени. Если верши, завещаниям, то в католических странах массовым сознанием па идея завладела как раз к XVII в. Отсюда и удиви­тельный росі числа заупокойных месс, заказывавшихся в раннее Новое время. Рекомендовалось начинать их как можно раньше, в момент агонии или самой смерти, и молиться как можно чаще. Умами владела идея заступничества, считал осі), что эффект от месс суммируется, и в итоге душу умершего можно будет вымо­лить из чистилища и переместить в Рай. Известен случай, коїла один из сове тников парижского парламента распорядился в 1650 г. заказать И) ООО месс. До середины XVIII в. сущеегвов;іла традиция передавать церкви в тех же целях денежные иди земельные по­жалования.

Одним на инструментов эскалации религиозной веры стал и все шире использовавшийся прием воспитания от противного: постепенно акцент сместился с пробуждения у верующих любви к Богу на внушение им ужаса перед Дьяволом (Сланной, Лю­цифером, Вельзевулом). Сатану рисовали и ваяли, его силе посвя­щали проповеди, он стал героем множества леїенд и притч.

Труды и проповеди клириков И духовных лидеров 101 о време­ни, опиравшиеся, в том числе, на более ранние, средневековые тексты, позволяли воссоздать не только биографию Дьявола, но и его внешний облик, манеру поведения, обычаи и привычки. Закреплялось представление о том, что роду человеческому про­тивостоя! не галько его главный враг — Дьявол, но и легионы служащих ему более мелких бесов. И не просто противостоят, а, если верит!., проповедникам XVII в., ведут настоящую войну с Богом за души людей. Зримое проявление этой войны -- сраже­ния между католиками и протестантами: каждая из участвовав­ших в них сторон обвиняла противников в том, что они предались Дьяволу, а то и порождены им. Сатану, как и Господа, начали считать вездесущим.

Однако если человек крещен, то путь Сатане в его душу может открыть лишь грех. Чтобы люди грешили как можно больше. Дья­вол использует любые способы: изобретает ереси, поощряет тай­ные науки, диктует вредные книги, провоцирует мятежи, покро­вительствует злым государям. Вообще всякий вред для него — бла­го: он насылает пожары и наводнения, вызывает эпидемии и па­деж скот. топит корабли и множит убийства.

Работу Саганы облегчает то, что плоть человеческая сама по себе слаба и душа, заключенная в столь неналежную оболочку, слишком часто не может сопротивляться дьявольским соблазнам. Основатель методистской церкви Дж,Уэсли (XVII в.,1 писал о че­ловеке: «Все, что возникает в его воображении и сердце, дурно, и это надолго»-.

<< | >>
Источник: Под ред. Чудинова А.В., Уварова П.Ю., Бовыкина Д.Ю. История Нового времени: 1600-1799 годы. 2007

Еще по теме Религиозное сознание. Усиление страха перед Дьяволом:

  1. Страх перед покупкой, страх перед продажей
  2. КРИЗИС РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ ГРЕЦИИ
  3. ДЬЯВОЛ
  4. Анекдот о новом русском и дьяволе
  5. Религиозное мировоззрение и религиозный этос
  6. Работа со страхом
  7. СТРАХ ВРЕМЕННОГО И ДЕЛОВОГО КРИЗИСА
  8. Немного о страхе и жадности
  9. Барьер страха
  10. ГЛАВА9ПУТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХА СМЕРТИ
  11. 25. Избавьтесь от ненужного страха