<<
>>

1. Из работы Б. Муссолини «Доктрина фашизма»

1932 г.

Как и все здоровые политические концепции, фашизм является и действием, и мышлением; действием, которому присуще учение,— учение, возникающее из данной системы исторических сил, в которых оно находится; и он действует на них изнутри.

Следовательно, он имеет форму, соответст­вующую случайностям времени и пространства; но он имеет также и духовное содержание, которое делает его выражени­ем истины в более высокой области истории мысли. Не существует иного способа проверить духовное влияние в ми­ре той человеческой воли, которая доминирует над волей других, кроме как иметь концепцию временной, специфиче­ской реальности, на которой должно быть проверено это действие, а также и непрерывной, универсальной реальности, в которой пребывает и существует временное. Чтобы знать людей, надо знать человека, а чтобы знать человека, необ­ходимо ознакомиться с реальностью и ее законами. Не мо­жет быть концепции Государства, не имеющей в основе своей концепции жизни — философии или интуиции, системы идей, развивающейся в рамках логики или сконцентрированной на вере и созерцании, но всегда, хотя бы потенциально, ор­ганической концепции мира.

Таким образом, многие из практических выражений фашизма — такие, как партийная организация, система об­разования, дисциплина,— могут быть поняты только в связи с его общим отношением к жизни, с его духовной позицией. Фашизм видит в мире не только поверхностные, материаль­ные аспекты, в которых человек проявляет себя как индивид, опирающийся на самого себя, сосредоточенный на самом себе, подчиняющийся естественному закону, инстинктивно влекущему его к жизни в недолгом, эгоистическом удо­вольствии; он видит не только индивида, но и нацию и стра­ну; индивиды и поколения соединяются моральным законом с общими традициями, миссия которого — подавить ин­стинкт к жизни, замкнутой в узком круге удовольствий, построить высшую жизнь, основанную на долге, свободную от ограничений времени и пространства, в которой индивид через самопожертвование, отказ от частных интересов и даже через смерть может достичь того идеального духовного существования, в котором состоит его ценность, как человека..

Фашистская концепция жизни является религиозной концепцией, в которой человек рассматривается в его постоянном отношении с высшим законом, дарованным объективной волей, превосходящей индивида и поднимающей его до сознательного участия в духовном обществе. Те, кто не выходит за пределы соглашательского рассмотрения религиозной политики фашистского режима, не могут осознать, что фашизм есть не только система правления, но и в конечном счете система мышления…

Фашизм видит в мире не только поверхностные, материальные аспекты, в которых человек проявляет себя как индивид, опираю­щийся на самого себя, сосредоточенный на самом себе, подчиня­ющийся естественному закону, инстинктивно влекущему его к жизни в недолгом, эгоистическом удовольствии; он видит не толь­ко индивида, но и нацию и страну; индивиды и поколения соеди­няются моральным законом с общими традициями, миссия кото­рого — подавить инстинкт к жизни, замкнутой в узком кругу удовольствий, построить высшую жизнь, основанную на долге, свободную от ограничений времени и пространства, в котором индивид через самопожертвование, отказ от частных интересов и даже через смерть может достичь того идеального духовного су­ществования, в котором состоит его ценность как человека...

Антииндивидуалистическая фашистская концепция жизни под­черкивает значение Государства и принимает индивидуальное лишь настолько, насколько его интересы совпадают с интересами Государства, которое олицетворяет совесть и универсальную во­лю человека как исторической сущности. Она противостоит клас­сическому либерализму, возникшему как реакция на абсолютизм и исчерпавшему свою историческую функцию, когда Государство стало выразителем совести и воли народа. Либерализм отрицал Государство во имя индивида; фашизм подчеркивает права Госу­дарства как выразителя настоящей сущности индивида. И если свобода должна быть атрибутом живущего человека, а не абст­рактной функцией, выдуманной индивидуалистическим либера­лизмом, то фашизм выступает за свободу, за единственную сво­боду, имеющую ценность, — свободу Государства и индивида в Государстве. Фашистская концепция Государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей, либо они имеют ценность значительно меньшую. Понимаемый та­ким образом фашизм тоталитарен, и фашистское Государство — синтез и объединение, включающее в себя все ценности, — объ­ясняет, развивает и придает силу всей жизни народа.

Вне Государства нет индивидов или групп (политических партий, культурных объединений, экономических союзов, социальных классов). Поэтому фашизм противоположен социализму, которо­му неизвестно единство внутри Государства, сливающего классы в единую экономическую и этническую реальность, и который не видит в истории ничего, кроме классовой борьбы. Фашизм проти­воположен и тред-юнионизму, как классовому оружию. Но, будучи вовлеченным в орбиту государства, фашизм видит реальные по­требности, которые дали начало социализму и тред-юнионизму и которые заняли должное место в объединенной или корпоратив­ной системе, где противоположные интересы координируются и гармонизируются в единстве Государства.

Индивиды образуют классы в соответствии с опреде­ленными интересами. Они образуют профсоюзы на основе известной экономической деятельности; но в первую очередь они образуют Государство, которое является не просто некоей группой, суммой индивидов, составляющих большинство. Следовательно, фашизм противоположен той форме демо­кратии, которая отождествляет нацию с большинством, сво­дя ее до уровня наибольшего числа; но настоящей демократией является такой строй, при котором нация рассматривается с точки зрения качества, а не количества, и как идея она наиболее сильна, поскольку наиболее этична, наиболее последовательна, наиболее правдива и выражает себя в людях, причем в сознании и воле немногих, если не вообще одного, и стремится выразить себя в сознании и воле масс, целостной группы, этнически сформированной под влиянием природных и исторических условий в нацию, двигающуюся по тому же самому пути развития и духовного становления. Не раса, не географический регион, а народ, исторически увековечивающий себя, масса, сплоченная идеей и вдохновленная волей к жизни, волей к власти, к самосознанию себя как личности…

Фашистское Государство как высшее и наиболее мо­гучее выражение личности является силой, но силой духов­ной. Оно суммирует все проявления нравственной и интел­лектуальной жизни человека. Его функции, следовательно, не могут ограничиваться лишь поддержанием порядка и сохра­нением мира, как это представлено в учении либерализма. Это не просто механическое устройство для определения области, внутри которой индивид может соответствующим образом реализовывать свои права. Фашистское Государ­ство — внутренне принятый стандарт и правило поведения, дисциплина человека как целого; оно пронизывает волю не в меньшей степени, чем интеллект. Оно стоит за принцип, ставший центральным мотивом человека как члена цивили­зованного общества, глубоко погружающегося в свою лич­ность; оно живет в сердце человека мысли и человека дей­ствия, артиста и ученого: душа души.

Иными словами, фашизм — не только законодатель и основатель институтов, но и воспитатель и покровитель духовной жизни. Объект его перестройки — не только формы жизни, но и их содержание — Фашистское Государство является воплощенной волей к власти и управлению. Римская традиция здесь — идеал силы в действии. Согласно учению фашизма, правительство представляет собой не столько то, что выражено в территориальных и военных терминах, сколько то, что выражается в терминах моральности и духовности. О нем надо думать как об империи, т. е. человек, его характер и его вера. Для достижения этих целей он вводит дисциплину и использует авторитет, входя в душу и управляя с неоспори­мой властью. Поэтому он избрал своей эмблемой прутья ликторов (знак должностной и карающей власти – Ю.К.) — символ единства, силы и справедливости…как о нации, которая прямо или косвенно правит другими нациями, не имея желания завладеть ни единым квадратным ярдом территории. Для фашизма подъем империи, т. е. расширение нации, является сущностным проявлением жизнеспособности и противоположностью признакам упадка. Люди, которые возвышаются или поднимаются вновь после периода упадка,— всегда империалисты; любое отступление есть признак упадка и смерти. Фашизм — это учение, наилучшим образом приспособленное представлять стремления и надежды народа, такого, как народ Италии, который поднимается вновь после многовекового уни­жения и внешнего порабощения. Но империя требует дисцип­лины, координации всех сил и глубоко осознанного чувства долга и жертвенности: этот факт объясняет многие аспекты практической работы режима, характер множества сил в Государстве и необходимость строгих мер, которые должны быть приняты против тех, кто будет противостоять этому спонтанному и неизбежному движению Италии в XX в. или попытался бы противостоять ему напоминанием изношенной идеологии XIX в., идеологии, отвергнутой всюду, где достало мудрости предпринять великий эксперимент общественной и политической трансформации, поскольку никогда еще не| была столь острой нужда нации во власти, в управлении, в порядке. Если каждая эпоха имеет свое собственное, характерное для нее учение, то существуют тысячи признаков, указывающих на фашизм как на характерное учение нашего времени. Учение должно быть живым, и это доказывается тем фактом, что фашизм создал живую веру, и то, что эта вера весьма сильна в умах людей, доказывается теми, кто страдает и умирает за нее.

Отныне фашизм обладает в мире универсальностью всех тех учений, которые, самоорганизуясь, представляют этап в истории человеческого духа. (2. С. 235-253)

<< | >>
Источник: Ю.М. Кузьмин. Хрестоматия по новейшей истории стран Европы и Америки (1918-2006 гг.): учебное пособие – Киров: Изд-во ВятГГУ, – 541 с.. 2007

Еще по теме 1. Из работы Б. Муссолини «Доктрина фашизма»:

  1. 10. «Наступление фашизма и задачи Коммунистического интернационала в борьбе за единство рабочего класса против фашизма». Резолюция VII Конгресса Коминтерна
  2. 78. Фашизм
  3. Коммунизм и фашизм, 1933-1941
  4. Фашизм
  5. 8. Как возник фашизм в Италии?
  6. Я. МИЛЗА Что такое фашизм?
  7. Доктрина и миф.
  8. 15.2. Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны
  9. 15.2. Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны
  10. 15.2. Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны
  11. Особенности доктрины монетаризма.
  12. 25. Доктрина Рейгана
  13. Доктрина человеческих отношений
  14. Правовая доктрина
  15. 23. Доктрина Картера
  16. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.