<<
>>

Просветительские идеи в Германии

В XVIII и. Германия была раздроблена на десятки больших и малых монархий, в которых большинство населения не принима­ло участия в политике. Однородной национальной культуры еще не существовало, поскольку в католических и протестантских зем­лях преобладали разные духовные ценности.
Именно секуляриза­ция общественного сознания в век Просвещения создала предпо­сылки для формирования общегерманской светской культуры, не зависящей о) конфессиональных различий. О создании немцами единого государства речи в то время еще не шло, поэтому лля представителей общественной мысли немецкого Просвещения был преимущественно характерен интерес к общим проблемам куль­туры, науки, философии, а не к практическим вопросам эконо­мики или политики. Немецкие просветители никоим образом не отрицали важную социальную роль церкви и охотно сотруднича­ли со светскими властями в проведении политики реформ.

Наиболее яркими представителями раннего немецкого Про­свещения были ученые Кр.Томазий (1655—1728) и К.р.Вольф (1679— 1754), Не посягая на саму религию, они выступали за чет­кое разделение ефер веры и разума, философии и -геологии, госу­дарства и церкви. Они внесли большой вклад в распространение единого литературного немецкого языка, постепенно вытесняв­шего латынь из сферы научного общения, Томазий, призывая к очищению религии от суеверий, боролся за прекращение «ОХОТЫ на ведьм», которая в XVIII в. все еще имела место в Германии. Вольф создал рационалистическую теорию познания, целиком построенную па принципах математики. Он доказывал, что окру­жающий мир познаваем и «исчисляема, а потому может быть пре­образован на рациональных началах. Под влиянием ею идей вла­сти германских тсударств ввели в обиход регулярные переписи населения, стремясь осуществлять управление на научной, мате­матической основе.

В центре внимания следующего поколения немецких просвети­телей оказались проблемы истории, литературы, эгпкн и эстетт-г- ки. Несомненно, главной фигурой этой эпохи стал И. Г, Гердер (1744—1803). Служа почти всю жизнь пастором, он публиковал труды по различным областям гуманитарного знания, окатавшие огромное влияние на немецкую духовную культуру. Одной п 1 глав­ных его заслуг является попытка применить принцип естествен­ной эволюции к истории национальных культур: сонаасно Герде- ру, каждая историческая стадия, пройденная нацией в своем раз­витии, — это необходимая ступень в поступательном движении человечества к осуществлению идеалов гуманизма.

Для Гердер;), как и для большинства мыслителей в Германии того времени, было характерно довольно скептическое и даже неприязненное отношение к антирелигиозным идеям француз­ского Просвещения. С ростом во Франции 80-х гг. XVIII в, антикле­рикального и политического радикализма в Германии, напротив, стала усиливап.ся критика просветительского рационализма и универсализм;!, что позволяет многим историкам утверждать, что немецкое Просвещение тогда вступило в период кризиса.

<< | >>
Источник: Под ред. Чудинова А.В., Уварова П.Ю., Бовыкина Д.Ю. История Нового времени: 1600-1799 годы. 2007

Еще по теме Просветительские идеи в Германии:

  1. Просветительские идеи во Франции
  2. А). Германия в 1945-1949 гг. 1. Декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами СССР, США, Великобритании и Франции
  3. Просветительская мысль в Италии
  4. Просветительская мысль в Британии
  5. Просветительская мысль в Северной Америке
  6. 11. Возникновение просветительского и конституционного движения. «Новые османы»
  7. 33. ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ
  8. 13.2. Обоснование идеи проекта
  9. НОВЫЕ ИДЕИ
  10. 54 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
  11. 3. Политические идеи Нового времени
  12. 2. Политические идеи Средневековья и Возрождения
  13. § 3. Идеи правового государства в XX в.
  14. 25. Политико-правовые идеи Реформации
  15. Управление процессом разработки: идеи и стратегия
  16. КОНКРЕТНЫЕ ИДЕИ.
  17. 18. Политические идеи Илариона
  18. ОТ ИДЕИ ДО БИЗНЕС-РЕЗУЛЬТАТА