<<
>>

Просвещенный абсолютизм Карла III

В начале XVIII в. имперская идеология — очень важная часть культурной традиции XVII в., исходившая из представлений об испанской исключительности и ориентировавшаяся на культур­ную изоляцию Испании, — подверглась уже заметной эрозии в результате упадка страны, военных и политических поражений и, особенно, кризиса Войны за испанское наследство.
Утверждение в Испании династии Бурбонов привело не только к реформам по французскому образцу, но и к развитию разнообразных связей с соседней, более развитой державой. Поэтому испанское Просве­щение развивалось под сильным влиянием французского. Ею офор­мление происходило в не слишком благоприятных условиях. Даже в интеллектуальной элите общества сторонники идей Просвеще­ния едва ли составляли большинство. Однако это активное мень­шинство, в основном дворянского происхождения, признавая отсталость страны и необходимость ес преодоления с помошью реформ, смыкаюсь в этом вопросе с реформистской ПОЛИТИКОЙ Бурбонов, стремившихся сделать Испанию хорошо управляемой державой, сильной в экономическом и военном отношении, спо­собной зашитнчь свои позиции в Европе и за ее пределами. Это частичное совпадение позиций обусловило интерес монархов к некоторым клеям Просвещения и сделало возможным привлече­ние видных просветителей на государственную службу.

С другой стороны, точно также интересы политических про­тивников реформ Бурбонов могли смыкаться, усиливая друг дру­га, с интересами традиционалистов и идейных врагов Просвеще­ния. Многие н стране видели в просветительских идеях угрозу ос­новам идентичности нации и самому ее существованию. Француз­ское влияние часто воспринималось как враждебное для Испа­нии, что способствовало развитию в обществе ксенофобии, и неслучайно понятие «офранцуженные» — так называли в Испа­нии наряду с поклонниками французских мод сторонников идей Просвещения и реформ по французскому образцу — всегда имело в широких сдоях населения негативный оттенок.

Расцвет политики просвещенного абсолютизма в Испании был связан с правлением младшего брата Фердинанда VI Карла 111 (1759 — 1788), которого не без оснований называл и «королем-фи- лософом». Страсть к охоте и искренняя религиозность сочетались в нем со склонностью к идеям Просвещения, пониманием стояв­ших перед страной неотложных задач, умением находить талант­ливых исполнителей своей воли. Прежде чем унаследовать трон Испании, он в течение 25 лет являлся неаполитанским королем и вступил на новый престол уже опытным политиком. Тем не менее начало его правления складывалось отнюдь не гладко. Отмена в 1765 г. фиксированных цен (такс) на зерно, имевшая целью по­ощрить производителей, вследствие плохого урожая привела к неожиданно быстрому росту цен на хлеб, что вызвало широкое недовольство городских потребителей. В уже накаленной обстановке был обнародован указ о «реформе обычаев», предполагавший за­мену традиционных испанских одежд (длинных плащей и широ­кополых шляп) французскими, что народ воспринял как поку­шение на национальные устои. В 1766 г. в Мадриде вспыхнул бунт против миписгра-итальянца Скилаче. Волнения прокатились и по некоторым другим городам. Недовольство реформой одежды было, похоже, лише, предлогом, и после отставки Скилаче мадридцев удалось легко убедить согласиться на «иностранные наряды».

В результате мятежа против Скилаче у власти оказался новый кабинет министров во главе с графом Арандой, который прово­дил политику реформ наиболее интенсивно. Его наиболее видны­ми членами помимо самого Аранды были П. Родригес Кампома­нес и граф Флоридабланка, возглавивший правительство после отставки Аранды. Позже, в последние годы правления Карла 111, в круг его ближайших советников вошел также Г. М. де Ховелья- нос. Все они получили прекрасное образование и придерживались передовых для своею времени взглядов. В области экономики им были близки воззрения физиократов. Реформаторы поощряли раз­витие мануфактур, отменили многие цеховые ограничения, окон­чательно сняли неофициально сохранявшиеся запреты для дво­рян на замятие ремеслом и торговлей, создали в ряде городов страны экономические общества, пропагандировавшие передо­вые метод 1я хозяйствования. Эффект от новшеств оказался осо­бенно замечен в окраинных провинциях Испании — Лечурни, Валенсии, Каталонии. Каталонская хлопчатобумажная промыш­ленность даже заняла в конце XVIII в. второе место в Европе пос­ле британской. В 1770 г. была проведена аграрная реформа, предо­ставившая крестьянам возможность обрабатывать пустующие зем­ли, принадлежавшие короне. Один из реформаторов, П. де Олали- де, выдвинул и начал осуществлять масштабный проект колони­зации пустующих земель на юге страны с помощью немецких и французских иммигрантов. Право торговли с колониями, кото­рым прежде обладали лишь 2 порта, было распространено на мно­гие другие города Испании и Латинской Америки, в результате чего объем заморской торговли Испании вырос в несколько раз. Хотя реформы не затронули основ социально-экономической структуры Испании — крупного землевладения знати и церкви, системы майоратов, сословных привилегий — правительству уда­лось в эти годы вдохнуть новую жизнь в испанскую экономику.

В области политики главной целью реформ было дальнейшее укрепление власти монарха и ослабление влияния церкви, что встретило активное противодействие иезуитов. Придя к выводу об их причастиосч и к мятежу против Скилаче, кабинет Аранды до­бился в 1767 г. изгнания из Испании и ее колониальных владений всех членов ордена Иисуса (ранее уже изгнанных из Франции и Португалии). Все имущество иезуитов перешло в руки государства. В 1773 г. под давлением Испании орден был официально распу­щен Папой Климентом XIV. Изгнание иезуитов облегчило рефор­мы в области образования и науки. Был снят запрет на труды ряда великих мысличелей, появились новые учебники, оч вечавшие духу времени. В то же время попытки реформировать ИНКВИЗИЦИЮ, в XVIII в. преследовавшую уже не столько религиозное, СКОЛЬКО политическое вольномыслие, ограничились лишь установлением над ней определенного контроля государства.

События 1766 г. показали правительству недостатки и системе управления городами. В том же году прошла муниципальная ре­форма. В городах появились две выборные должности, обладатели которых призваны были заниматься вопросами снабжения горо­дов и хотя бы отчасти защищать интересы большинства горожан перед городскими властями. Однако их деятельность, как прави­ло, встречала ожесточенное сопротивление городских олигархий. Обновление не обошло стороной и столицу Испании. Мадрид укра­сился зданиями классического стиля, получил бодеее yi горя ле­ченную структуру, стал чище и благоустроеннее. В соответствии с запросами века Просвещения в городе появились Обсерватория и Ботаническим сад, действовали академии искусств и истории.

После смерти Карла III и особенно после начата Французской революции реформы в Испании были свернуты, а их сторонники начади подвергаться репрессиям,

<< | >>
Источник: Под ред. Чудинова А.В., Уварова П.Ю., Бовыкина Д.Ю. История Нового времени: 1600-1799 годы. 2007

Еще по теме Просвещенный абсолютизм Карла III:

  1. Просвещенный деспотизм и просвещенный абсолютизм
  2. 11.3. Просвещенный абсолютизм в России
  3. 11.3. Просвещенный абсолютизм в России
  4. 11.3. Просвещенный абсолютизм в России
  5. 65. Идеология «просвещенного абсолютизма» в России (вторая половина XVIII8.)
  6. Реформы «просвещенного абсолютизма»
  7. 10.1. Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе
  8. 10.1. Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе
  9. 10.1. Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе
  10. VIII. LUMEN. Просвещение и абсолютизм, ок. 1650­1789 гг.
  11. Политика «просвещенного абсолютизма».
  12. Конец «просвещенного абсолютизма» Иосифа II.
  13. 4. Как проходили завоевания Карла Великого? В чем причины распада империи Карла Великого?