<<
>>

Предпосылки индийского национального возрождения. Рам Мохан Рой

Ярким представителем новой интеллигенции был религи­озный реформатор и общественный деятель Индии Рам Мо­хан Рой (1772—1883). Выходец из семьи брахмана, юные го­ды он провел при дворе Могольских императоров.
Получив образование в мусульманской школе в Патне, он не только

изучил догматику ислама, но овладел персидским и арабским языками, был знаком с геометрией Евклида и читал Аристо­теля в арабских переводах. Позднее к ранее изученным им языкам прибавились английский, греческий, латинский, древнееврейский и санскрит. Знание последнего позволило Рам Мохан Рою углубиться в изучение индусской философии и заняться переводами Веданты. ' »

Рам Мохан Рой 10 лет провел на службе в административном аппарате английской Ост-Индской компании и только, выйдя в отставку, получил возможность, наконец, заняться обществен­ной деятельностью. Цель своей жизни он видел в преодолении отсталости родины и приобщении индийскрго общества к куль­туре и знаниям буржуазной Европы. Эта задача нашла у него религиозное воплощение. Рам Мохан Рой известен нам как один из реформаторов индуизма, противник кастовой системы и ряда индийских кровавых обычаев — сати, убийства девочек в радж- путских кастах и т. п. На рационалистической основе он разра­ботал универсальную религиозную систему, признававшую бога в качестве первопричины вселенной и утверждавшую равенст­во между людьми, в том числе — между мужчинами и жен­щинами. Критикуя основы индуизма и феодального строя, Рам Мохан Рой опирался на взгляды индийских средневековых ре­лигиозных реформаторов — бхактов, — и развивал их идеи в естественно-правовом ключе, говоря о природном и гражданском равенстве. К 1815 г. вокруг него сплотился кружок единомыш­ленником, на основе которого в 1828 г. в Калькутте было осно­вано общество монотеистов «Брахмо Самадж», что в переводе означает «Общество Брахмы». Члены этого кружка занимались пропагандой новой религии, пытаясь предложить ее в качестве основы для объединения разобщенных народов Индии. Однако сам Рам Мохан Рой не был последовательным противником ин­дуизма: до конца жизни он так и не снял брахманского шнура и повсюду возил с собой слугу, готовившего ему «чистую» пищу. В 1831 г., нарушив традиции своей касты о запрете морских путешествий, он посетил Англию, где нашел покровителя в ли­це лорда Бентама и был принят при дворе. Однако попытки Рам Мохан Роя обратить внимание британской общественности на реальные проблемы индийской жизни не увенчались успехом. В1833 г. он умер вдали от родины, и был похоронен в г. Бристоле.

Вслед за «Брахмо Самаджем» в Калькутте в 30—50-е годы XIX в. начали возникать и другие общественно-политические и литературные организации просветительского толка: «Лите­ратурное общество», «Общество познания истины», «Бенгаль­ское общество Британской Индии», «Общество поощрения бенгальского языка», «Общество Бетюна», «Собрание, стиму­лирующее изучение наук». Среди крупнейших просветите­лей того времени выделяются имена соратников Рам Мохан Роя — Дварканатха Тагора (1794—1846), его сына Дебенд- ронатха Тагора (1817—1905), пропагандиста народного обра­зования Ишшорчондро Биддегишагора (1820—1891), редак­тора журнала «Познание истины» (печатного органа общества «Брахмо Самадж») Окхойкумара Дотто. Сторонником и про­пагандистом взглядов французских просветителей был совре­менник Рам Мохан Роя и организатор группы «Молодая Бен- галия» Генри Вивьен Дерозио (1809—1831). Все они видели в науке двигатель общественного прогресса и выступали за развитие народного образования в Индии.

С именем Рам Мохан Роя связано также появление нацио­нальной публицистики — нового для Индии жанра. Его счита­ют реформатором бенгальского литературного языка. В 1821— 1823 гг. при активном участии Рам Мохан Роя в Бенгалии было открыто две газеты — «Лунановостей» («Щомбад коумуди») на бенгали и «Зеркало новостей» («Мират-ул-ахбар») на персид­ском языке, — которые он редактировал и в которых публико­вал собственные статьи на религиозные и острые социальные темы.

Рам Мохан Рой, являлся поборником просвещения и отстаи­вал необходимость преподавания естественных наук. При его содействии в 1817 г. в Калькутте была открыта первая свет­ская школа — Индусский колледж. Он также* написал ряд учебников по геометрии, географии и астрономии, а в 1833 г. опубликовал «Грамматику бенгальского языка». Большой по­клонник европейского образования, Рам Мохан Рой считал необходимым не только повсеместно ввести его в Индии, но и сделать доступным для женщин.

Несмотря на передовые взгляды ни Рам Мохан Рой, ни чле­ны его кружка, ни другие представители молодой индийской интеллигенции никогда не выступали против английского колониального режима, однако их просветительская деятель­ность, прежде всего, благодаря яркой антифеодальной направ­ленности способствовала делу индийского национального воз­рождения.

<< | >>
Источник: Под ред. А.М. Родригеса. Новая история стран Азии и Африки. XVI—XIX вв. : учебник для студ. высш. учеб. заведений [Е.Ю. Ванина и др.]; в 3 ч. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, — Ч. 2. — 463 с.. 2010

Еще по теме Предпосылки индийского национального возрождения. Рам Мохан Рой:

  1. 11. Последствия культурной политики англичан в Индии. Рам Мохан Рой
  2. Индийский национальный конгресс1 и Мусульманская лига
  3. Предпосылки Возрождения.
  4. 15. Формирование идеологии национального обновления Индии. Индийский нацональный конгресс и Мусульманская лига
  5. 7. Национальное возрождение Армении
  6. Национальное возрождение южных славян.
  7. Болгарское национальное возрождение.
  8. Эпоха «Национального возрождения» славянских народов Австрийской империи.
  9. 3. Восточное Возрождение и Западное Возрождение
  10. СВЯЗЬ ДЕНЕГ С НАЦИОНАЛЬНЫМ ДОХОДОМ № ВАЛОВЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОДУКТОМ