<<
>>

Освободительное движение маратхов

Махараштра — регион, где процесс этнической консоли­дации проявился, пожалуй, с наибольшей силой в доколони­альной Индии. Историческая память этого народа сохранила воспоминания о сильных государствах Чалукъев, Раштраку- тов и Ядавов, основу которых составляли маратхи.
Язык ма- ратхи имел длительную историю развития, и уже в раннее Средневековье он заметно потеснил санскрит в сфере офици­ального делопроизводства и даже религии, на нем была соз­дана богатая литература, в которой с большой силой прояви­ли себя патриотические настроения.

Страна маратхов на протяжении всего XVI в., а затем и XVII в. была ареной кровопролитных войн. Армии султанатов Ахмад- нагара и Биджапура, войска Моголов непрестанно сталкива­лись здесь, сея смерть и опустошение. Но если в мусульман­ском султанате Ахмаднагар маратхи играли значительную роль, а их язык признавался государственным наряду с фарси, то Великими Моголами они воспринимались совсем по-ино­му. Для маратхов они были дважды чужаками: и мусульма­нами, и представителями Севера.

Когда, начиная со времен Акбара, могольские армии стали совершать набеги на Ахмад­нагар и Биджапур, маратхские феодалы, подданные этих двух мусульманских султанатов, храбро воевали против Моголов. Один из них, Шаху Бхонсле, возвысился на службе у прави­телей Ахмаднагара и Биджапура. Войны против Моголов по­зволили этому выходцу из маратхской общинной верхушки сделать головокружительную карьеру, превратиться в круп­ного феодала и полководца. Когда в 1636 г. Ахмаднагар был завоеван Моголами, Шаху Бхонсле продолжал борьбу против Моголов при негласной поддержке Биджапура. На службе это­му государству он приобрел множество земельных пожалова­ний и стал одним из крупнейших феодалов Биджапура. Сыну

■■ИИ

Шаху, Шиваджи (1630—1680), история уготовила почетную роль вождя освободительного движения и национального ге­роя маратхов.

Детство Шиваджи прошло в пунском джагире отца, где он поселился со своей матерью, жившей в неофициальном раз­воде с мужем.

С юных лет Шиваджи участвовал в военных походах и междоусобных войнах, которые был:й обычными явлениями в Махараштре. Не достигнув и двадцатилетнего воз­раста, Шиваджи уже имел в своем распоряжении испытан­ное войско, состоявшее из маратхской молодежи, горцев — мавали и воинов из племени рамоши. В 1646 г. Шиваджи вне­запным ударом захватил крепость Торну; на деньги, ставшие добычей в этом набеге, он построил в горах близ Пуны мощную крепость Райгарх, ставшую впоследствии опорным пунктом освободительной войны. Действуя где силой, где хитростью (последнее в большей степени), за последующий десяток лет Шиваджи объединил под своей властью княжество, включав­шее Пуну, Сатару, Мавал (горную область Западных Гхатов), а также северную и южную часть Конкана, экономически раз­витой прибрежной территории. На первых порах Шиваджи выступал не в качестве вождя освободительной борьбы, а как один из многочисленных маратхских феодалов, стремивших­ся расширить свои владения за счет менее удачливых соседей и слабеющего Биджапура. Проявляя незаурядное диплома­тическое искусство, он лавировал между Виджапуром и Мо­голами, нередко подстрекая их к столкновениям, поддержи­вая то одного, то другого. Когда после смерти Шах Джахана началась война за престолонаследие, и могольский натиск на Декане временно ослаб, Биджапур попытался расправиться с Шиваджи. В 1658—1659 гг. биджапурская армия под ко­мандованием Афзал Хана пыталась усмирить маратхского вождя. Здесь и произошел знаменитый, прославленный в ма­ратхских хрониках и балладах эпизод. Афзал Хан пригласил Шиваджи на переговоры в крепость Дзавли, намереваясь убить его во время беседы. Предупрежденный одним из при­ближенных Афзал Хана о готовящемся предательстве, Ши­ваджи явился на переговоры, спрятав под одеждой кольчугу; руки его были в железных перчатках, из которых выпуска­лись при необходимости «тигриные когти» (багнакха). Когда Афзал Хан, обняв Шиваджи, нанес ему удар кинжалом, тот вонзил в живот багнакху и кликнул своих воинов, скрытно приведенных к месту свидания.
Афзал Хан был убит, его ар­мия разгромлена, но через год самому Шиваджи пришлось спасаться бегством из крепости Панхала, осажденной биджа- пурскими войсками под командованием сына Афзал Хана, жа­ждавшего отомстить за отца.

Война с Биджапуром продолжалась с переменным успехом до 1661 г. Вскоре, однако, ситуация осложнилась: маратхам пришлось вести битву на два фронта. Усиление Шиваджи должно было рано или поздно привести к конфликту с Мо­голами, которые на первых порах стремились поддерживать хорошие отношения с маратхским вождем, особенно пока он досаждал Ахмаднагару и Биджапуру, но нисколько не сомне­вались в том, что столкновение с Шиваджи неизбежно. Ут­вердившись на престоле и покончив с братьями-соперника­ми, Аурангзеб обрушил на маратхские земли всю мощь своих завоевательных армий. На первых порах Моголы попытались заключить союз с Биджапуром против Шиваджи, но маратх- ский вождь удачным дипломатическим маневром добился того, что Биджапур вышел из коалиции и заключил в 1661 г. мир с маратхами. Тем временем Моголы развивали наступле­ние, сея смерть и разрушение. Маратхские крестьяне, как сви­детельствует очевидец-хронист, были на стороне Шиваджи; Аурангзеб приказал конфисковать все найденное в деревнях оружие и всех лошадей, но в результате народное сопротив­ление вспыхнуло с еще большей силой.

Теперь Шиваджи был уже не просто одним из амбициоз­ных феодальных правителей, он стал народным вождем. Ос­вободительная война против Моголов осознавалась как про­тивостояние не только завоеванию, но и всей политике Ауран- гзеба, которая несла обнищание, разорение и оскорбление религиозных святынь, причем не только для маратхов или индусов в целом. Среди воинов и приближенных Шиваджи было немало мусульман. Сам Шиваджи неоднократно подчер­кивал, что воюет не против приверженцев ислама, а против тирании Моголов и, как вынужден был признать враждебно настроенный к нему могольский хронист, старался не оскорб­лять религиозных чувств мусульман: его солдатам было при­казано щадить мечети, а попадавшие в их руки экземпляры Корана надлежало с почтением передавать мусульманам.

Особый характер антимогольской войны повлиял на фор­мирование и действия армии Шиваджи. Основу маратхского войска составляла легкая кавалерия, набранная из крестьян: эта конница не была наемной, как у Моголов, а пополнялась за счет рекрутской повинности с каждой общины, да и в доб­ровольцах не было недостатка. Конями (обычно три лошади на двоих) и оружием всадников снабжала сама община, и лишь свою личную гвардию Шиваджи вооружал за рчет казны. В отличие от тяжелой, неповоротливой, обремененной обоза­ми могольской армии, где военачальники не отказывали себе в удобствах и развлечениях и даже везли с собой гаремы, ма- ратхская конница была исключительно подвижной и как нельзя лучше подходила для ведения полупартизанской вой­ны в условиях гористой местности. Никаких обозов, прислу­ги и даже палаток, воины и их командиры спали под откры­тым небом, фураж и пропитание добывали у крестьян, причем за деньги. За грабежи на маратхской территории Шиваджи наказывал с исключительной суровостью, подчеркивая при этом, что если его солдаты начнут грабить маратхских кре­стьян, то те «решат, что вы хуже Моголов». Что касается не- маратхских земель, то там грабить разрешалось, но насилия над брахманами, женщинами и убийство коров запрещалось. Все источники того времени отмечали, что армия Шиваджи была дисциплинированной и спаянной духом освободитель: ной борьбы. Излюбленной тактикой маратхов были внезапные атаки, ложные отступления с целью заманить врага в ловуш­ку, перехват обозов и почты неприятеля. С помощью кресть­ян Шиваджи наладил великолепную разведку; деревенские жители сообщали ему обо всех передвижениях врага, завали­вали или отравляли колодцы, сжигали все, что могло быть полезно могольской армии.

Моголы вторглись в самое сердце Махараштры, опустоши­ли Пуну, и главнокомандующий падишахской армии, дядя Аурангзеба Шаиста Хан устроил свой штаб в доме, где про­шло детство Шиваджи, дабы унизить маратхского вождя. Но Шаиста Хан торжествовал недолго, Шиваджи с тысячью вои­нов ночью напал на его лагерь и едва не захватил могольского полководца спящим. В 1664 г. Шиваджи дерзким налетом захватил Сурат, важнейший коммерческий центр Могольской империи. Город подвергся страшному разграблению, марат- хам досталась колоссальная добыча, причем воинам было при­казано не брать ничего, кроме золота, серебра, драгоценных камней. Для Моголов это был не просто экономический урон,

а вызов, оскорбление. Стремясь разделаться с «горными кры­сами», как при могольском дворе презрительно называли маратхов, Аурангзеб собрал огромную армию и подчинил ее раджпуту Джай Сингху, что имело важный политический под­текст: Джай Сингх был индусом из знатнейшего раджпутского рода, восходившего своими корнями якобы к самому Раме.

Джай Сингх возглавлял армию, втрое превосходящую силы маратхов; к тому же, он привлек на свою сторону недовольных усилением Шиваджи маратхских феодалов. В 1665 г. Шивад- жи был вынужден подписать с Джай Сингхом унизительный Пурандхарский договор, по которому маратхское государство теряло около 80% территории, сын Шиваджи Самбхаджи по­ступал на службу Моголам, а сам Шиваджи обязался выставить 10-тысячное войско в помощь могольскому походу на Биджа- пур. Но поход этот кончился неудачей, посланные Шиваджи войска перешли на сторону Биджапура, а последний заключил союз с Голкондой. Опасаясь, как бы Шиваджи не присоединил­ся к этой коалиции, Аурангзеб пригласил Шиваджи в Агру, со­блазняя маратхского вождя различными уступками и щедры­ми обещаниями. Видимо, надеясь добиться мира для измучен­ной страны, Шиваджи с сыном и небольшой свитой прибыл в Агру. Но здесь его подвергли публичному унижению, а когда он заявил протест, то по приказу Аурангзеба маратхский вождь был арестован и вместе с сыном заключен под стражу. Оттуда Шиваджи с сыном осуществили дерзкий побег и, несмотря на погоню, вернулись в Махараштру.

Через три года Шиваджи возобновил войну и отнял у Мо­голов земли, захваченные ими по Пурандхарскому договору. Он вновь ограбил Сурат, и город уже никогда не оправился от разорения. Война продолжалась с переменным успехом, Ши­ваджи осуществлял дерзкие набеги на территории Моголов, ' на земли Биджапура и Голконды, разоряя местных жителей так же, как Моголы разоряли Махараштру. Со всех окрест­ных территорий маратхи взимали чаутх (четверть всей соби­раемой с данной местности податей; уплата чаутха спасала от маратхского набега). В 1674 г. Шиваджи торжественно короновался по всем предписанным древними обычаями це­ремониям как правитель независимого маратхского госу­дарства. После коронации он продолжал завоевания, распро­странившие государство Шиваджи за пределы Махараштры, в области Тамилнаду и Карнатаки.

Маратхи создали свою независимую державу, но радовать­ся победам было рано. Когда Шиваджи умер в 1680 г., между его сыновьями Самбхаджи и Раджарамом вспыхнула борьба за престол, закончавшаяся кровопролитием. В 1682 г. в Ма­хараштру вновь вторглась огромная могольская армия под руководством самого Аурангзеба. В этой войне, несмотря на свое численное превосходство, Аурангзеб не сразу начал активные действия. В течение почти двух лет он играл с ма- ратхами, точно кошка с мышью, дожидаясь, пока тыл его ук­репится. Лишь в 1684—1685 гг. он по-настоящему вступил в войну, прошел огнем и мечом по Махараштре, захватывая важные крепости, истребляя пленных и местное население. Затем, неожиданно для всех, Аурангзеб увел войска из Ма­хараштры и бросил их сначала против Биджапура, потом Голконды. К 1687 г. оба эти государства перестали существо­вать. Включив их в свои владения, Аурангзеб теперь мог бес­препятственно обрушиться на маратхов, что и было сделано в 1688 г. А Самбхаджи тем временем проявлял абсолютную беспечность, то развлекаясь пирами и охотой, то участвуя в мелких и бесполезных стычках с враждебными маратхскими феодалами. Вскоре последовал вполне заслуженный финал: беспечно пировавший в одном из своих дворцов Самбхаджи был захвачен Моголами и в марте 1689 г. казнен.

Моголы захватили столицу Махараштры Райгарх, все стра­тегически важные крепости. Страна была залита кровью. Убеж­денный, что война с «горными крысами» закончилась, и неза­висимое государство маратхов перестало существовать, Ауран­гзеб увел войска из Махараштры, оставив лишь гарнизоны. Но торжество падишаха было преждевременным. Маратхи оправи­лись от страшного потрясения, и вскоре вся страна была охва­чена пламенем народной партизанской войны. Младшему сыну Шиваджи, Раджараму, удалось бежать из осажденного Райгар- ха в Джинджи, горную крепость в Карнатаке, и укрепиться там. И хотя у него не было ни талантов, ни возможностей возглавить освободительное движение, само известие о том, что маратхский государь жив, что сын национального героя не погиб, воодушев­ляло сердца маратхов, которые под руководством своих полевых командиров отважно сражались против могольских захват­чиков. Аурангзеб попытался захватить Джинджи, но потерпел неудачу. С1692 г. маратхи перехватили инициативу, а обострив­шийся в то время кризис империи подорвал силы Аурангзеба.

Сами могольские военачальники тайно поддерживали сноше­ния с маратхами, охотно получали от них взятки, а Зульфи- кар Хан, осаждавший Джинджи, тайно помог Раджараму покинуть крепость, и лишь потом взял ее. Раджарам вернул­ся в Махараштру. После его смерти в 1700 г. к власти пришла его жена Тара Баи, регентша при малолетнем сыне. Эта умная, энергичная и талантливая женщина сыграла важную роль в восстановлении маратхского государства, хотя о единстве времен Шиваджи уже не приходилось и мечтать: каждый ма- ратхский феодал, каждый полевой командир действовал на свой страх и риск. Попытка Аурангзеба вновь привести Ма­хараштру к покорности кончилась полной катастрофой. Па­дишах, по сути дела, потерял на Декане свою армию; марат- хи в союзе с мятежными феодалами Бунделкханда и Южной Индии начали вновь совершать набеги на территорию Мого­лов. Смерть Аурангзеба ускорила агонию империи, и вскоре маратхи и Моголы поменялись ролями: уже правителям Дели пришлось отбивать нападения «горных крыс», с честью от­стоявших свою свободу и восстановивших к началу XVIII в. независимое государство маратхов.

<< | >>
Источник: Под ред. А.М. Родригеса. Новая история стран Азии и Африки. XVI—XIX вв. : учебник для студ. высш. учеб. заведений [Е.Ю. Ванина и др.]; в 3 ч. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, — Ч. 2. — 463 с.. 2010

Еще по теме Освободительное движение маратхов:

  1. Подъем революционного и национально-освободительного движения.
  2. пролетарский этап в освободительном движении России
  3. Освободительное движение 60-х — начала 70-х гг.
  4. 43. НАЦИОНАЛЬНО—ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
  5. Глава XXIII ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ. ДЕКАБРИСТЫ
  6. 1. «ДВИЖЕНИЕ 4 МАЯ» 1919 г. И ПОДЪЕМ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ
  7. Национально-освободительное движение южных славян Османской империи.
  8. Глава XXV ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В 20 - 50-е ГОДЫ XIX в.
  9. 86. НАЦИОНАЛЬНО—ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
  10. Освободительная борьба украинского народа.
  11. Движение Сопротивления. Партизанское движение в подполье и тылу врага.
  12. § 2. Общественные движения и их исследования в социологииПонятие социальных движений
  13. Тайпинское движение. Предпосылки зарождения движения тайпинов
  14. Национально-освободительная борьба в Индии.
  15. Освободительная борьба до 1576 г.
  16. Освободительная война 1701-1711 гг.
  17. Колониальная система и формы освободительной войны
  18. Национально-освободительная борьба русского народа против захватчиков. Первое и Второе ополчения.