<<
>>

2. Основные направления в исламе и современный мусуль­манский мир.

Развиваясь на протяжении многих веков, ис­лам как религия не мог оставаться неизменным. Уже в про­цессе формирования ислама в середине VII века произошел раскол, определивший его два основных направления: сун­низм, которого придерживается большинство мусульман, и шиизм.
Последний представлял раскольников в исламе. Пос­ле смерти пророка исламскому обществу потребовались четкие писаные законы, освященные великим именем. Первый ха­лиф (заместитель) Абу Бакр поручил бывшему секретарю про­рока Зейду собрать все записи и создать вариант Корана. Пос­ле того, когда Зейд свел все версии к единой редакции и этот текст был канонизирован, первоначальные записи были унич­тожены. Сунниты признали этот текст целиком и безогово­рочно. В период правления халифа Османа выделилась группа сторонников Али ибн Аби Талиба, являвшегося одновременно двоюродным братом и зятем Мухамеда, и стала настаивать на высшей духовной и светской власти. Сторонники Али, полу­чившие название шиитов (шиа — партия, группа, секта), счи­тали, что Зейд исключил из окончательного текста Корана те места, в которых отмечены отношения Мухамеда к Али. Ши­иты утверждали, что перед смертью Мухамед сделал Али сво­им законным преемником, что было скрыто новым текстом писания.

С той поры партия сторонников Али приобрела характер религиозного сектантского движения, противостоящего ор­тодоксальному направлению суннитов. В Иране и Ираке ши­итские общины стали составлять большинство населения. В отличие от суннитов, которые считали Мухамеда высшим божественным символом, имевшим связь с Аллахом, для ши­итов была важна святость не только пророка, но и Али, чей авторитет базировался на родственной близости с Мухаме-дом. Родились легенды, что Аллах почитал Али за равного Мухамеду. В соответствии с ними появилось учение о святых имамах. Суть состояла в том, что предводителем правовер­ных может быть только имам из числа потомков пророка, потомков Али, который был последним из так называемых праведных халифов. Это учение в современных условиях было использовано аятоллой Хомейни, стремившимся подтвердить не только право па утверждение своей духовной и светской власти в Иране, но и легитимность религиозно-политичес­ких преобразований в стране, освященных духом ислама. Он причислял себя к «каидам», к потомкам великого рода Му­хамеда. Хомейни правил как современный единственный пред­ставитель праведного последнего имама. Трудно себе пред­ставить гигантскую связь времен, которую связывают преда­ния, истории, и верования народов.

Особое значение в верованиях шиитов отводится последне­му, двенадцатому (скрытому) имаму, который исчезнул еще в IX веке в подростковом возрасте. Считается, что он не умер и все равно должен явиться людям в виде Махди (мессии). Вме­сте с Махди придет царство истины и справедливости и вер­нется истинный текст Корана. Легенда о Махди прочно укоре­нилась в верованиях шиитов и множество раз использовалась исламскими лидерами в политических целях. Еще в конце XIX века в Северной Африке прокатилось мощное движение махдизма, направленное против колонизаторов, в защиту мес­тных интересов и привычных исламских традиций. Идея мес­сии — Махди находит почву в современном мире. После раз­грома и уничтожения военно-политических структур Саддама Хусейна в Ираке и передачи власти Временному правитель­ству в 2004 г.

религиозные исламские вожди шиитов, пыта­ясь захватить власть, создали оппозиционную «армию Мах­ди*, развязавшую в стране вооруженные бои и гражданскую войну. С идеей мессии тесно связано стремление возвратить исламу его чистоту и избавить от разного рода наслоений. В суннизме родилось направление вахабизма.

Вахабизм — религиозное, ставшее в настоящее время ре­лигиозно-политическим — течение в суннитском исламе. Воз­ник в Аравии в середине XVIII века на основе учения Мухаме­да ибн Абд аль Вахаба. Он проповедовал строжайшее соблю­дение принципа единобожия и пуританизма (чистоты веры). На этих двух постулатах, по существу, и строилось его уче­ние. Вахабизм выступил за очищение ислама от всего нанос­ного, против поклонения святым и святым местам. Вахабизм приобретал все больше сторонников, а вахабиты, пуритане ислама, проявляли все большую активность в борьбе против своих оппонентов. В начале XIX века вахабиты основали в Аравии эмират, потомки главы которого, Сауда, и поныне правят в Саудовской Аравии. В конце XX века вахабизм стал наиболее политизированным религиозным учением. Для ваха­битов стала важна не столько чистота веры, сколько стремле­ние вернуть общество к «золотому веку» ислама, к незапят­нанной чистоте исламских порядков. Став религиозно-поли­тическим движением, вахабизм на рубеже XXI века перешел на позиции фундаментализма и экстремизма. Действия ваха­битов в Чечне, в Афганистане в 90-е годы наилучшим образом подтвердили, что использование вахабизма в политических целях может превратиться в политическое варварство. Дей­ствия талибов под лозунгами вахабизма были направлены на возвращение страны к средневековому обществу.

Кроме двух основных толкований в исламе, существует немало сект, имеющих большое влияние среди населения стран исламского Востока. Шиитский ислам стал той ба­зой, па которой на протяжении многих веков формирова­лись остальные религиозные течения. На основе различных доктринальных разногласий возникли секты исмаилитов в VHI веке, алавитов в IX веке. Примечательно, что алавиты имеют свою священную книгу, составленную на основе Ко­рана, но читают христианские Евангелия, носят христианс­кие имена. В основном последователи этой секты до сегод­няшнего дня существуют в Турции, Сирии и Ливане.

Итак, понятие «мусульманский мир» объединяет особый мир ислама, с одной стороны, а с другой — мир материаль­ный, включающий конкретных людей, объединенных в уммы, страны и регионы. Наличие особой исламской цивилизации для исламских идеологов и исламоведов является аксиомой. Однако история развития исламской цивилизации поставила в мусульманском мире вопрос сохранения общих ценностей ислама и его единства. Рост многообразия мусульманского мира, как и разобщенность внутри него, создали проблему единства, которая по-разному решается представителями му­сульманской элиты. Ислам, хотя и является универсальной религией и в соответствии с его принципами у всех мусуль­ман есть одна родина — дар уль ислам, не признающий ни­каких этнических различий, тем не менее, мусульманский мир отличают различные региональные формы существова­ния ислама. Тот факт, что он был ниспослан в качестве Откровения специально арабам, говорит об определенной ре­гиональной обособленности исламской религии. Кстати, клас­сический ислам связан в первую очередь с арабским миром. По мере распространения ислама за пределы арабского мира, он был вынужден приспосабливаться к условиям других мест и регионов. Полонская Л. Р. показала, что в Индостане, Индонезии, Центральной Азии, на Дальнем Востоке и в дру­гих регионах сложились исламские цивилизации (или субци­вилизации), существенно отличающиеся как друг от друга, так и от классической арабо-исламской цивилизации.

Ислам в отдельных странах и регионах обладал специ­фическими чертами, которые определялись различиями между отдельными направлениями ислама, а также условиями жизни в каждом из регионов. Многообразие исламских ци­вилизаций (субцивилизаций), являющееся результатом рас­пространения ислама, вело к появлению особых черт циви-лизационных структур в каждом из регионов. Мусульманс­кий мир Южной Азии является самым многочисленным ре­гионом мусульманского населения. На конец XX века му­сульмане в Пакистане составляли 97%, в Бангладеш — 85%, в много конфессиональной Индии — 15%. В Индии четко прослеживается несомненное взаимовлияние двух ци­вилизаций: индусской и мусульманской. Взаимодействие индуизма и ислама проявилось в передаче мусульманам ка­стовой организации. Индусы, принявшие ислам, продолжа­ли сохранять многие обычаи и верования, ставшие частью мусульманских традиций в Индии. Тенденции взаимодей­ствия этих культур создали особые черты исламского мира в этом регионе. На облик ислама Южной Азии повлияла много этническая среда, он приобрел черты этнического мно­гообразия. Индийские мусульмане, как правило, составля­ли часть отдельных этносов в различных регионах страны. Индийская цивилизация отличалась еще и тем, что в тече­ние длительного исторического периода ее представляло му­сульманское меньшинство. Причем в доколониальную эпо­ху ислам, исповедуемый меньшинством населения, был го­сударственной религией огромных империй. Это способство­вало формированию убеждения, что создание в Индии госу­дарства мусульман имело историческую традицию. Утвер­дившаяся традиция сделала возможным избрание в 2002 году президентом Индии мусульманина Абдула Калама.

В Индонезии исламская культура испытала еще большее, чем в Индии, влияние культурной местной среды. Проникая из Индии, ислам уже испытывал сильное влияние индуизма и буддизма. Находясь на периферии исламской цивилиза­ции, религия впитала многие местные языческие обычаи и обряды доколониальной эпохи. В районах различных этно­сов ислам, сосуществуя с доисламской культурой, включал в свою практику доисламские племенные обычаи и ритуалы. Ислам стал в Индонезии господствующей религией, мусуль­мане составляли 85% населения и играли интегрирующую роль в утверждении единого государства в условиях значи­тельной пестроты индонезийских народов.

Весьма существенные различия в исламе характерны для Средней Азии, где было достаточно сильно влияние доислам­ских цивилизаций. Среднеазиатский регион вошел в мусуль­манский мир со своими культурными и местными особеннос­тями, образовав особый тип исламской цивилизации. В Сред­ней Азии утвердился ислам суннитского толка. Но здесь на­ходились очаги крупнейших религий древности, были широ­ко распространены языческие культы. Средняя Азия находи­лась на перекрестке взаимодействия различных культур и этносов, прежде всего иранских и тюрко-монгольскнх. Син­тез культур, сложившийся в средневековую эпоху, дожил до наших дней. В результате ислам приобрел здесь специфичес­кие черты, отличающие среднеазиатскую форму бытования от арабского мира. Исламская цивилизация Средней Азии развивалась в последнее столетие в условиях светского госу­дарства, достаточно прочно усваивала черты российской а затем советской империй. В результате осуществления в Сред­ней Азии взаимодействия с русской православной цивилиза­цией сложилась особая евроазиатская мусульманская общ­ность. Исламская среднеазиатская субцивилизация сохрани­ла свою самобытность. Синтез традиционного и современно­го создал особую специфику развития стран в этом регионе,

<< | >>
Источник: В. И. Бузов, под ред. А. А. Его­рова. Новейшая история стран Азии и Африки (1945­ - 2004): учеб. пособие— Ростов н/Д : Феникс, — 574 с. — (Высшее образование).. 2005

Еще по теме 2. Основные направления в исламе и современный мусуль­манский мир.:

  1. Мир ислама: традиционная структура и ее трансформация в период колониализма
  2. 17. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
  3. 16. Политико-правовые направления в исламе
  4. Глава 12 Мир ислама: традиционная структура и ее трансформация в период колониализма
  5. 14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
  6. 3.2. Основные тенденции и направления внешней налоговой политики в современном мире
  7. 15.5. Основные направления совершенствования налоговой политики в России на современном этапе развития Разработка концептуального документа в области налоговой политики
  8. Главные направления развития современной экономической мысли
  9. 15. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
  10. § 3. Современные направления изучения семьи
  11. 4. Как возник ислам, в чем его основные черты? Что представляло собой исламское государство эпохи Средневековья?
  12. 2. О современном положении и задачах в борьбе за мир, единство и социализм. Решение II конференции СЕПГ
  13. 37. Современные проблемы и направления реформирования банковской системы
  14. Направления и тенденции развития современного менеджмента