<<
>>

Общие черты художественной культуры XVII века

В развитии европейской культуры XVII век является самостоя­тельным периодом, не менее ярким и своеобразным, чем XVI или XV) 11 столетие. В последнее время его все чаще называют «ве­ком барокко» — по доминировавшему в этом столетии художе­ственному стилю.
Такая характеристика, удобная своей краткостью и хорошо сопрягающаяся с краткими определениями пред шеству­ющего сюлетия — эпоха Возрождения — и последующею — век Просвещения, имеет и другие очевидные достоинства, но нуждает­ся в определенных оговорках.

С одной стороны, стилистически культура XVII в. неоднородна. К. его началу в ряде стран еще господствует Возрождение (хотя это была последняя стадия культуры Возрождения, эпоха разоча­рования и прежних идеалах, трагического гуманизма»), а в кон­це уже уверенно заявляют о себе идеи Просвещения, особенно в Англии.

С другом стороны, характеристика центральных десятилетий столетия только как барочных тоже не бесспорна. В многообразии проявлений художественного творчества той эпохи традиционно выделяют, наряду с очевидно преобладавшим барокко, такие важ­ные тенденции, как классицизм и натурализм (реализм), каждая из которых по-своему продолжала традиции эпохи Возрождения.

Классици ш (от дат. с/аж«5 — образцовый), достигший своего расцвета во Франции в XVII в. и продолжавший развиваться до начала XIX в. (с XVIII в. — в форме так называемого неокласси­цизма), искал гармонию мира, общества и человека, способного противостоять злу и порочным страстям, в рациональности и упо­рядоченности, в прямой опоре на традиции Античности и Воз­рождения.

Стремление максимально достоверно и конкре тно передать мир вещей и мир чувств наиболее харакзерно для натура.шша (реа­лизма) XVII в,, наиболее ярко проявившегося в голландской живописи. Современные исследователи нередко подчеркивают, что разделение на эти три тенденции условно, что в широком смысле эпоха барокко Охватывает все культурные феномены XVII в., вклю­чая классицизм и натурализм.

Будучи общим явлением культуры почти всех стран Европы, барокко охватило пластические искусства (архитектуру, скульп­туру, жившпк'ь). литературу, эстетику, музыку, театр. Стиль ба­рокко воплотил в себе столь фундаментальные характеристики XVII столетня, что те черты, которые с ним ассоциируются, не могли не проявиться в самых разных областях жизни: в филосо­фии и науке, политике и религии, социальном и бытовом пове­дении, и этом смысле можно говорить не только о барочном ис­кусстве или театре, но и о барочных модах, системах образования и воспитания (ото относится, в частности, к великому чешскому теологу и исдн;огу XVII в. Я.А. Коменскому), барочных дуэлях и т д. Воздействие барокко испытали и формы религиозности. Пропо­ведники. чтобы произвести впечатление на слушателей, исполь­зовали правила барочной риторики и театральные эффекты. При богослужении опускались и поднимались картины, исполнялись танцы, использовались оптические иллюзии и световые эффекты. Церковные церемонии стали формой барочного синтеза искусст в.

Барокко имеет довольно отчетливые хронологические грани­цы: оно началось в конце XVI или в XVII в. и закончилось в нача­ле, а в ряде см ран в середине XVIII в.

Этимология слова «барокко» имеет несколько объяснении: так, в Италии XV! и.

слово Ьагоссо означало «причудливый, странный», а в Испании и Португалии сходным образом называлась жемчу­жина неправильной формы. Существовал и соответствующий ла­тинский термин, который в XVI в. использовали зля характерис­тики витисиа мяо, не вполне логичного способа мышления, Б эпо­ху Просвещения термин «барокко» часто носил ниативный опе­нок и исполь ювался для характеристики искусства, отличного от классических традиций Возрождения и классицизма.

Важнейшей характеристикой барокко и культуры XVII в. в че­лом является повое отношение к реальности, отличное от ренес­сансного, Расширение представлений о мире в результате Великих географических открытий, развития научного знания и новой философии с сс культом разума и опытного знания разилинуло границы Вселенной и разрушило ренессансную антропоцентри­ческую модель мира, сделав человека не центром мироздании, а его малой частью. Новое восприятие реальности, как бесконечно­го и изменчивого космоса, при этом не утратившего своей связи с божественной природой, породило внутренне противоречивое ее отражение, сочетающее натурализм и достоверность е мисти­ческой экзальтацией и изощренным аллегоризмом Б изменчивом и бесконечном мире человек XVII в. ошушал себя песчинкой, за­висящей от природного и социального окружения, причем его психика оказывалась столь же изменчивой и сложной, как весь мир. В культ;, рс барокко обостряется интерес к человеческой лич­ности, к ее конфликтным состояниям, порожденным утратой равновесия между человеком и миром. Воля борется с необуздан­ными желаниями, аскетизм — с чувственностью, мистика -- с вполне земными страстями. Новое восприятие реальности делает безграничным пространство, которое открывается ввысь в эффект­ных ком поп! циях на плафонах церквей или ухолит вдаль в архи­тектурных перспективах и театральных декорациях. Огромную роль при этом и I рал и оптические эффекты, которыми в совершенстве владели лучшие мастера барокко и которые стирали грань между реальным и иллюзорным пространством.

Культура барокко не была однородной, по-разному проявляя себя в разных регионах и разных сферах. Так, историки искусства выделяюз католическое барокко, возникшее в Италии в эпоху Контрреформдции и широко распространившееся, во хинном благодаря деятельности иезуитов, в католических регионах Евро­пы и Америки (Испания, Португалия, Фландрия, Южная Герма­ния, Австрия, Чехия, Польша, Великое княжество Литовское, Латинская Америка). В католическом барокко воплощались идеи торжествующей римской церкви, что способствовало постановке и решению масштабных градостроительных задач, созданию ве­личественных архитектурных ансамблей (площадь св. Пелра в Риме, перестройка важнейших римских базилик), расцвету монументаль­ной живописи. В литературе католического барокко влияние Контр­реформа пи и проявилось в расцвете проповеди, с ее вниманием к риторике, и дидактической прозы, на которые возлагались зада­чи нравственного воспитания и разъяснения принципов религи­озной морали.

Свои отличительные черты имело придворное барокко, в ко­тором во! 1.Ю1 ились идеи торжествующего абсолютизма. Придвор­ное барокко широко распространилось при дворах государей от Испании до России, независимо от их конфессионааьиой при- надлежнос I и. Самым известным памятником этой разновидности барокко, стилистически сочетавшим черты собственно барокко и классици 1мп, стад Версаль — резиденция французских королей под Парижем. Уникальный дворцово-парковый ансамбль Версаля создавался в 1660—1689 гг. (с перестройками и добавлениями XVII] — начала XIX в.) и долгое время служил образном для правителей всей Европы. Запросы придворной жизни, театрали­зация се церемониала способствовали расцвету живописи (циклы росписей в .торцовых апартаментах, парадный портрет-, центри­ческая батальная картина, мифологическая аллегория).

В искусстве барокко, наряду с католическим и придворным направлениями, прослеживается и демократическая ст руя. Имен­но барокко с сто интересом в том числе и к общественным кон­трастам (? полной мере открывает для искусства мир нищих и бро­дяг, обращается к теме физического уродства, за которым худож­ники видели глубину и благородство чувств («Хромоножка» Рибе­ры, шуты и карлики Веласкеса, многочисленные образы нищих в голландской живописи).

В основе культуры барокко лежит риторика как принцип по­строения литературной речи, театрального действия, иконогра­фических профлмм живописных циклов, музыкальных компози­ций. Для ли к’ратуры и искусства барокко характерно пристрастие к риторическим преувеличениям, антитезам, изысканным мега- форам и a.i.iei ориям, акцентирование знания для узкою круга «посвященных-, любовь к сложной символике. Риторически*' прин­ципы широко использовались в научной, философской и рели1 и- озной мысли. Искусство также рассматривалось кик инструмент убеждения п лффективного воздействия на адресата.

<< | >>
Источник: Под ред. Чудинова А.В., Уварова П.Ю., Бовыкина Д.Ю. История Нового времени: 1600-1799 годы. 2007

Еще по теме Общие черты художественной культуры XVII века:

  1. 2. Сравните развитие культуры в СССР в 1945-1953 гг. и в период «оттепели», назовите общие черты и различия
  2. Новые течения в художественной культуре.
  3. 4.3. Россия в XVII-XVIII вв. 4.3.1. Особенности социально-экономического и политического развития России в середине и второй половине XVII века
  4. 4.6.6. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру
  5. 1.АНГЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII ВЕКА
  6. 1. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПЕРИОДА
  7. Поворот гуманизма Общие черты развития науки.
  8. 13.2.Экономический цикл: содержание и общие черты
  9. Развитие предпринимательства в России XVII - начала XIX века.
  10. § 5. Фашизм: общие черты и особенности развития в межвоенный период
  11. 4.3. Россия в ХУП-ХУШ вв.4.3.1. Особенности социально-экономическогои политического развития России в середине и второй половине XVII века