<<
>>

Общественная мысль и культура Китая во второй половине XIX в.

После поражения Китая в первой и второй «опиумных» вой­нах в обществе возникло несколько точек зрения по поводу будущего развития страны. Главной дилеммой для многих мыслителей стал вопрос: что для Китая предпочтительнее — потерпев военное поражение, превратиться в полуколонию иностранных держав либо, потерять самобытность великой цивилизации, восприняв идеи «варваров».

Можно выделить следующие основные группировки, по разному отвечавшие на этот вопрос — «консерваторы» («твер­долобые») и «новаторы» («западники»), и «группа мораль­ной чистоты» (в основном, объединявшая членов академии Хайлинь). Первая группировка требовала изоляции Китая от остальных государств, недопущения в страну иностранных подданных, оставления в неизменном виде экономических и социальных отношений в обществе. По их мнению, Китаю, для достижения прежнего величия, необходимо было вернуть­ся к заветам правителей древности, изучая их по трудам философов того времени и применяя затем на практике. По их инициативе в обществе нагнетались антихристианские и антииностранные настроения.

Издавалось большое количе­ство памфлетов, о содержании которых красноречиво гово­рят даже их названия — «Смерть дьявольской вере», «Песнь об уничтожении дьяволов» и т.д. Наибольшую известность в этой группе мыслителей получили взгляды хунагрского шэнъ- ши Чжоу Ханя, поддержанного членами академии Ханьлинь. Одно время, после ликвидации «движения за реформы», Цыси даже рассматривала вопрос о привлечении его на один из важных постов в государстве.

Вторая группа считала, что при общем сохранении китай­ских традиций, необходимы заимствования и у иностранцев, но не их идей, а технических достижений, прежде всего в военной области.

Последняя из названных выше групп считала необходи­мым очистить органы государственной власти от людей, на­рушающих нормы «добродетели» прежних времен, возродить «золотой век» древности в деятельности правительства.

Они, как и представители первой группы, критиковали сторонни­ков заимствования достижений Запада.

Можно назвать еще одно, организационно не оформленное течение, представители которого — Фэн Гуйфэнь (1809-1874), Ван Тао (1828-1897), Сюэ Фучэн (1838-1894) и др. Они счита­ли себя идейными продолжателями Вэй Юаня и Линь Цзэсюя.

В 1861 г. появилась работа Фэн Гуйфэна «Протест Цзяо Биньлу», в которой в качестве неотложных выдвигались зада­чи создания национальной китайской промышленности, ре­форма государственного управления, учреждение школ по за­падному образцу и т.д. И все это они связывали с дальнейшим укреплением в Китае авторитета конфуцианского учения.

Сюэ Фучэн и Чжэн Гуаньин выступили против консерва­тизма в китайском обществе, выражавшегося, по их мнению, в стремлении к сохранению в стране устаревших обычаев и законов. Такого рода взгляды вызывали сильное недоволь­ство в среде консерваторов, очень часто подвергавших своих оппонентов моральному террору и преследованиям их род­ственников.

Из представителей реформаторов можно выделить Кан Ювэя с его теорией «великого единения» (Да Тун), Тань Сы- туна и Лян Цичао.

Теория «великого единения» была подробно изложена Кан Ювэем в его «Книге о Великом Единении», опубликованной в 1887 г.

Кан Ювэй в ней высказывал мысль, что человечество мо­жет избавиться от страданий путем организации идеального государственного строя и чтобы его достичь, необходимо из­бавиться от некоторых препятствий. Таких преград на пути в «светлое будущее» он насчитал девять—деление государ­ства на племена, на богатых и бедных, подлых и благород­ных, по расовому признаку, неравенство между мужчинами и женщинами, семейные отношения, деление по професси­ям, противоречия, возникающие в результате существования неравенства между людьми и несогласия некоторых из них с общими законами, преграды между людьми и животными, а также препятствия, возникающие по причине невозможно­сти исчерпать все беды, обрушивающиеся на людей.

Он полагал, что есть возможность ликвидировать все на­званные выше препятствия и установить на Земле справед­ливость в течение 200-300 лет.

На первом этапе предлага­лось созвать всемирную конференцию по демобилизации вооруженных сил, создать Союз Наций, всемирные парламент и правительство.

Сам Кан Ювэй считал, что созданная им теория является дальнейшим развитием конфуцианского учения, однако мно­гое из им высказанного входило-в явное с ней противоречие. Некоторые элементы были заимствованы из учения тайпи- нов, а также из"Теорий западноевропейских утопистов, с уче­нием которых он мог познакомиться, читая издававшиеся иностранцами на китайском языке журналы.

Идеи Кан Ювэя популяризировались в Китае его ближай­шим единомышленником Лян Цичао. Однако после пораже­ния «ста дней» реформ, он стал его критиковать, сблизив­шись с революционным крылом.

Другим ярким представителем реформистской обществен­ной мысли конца XIX в. являлся Тань Сытун (1863-1898). Являясь сыном губернатора провинции Хубэй, он в 1885 г. основал кружок по изучению западных наук, занимал раз­личные чиновничьи должности в разных городах Китая. Уже после его казни по приказу маньчжурских властей, был опуб­ликован трактат «Учение о гуманности», в котором он обви­нял во всех бедах Китая иноземную Цинскую династию. Он

выдвинул идею союза Китая с Кореей, Афганистаном, Ира­ном и Османской империей, которые также испытывали на себе негативное воздействие иностранных держав, нуждались в ликвидации монархических режимов и учреждении демок­ратии. Тань Сытун вплотную приблизился к идее установле­ния в Китае республиканского строя, считал положительным примером опыт Великой французской революции, «уничто­жившей всех монархов». Он идеализировал порядки в стра­нах Запада, но тем не менее не считал их полностью приемле­мыми для Китая. В1898 г., вопреки своим взглядам, он пошел на компромисс, став одним из руководителей движения за реформы.

Сунь Ятсен в конце XIX в. еще не проявил себя в полной мере в качестве выдающегося мыслителя, но тем не менее не­которые его работы того периода заслуживают внимания. Начинал Сунь Ятсен как сторонник реформаторов, близкий по взглядам к Ван Тао и Чжан Гуаньину.

В конце 1893 г., с их помощью, он написал Ли Хунчжану, в котором тогда ви­дел самого перспективного сторонника реформ, специальный меморандум с изложением собственного плана переустройства страны. Он предлагал заимствовать лучшие достижения за­падных держав для усиления экономической и военной мощи Китая, для чего, по его мнению, необходимо было дать 'лю-"5 дям проявить свои задатки, дать им возможность беспрепят­ственно заниматься торговлей и Земледелием. Правительство* писал Сунь Ятсен высшему китайскому сановнику, должно оказать помощь в развитии сельского хозяйства, добычи по­лезных ископаемых, защищать интересы собственных това­ропроизводителей, расширить транспортную сеть Китая, уменьшить внутренние таможенные тарифы и т.д. Он счи­тал, что при выполнении этих мероприятий, в течение двух десятков лет Китай сможет выйти на уровень развития Япо­нии и даже обогнать в своем развитии европейские страны. Однако Ли Хунчжан не принял Сунь Ятсена, попытавшегося лично вручить ему свой меморандум. После этого, и особенно после поражения Китая в войне с Японией, он становится бо­лее радикальным в своих взглядах, подойдя к идее необходи­мости свержения цинской династии. В этом было его главное различие в тот период с реформаторами, так как Кан Ювэй придерживался мнения, что с Цинами можно еще найти ком­промисс.

В области культуры в конце XIX в. наблюдаются самые про­тиворечивые тенденции. С одной стороны, господствует идея подражания в литературе классическим образцам, и особен­но в поэзии, придерживающейся стиля, сложившегося еще в древности и мало понятного простому народу. С другой сторо­ны, выдающимся явлением конца XIX в. стало дальнейшее распространение литературного языка байхуа, понятного широким слоям населения, который постепенно вытеснял старый литературный язык вэньянъ, понятный лишь самой образованной части общества. Появляются проекты создания фонетического письма вместо иероглифического.

В поэзии заметным явлением стало творчество сторонника реформаторов Хуан Цзунсяня (1848-1905), в стихах которо­го содержались призывы к борьбе с иностранным господством. Положительный отклик в общественном мнении получил ро­ман Ли Баоцзя «Наше чиновничество», в сатирической фор­ме показывавший нравы этого слоя китайского общества.

В изобразительном искусстве продолжалось совершенство-' вание национальных традиций. В стиле «гохуа» появились выдающиеся произведения Жэнь Боняня (1840-1896). На конец XIX в. приходится начальный этап творчества велико­го художника Ци Байши (1861-1957).

Архитектурные традиции воплотились в здании импера­торского летнего дворца «Ихэюань» («Парк безмятежного отдыха») и в выдающихся произведениях парковой архитек­туры.

■ В середине -'Последней трети XIX в. в Китае появляются несколько десятков газет на китайском языке, учрежденных самими китайцами, в том числе и из числа сторонников ре­форматорского движения. Так, например, Линь Цзэсюй из­давал журнал «Гуанчжоусские записки», Ван Тао организо­вал издание китайской газеты в Гонконге и т.д.

<< | >>
Источник: Под ред. Родригеса А.М.. Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. В 3 ч. М.: Ч.1 - 368с.. 2001

Еще по теме Общественная мысль и культура Китая во второй половине XIX в.:

  1. Общественная мысль и культура Китая конца второй половины XVII — первой трети XIX вв.
  2. Общественная мысль и культура Китая в XVI — середине XVII вв.
  3. § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
  4. Культура Вьетнама во второй половине XIX в.
  5. 4.6.5. Общественные движения и политическиетечения в России во второй половине XIX века
  6. Южнославянские земли Австро-Венгрии во второй половине XIX в. Общественный подъем 60-х годов.
  7. 4.6.5. Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века
  8. 3. Политические идеи в России второй половины XIX - первой половины XX в.
  9. Экономическое положение Китая во второй половине XVII в.
  10. 4.5. Страны Европы и Северной Америки в XIX в.4.5.1. Индустриальное развитие стран Запала во второй половине XVIII—XIX вв.
  11. 4.5. Страны Европы и Северной Америки в XIX в. 4.5.1. Индустриальное развитие стран Запала во второй половине XVIII - XIX вв.
  12. 6. КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ
  13. Индонезия во второй половине XIX в.
  14. Глава XXV ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В 20 - 50-е ГОДЫ XIX в.
  15. § 2. Международные общественные движения во второй половине XX в.
  16. Таиланд во второй половине XIX в.
  17. Лаос во второй половине XIX в.
  18. 14.3. Россия во второй половине XIX в.
  19. 14.3. Россия во второй половине XIX в.