<<
>>

Общественная мысль и культура Китая конца второй половины XVII — первой трети XIX вв.

В общественной мысли Китая после завоевания страны маньчжурами по прежнему преобладал традиционализм, чему в немалой степени способствовала проводимая ими внут­ренняя и внешняя политика.

Можно выделить две основных тенденции в общественной мысли этого времени. Одни мыслители пытались обосновать закономерность и необходимость установления в Китае Цин- ской династии, а другие, наоборот, доказывали ее губитель­ную и реакционную роль для Китая.

Касаясь первой тенденции, следует отметить, что Цины взяли на вооружение конфуцианство сунского периода в ин­терпретации Чжу Си. Император Канси (1662-1723) опубли­ковал «Шэн Юй» («Священный эдикт»), который представ­лял из себя свод доктрин, определявший официальную государственную идеологию на конфуцианской основе.

Из наиболее известных противников официальной идео­логии в XVII в. можно назвать Хуан Цзуси, который высту­пил против главного тезиса сунской идеологии — обоснова­ния абсолютной власти правителя. Он заявлял, что отношения народа и императора условны и определяются интересами первого.

Основополагающим тезисом для многих мыслителей того времени стала идея о том, что всякая философская система должна вытекать из жизненной практики. Наиболее убеди­тельно об этом писал Гу Яньу, находившийся под сильным , влиянием идей Ван Янмина и его учения о «прирожденном знании».

Сферой идейной борьбы стала филология, где наибольшим авторитетом пользовались Хуэй Дун и Дай Чжэнь. Первый из них отвергал подлинность древних письменных памятников до времен Ханьской империи, считая, что не сунские, а ханьс- кие мыслители являются носителями истинных китайских традиций. Второй же заявлял, что содержание всех древних памятников является определенным учением, доведенным до

людей с помощью слов, состоящих из письменных знаков. Поэтому, считал он, необходимо изучать в первую очередь саму письменность.

Отсюда в цинский период в Китае полу­чают развитие палеография, историческая география и хро­нология, без которых, как считали его сторонники, невозмож­но понять истинное содержание древних памятников.

При маньчжурах в XVII в. была создана специальная груп­па для написания истории династии Мин, в которой доказы­валась неизбежность ее падения и замены на Цинскую. Не­согласные с такой трактовкой ученые создавали свои, альтернативные официальной, «истории Минов». Многие из несогласных были' казнены, другие заключены в тюрьмы и отправлены в ссылки. Неугодные властям книги изымались. Только в правление одного императора Цяньлуна с 1774 по 1782 гг. такого рода изъятия были-проведены 34 раза, а по­павшие под него книги вносились в специальный запретный список.

В 1772 г. Цяньлун приказал собрать все когда-либо изда­вавшиеся в Китае книги, и за последующие два десятилетия их собрали более 10 тысяч названий, составивших 170 ты­сяч томов. Все они были разделены на 4 категории и полу­чившаяся новая библиотека была названа «Сы ку цюань- шу» («Полное собрание книг четырех хранилищ»). Многие из переизданных затем книг были исправлены в соотвв1®'' ствии с интересами Цинов. и^П

Усиление попыток иностранных держав проникновения на китайские рынки и провал попыток остановить приток в Ки­тай опиума и ограничить вывоз серебра, заставил наиболее трезвомыслящих представителей китайской элиты усомнить­ся в представлениях о Китае как о центре мироздания. Из их уст все чаще начинала звучать критика конфуцианской иде­ологии. Наиболее четко она была выражена на рубеже XVIII- XIX вв. в работах представителей т.н. «Школы современных текстов», выступавших за обновление некоторых положений конфуцианства применительно к тогдашним нуждам Китая. Они настаивали на переводах западных книг, внедрении, луч­ших достижений Запада, заявляли, что правитель должен прислушиваться к советам ученых, выбирая лучший из5 ва­риантов своих действий. Благодаря их усилиям, в начал© XIX в. большую популярность в Китае получила доктрина «усвоения варварских (заморских) дел», основоположником которой считается Вэнь Юань (1794-1856).

В его главной ра- ] боте «Хайго тучжи» («Описание заморских дел с картами»), 5 сформулирована основная задача для Китая того времени — с помощью «варваров» наносить поражения «варварам», что- ' бы, используя знания о них, жить с ними в согласии, а, изучив 1 их достижения, подчинить их своей власти. Считается, что | большую помощь при написании этой работы ему оказал Линь I Цзэсюй, который и сам оставил заметный след в истории об- | щественной мысли Китая. Среди его произведений следует, | в первую очередь, отметить «Цзифу шуйли» («Соображения по | поводу водного хозяйства земель, прилегающих к столице»), I в которой он сумел обосновать идею увеличения производства риса за счет его разведения в Восточном Китае, а не только в Южном, до этого являвшегося основной рисовой житницей. ; Кроме этой работы, Линь Цзэсюй издал такие сочинения, как >< «Иностранцы о Китае», «Важнейшие сведения о Российском ; государстве», «Описание четырех материков» и др.

Культура Китая в рассматриваемый период оставалась в русле прежних традиций. Литература в наименьшей степени . подвергалась контролю со стороны властей. Ее условно мож­но разделить на два вида — литературу для элиты и для наро­да, прежде всего горожан. В литературе для высших слоев общества выделяется «высокая» поэзия и бессюжетная проза в форме эссе, сложившиеся еще в сунский период. Ее консер­вацию поддерживала система традиционных китайских эк­заменов, предписывавших написание сочинения с использо­ванием цитат из ганских и сунских классиков, в которых ход мысли автора сочинения определялся особой схемой багу («восьмичленная композиция»).

Литература для горожан состояла из театральных пьес, повестей и романов. Наибольшую известность получил роман Цао Сюэциня «Сон в красном тереме», в котором рассказыва­ется о жизни богатой маньчжурской семьи. Другим выдаю­щимся литературным произведением является сатирическое произведение У Цзинцзи «Неофициальная история конфуци­анства», направленное против бюрократов и системы отбора чиновников на основе конфуцианской системы экзаменов.

В архитектуре также наблюдается приверженность к тра­дициям. Это, прежде всего, грандиозность размеров и обилие декоративных элементов вновь возводимых зданий в стиле китайского барокко.

Потребность во внутреннем убранстве такого рода сооруже­ний способствовала и усилению интереса к изделиям приклад­ного искусства, особенно к художественному литью бронзовых львов, черепах, драконов, фениксов и т.д. Это были, как прави­ло, копии аналогичных древнекитайских изделий, но многие иностранцы зачастую принимали их за подлинники и отправ­ляли их в музеи в своих странах. Китайские мартена прослави­лись и резьбой по камню, прежде всего по нефриту, белой яшме и слоновой кости, а также своими лаковыми миниатюрами и вышивкой. Особого искусства достигли мастера китайского фар­фора. Появились заводы по его производству, принадлежавшие как государству, так и частным лицам. Фарфор пользовался ог­ромным спросом в Европе и соседних государствах Азии, где им украшались, в том числе, и королевские дйорцы.

Мастера китайской живописи в своих произведениях так­же сохраняли преемственность искусства прежних эпох. Ос­новными живописными жанрами являлись декоративный («цветов и птиц»), пейзаж («гор и воды») и портретный. Ки­тайские живописцы были объединены в Академию живопи­си («Сад живописи»). Некоторое влияние на китайское изоб­разительное искусство оказали европейские художники, находившиеся среди миссионеров. В результате появилась оригинальная манера, в которой сочетались европейские и китайские живописные техники.

<< | >>
Источник: Под ред. Родригеса А.М.. Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. В 3 ч. М.: Ч.1 - 368с.. 2001

Еще по теме Общественная мысль и культура Китая конца второй половины XVII — первой трети XIX вв.:

  1. Общественная мысль и культура Китая во второй половине XIX в.
  2. Общественная мысль и культура Китая в XVI — середине XVII вв.
  3. 3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVI в.
  4. 1. ЗАВЕРШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ РУСИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVI в.
  5. 3. Политические идеи в России второй половины XIX - первой половины XX в.
  6. Международное положение Османской империи во второй половине XVI — первой половине XVII в.
  7. Экономическое положение Китая во второй половине XVII в.
  8. 2. Политические идеи в России XVII - первой половины XIX в.
  9. Глава X КИТАЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
  10. Камбоджа в середине XVII — второй половине XIX вв.
  11. § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
  12. Культура Вьетнама в XVI — первой половине XIX вв.
  13. Культура Вьетнама во второй половине XIX в.
  14. 4.6.5. Общественные движения и политическиетечения в России во второй половине XIX века
  15. Глава XXVII КУЛЬТУРА И БЫТ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
  16. Южнославянские земли Австро-Венгрии во второй половине XIX в. Общественный подъем 60-х годов.
  17. 4.6.5. Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века
  18. Внешняя политика Китая в последней трети XIX в.