<<
>>

Новое публичное пространство

Эффсм. производимый новыми идеями, уепливш.ся за счет ТОГО. ЧТО век Просвещения они стали предметом публичной дискуссии. Для гого чтобы такое обсуждение СМ01Л0 состояться, нужны были соответствующие места, где люди могли бы свобод­но обмениваться мнениями о различных аспектах духовной и об­щественной жизни.
Массовое появление таких мест, предназна­ченных для публичной дискуссии, является еще одной характер­ной чертой эпохи. В зарубежной исторической литературе их назы­вают обобщающим французским термином зоаё1ё* с!е репше («об­щества мысли»), к которому в русском языке, пожалуй, ближе всего будет условное понятие «интеллектуальные кружки».

Подобные объединения имели разную форму. К их числу при­надлежали, например, читательские клубы. Член такого клуба, заплатив абонементную плату, получал возможность пользовазь- ся книгами, приобретенными в складчину. Это не только откры­вало людям со скромным достатком доступ к дорогостоящим из­даниям и к периодике, но и позволяло свободно обсуждать про­читанное. Обычно такое сообщество имело свой устав, принимае­мый, как и решения о текущей деятельности клуба, равным голо­сованием всех членов без учета их сословной принадлежности.

Еще одной формой интеллектуальных объединений были ака­демии. Причем, если большие столичные академии — Француз­ская и Парижская королевская, Берлинская и Санкт-Пегсрбург- ская, Лондонское королевское общество и др. — в большинстве своем состояли из именитых ученых, профессионально занимав­шихся большой наукой, то многочисленные провинциальные ака­демии представляли собою, скорее, клубы местной просвещен­ной элиты. Члены таких провинциальных академий собирались не только для того, чтобы ознакомиться с научными изысканиями своих коллом. выполненными, как правило, на любительском уровне, но и для того, чтобы обсудить новости культуры и поли­тики.

Наиболее распространенной формой интеллектуальных сооб­ществ являлись масонские ложи. Члены этой тайной организации считали, что она ведет происхождение от братства легендарных строителей храма Соломона в Иерусалиме, и называли себя «воль­ными камешниками» (отфранц. пщоп — каменщик). Зародившее­ся в Британии па рубеже XVII —XVIII вв. масонство быстро рас­пространилось п Старом и Новом свете. Членами братства стано­вились представители самых широких слоев городского населе­ния: от коронованных особ до ремесленников. И хотя движение это практически никогда не было едино и делилось на несколько конкурировавших друг с другом систем, каждая из которых имела особую многоступенчатую структуру и ритуальную символику, псе направления масонства в основном преследовали общие нравствен­но-воспитательные цели, проповедуя идеи «свободы, равенства и братства» в отношениях между людьми. Должностные лица лож избирались 1 [Vгем голосования. Внутри «братства» все его члены обладали рамными правами независимо от своего пагуса м «обыч­ной» жн'зми. Несмотря на таинственные и сложные ритуалы, ко­торыми обстилались масонские заседания, ложи фактически пред­ставляли собою дискуссионные клубы, где образованные люди различных состояний могли свободно обсуждать самый широкий спектр проблем, на время «забыв» о принятых в сословном обще­стве условностях социального поведения.

Наименее формализованным видом интеллектуальных сооб­ществ были литературные салоны, среди которых самой большой славой пользовались парижские. Хозяйками таких салонов, как правило, явля лись просвещенные аристократки. В их гостиных со­бирались представители высшего света, ученые, литераторы, чтобы вести учтивые беседы (умение поддерживать такую беседу, остро­умную И непринужденную, было ПОДНЯТО ДО уровня настоящего искусства), читать стихи, обсуждать новости светской и культур­ной жизни Н зтом легком и свободном общении, не скованном условностями придворного этикета, решающее значение приоб­ретали июле достоинства, нежели те, что имели значение в обы­денной жизни: ум и талант здесь нередко оказывались важнее, чем богатство или знатное происхождение.

И наконец, наиболее демократичной формой интеллектуаль­ных кружков, правда, распространенных далеко мс во всем ареале Просвещения, были кафе. Для представителей литературною дна они иірали іюдь салонов, поскольку в настоящие салимы «руссо сточных кашш» не допускались. В кафе мог принт п любой желаю­щий, чтобы за чашкой кофе ознакомиться со свежими газетами и новыми памфлетами, а потом обсудить их с друї ими завсегдатая­ми заведения.

Помимо вышеперечисленных разновидностей интеллектуаль­ных сообществ существовало и множест во других. В ТОЙ [[ЛИ иной степени схолиях с ними, — музеи, литературные кружки, чи­тальни и лр.

Как правило, подобные сообщества в целом и их члены по отдельности поддерживали регулярную переписку с себе подоб­ными в дрхіих городах и даже в других странах, благодаря чему весь ареал І Іросвещения оказался покрыт разветвленной информа­ционной сеи.ю — в одних регионах более плотной, в других — менее, — но которой циркулировали новые идеи. Эта совокупность интеллектуальных объединений представляла собой альтернативное публичное пространство, существовавшее «паралле шпо» обществу Старого порядка, основанному на религиозных, сословных, про­фессиональных, придворных и других традиционных связях.

В свою очередь наличие подобного публичною пространства сделало во пножным появление такого принципиально нового со­циальною феномена, как общественное мнение. 1ч о таконодателя- ми чаше изо выступали влиятельные литератур’п.к- сшиты, объ­единявшие наиболее популярных литераторов тою времени. Ин­формация о с шжившемся там отношении к тем или иным собы­тиям или явлениям общественной жизни довольно быстро рас­пространялась по «параллельному» публичному пространству, смыслом с> шествования которого был обмен идеями. Ну. а по­скольку литера горы выступали тогда властителями дум читаю­щей публики, их точка зрения оказывалась определяющей для всей массы людей, включенной в это публичное пространство, т.е. их ипдивилуальное или групповое мнение превращалось в общественное.

Еще одним важным следствием существования альтернативно­го публичного пространства было зарождение в нем ношах форм социального поведения или, говоря языком современной научной литературы, новых форм социабельности (от франц. йпс1аЬШ(ё — общение). 1 (оскильку многие из интеллектуальных кружков имели писаные ус швы (конституции), предполагавшие равенство чле­нов этих обт.елинений и выборность должностных лип. именно здесь возникли и прошли «обкатку» новые формы обшения — светскою, демократического и внесословного, которые в даль­нейшем стали основой политической культуры Нового и Новей­шего времени

<< | >>
Источник: Под ред. Чудинова А.В., Уварова П.Ю., Бовыкина Д.Ю. История Нового времени: 1600-1799 годы. 2007

Еще по теме Новое публичное пространство:

  1. Публичный договор.
  2. 25. ПУБЛИЧНЫЕ КОРПОРАЦИИ
  3. § 2. Социальное пространство
  4. Понятие публичного размещения
  5. ПРОСТРАНСТВО
  6. Публичное деловое ритуальное общение
  7. Габитус и пространство стилей
  8. «Вторжение в личное пространство»
  9. Заработок на публичных страницах.
  10. Организационное пространство