Наука и культура
Наличие множества столиц на территории Италии было важным дополнительным стимулом для развития искусства. Великим памятником архитектуры XVII в. стал Рим: средства для строительства полых его районов поступали из многих католических стран, В холе начавшейся Контрреформации друте итальянские города также развернули в первой половине XVII в. строительство церквей. Наличие массовых, хорошо оплаченных заказов стимулировало мастерство художников, работавших помимо Италии и во многих других европейских странах.
Важным объединяющим фактором в Италии Сняла наука. Итальянские университеты славились далеко за пределами страны. Концентрация высших учебных заведений (и религиозных, и светских) была самой высокой в Европе, Высокое качество предлагаемого в них образования также было хорошо известно. Особенных успехов таллинские ученые добились в физике, астрономии и медицине. Университеты были важными центрами секуляризации культуры. Самыми передовыми в этом отношении считались университеты Падуи, Лукки и Неаполя.
Сеть академий сложилась еще в эпоху Возрождения и в XVII в. насчитывала согни научных кружков, распространившихся по всем уголкам Италии. Эти кружки складывались спонтанно и были эфемерными.
хот некоторые (например, флорентийские Академия рысьеглазыч. Круска, Академия друзей земледельцев, неаполитанская Понтанилна) дожили и до наших дней. С течением времени они стали пи штельной средой для распространения идей Просвещения и обеспечили им широкую аудиторию.Наиболее яркой чертой итальянской общественной мысли кануна Просвещения стало распространение юриак/кци иы дд и та — широкого идейного течения, получившего наиболее полное выражение в трудах венецианца П.Сарпи (1552— 1626) и неаполитанца П.Джанноне (1676—1748). Зародившийся как реакция ил новшества в церковной доктрине эпохи Контрреформаиии. юриеликци- онализм в конце концов превратился в особый жанр «эрудитекой» критики католической церкви как политического института. Сарпи написал «Историю Тридентского собора», в которой, в частности, доказывал, чш решения этого собора завершили тигельный процесс складывания «папского абсолютизма». Юристы второй половины XVII к, критиковали неподконтрольность действий церковников, наличие своего законодательства, иммунитетов, безмерное обогащение монашеских орденов и клира, да и политические претензии пакета в целом. В «Гражданской истории Нсаполтамского королевства» (1723) Джанноне исследовал историю возникноис- ния этих претензий и их противозаконность. Работа служила обоснованию тезисов юрисдикционализма с исторической точки зрения и, будучи переведена на основные европейские языки, сделала эти идеи доступными для всей «литературной республики». Итальянский юриецикнионализм стал важным вкладом в формирование европейской культуры Просвещения.
Несмотря на экономический кризис и политический упадок, Италия оставалась в XVII и особенно в XVIII в. весьма привлекательной страной для европейцев. В XVIII в. начались археологические раскопки римских древностей. Иностранцев привлекала сюда также пышная придворная жизнь и развлечения. Венеция, Лукка, Неаполь были известными театральными центрами. Венецианский и римский карнавалы вызывали восхищение современников.
В немалой степени привлекательность Италии для европейцев была результатом деятельности многочисленных эмигрантов, рассеявшихся по Европе в поисках заработка. Во многих странах работали итальянские врачи, аптекари, профессора, повара, учителя изобразительных искусств, фехтования (манту- анская откола), выездки и музыки. Славились итальянские дирижеры и композиторы, музыканты-виртуозы. Даже петербургские шарманшихи XVIII в. были в основном итальянцами. При дворах итальянцы часто становились лейб-медиками, библиотекарями, иногда -- министрами, учителями шахматной игры (в XVII и первой половине XVIII в. именно итальянские мастера распространяли ^королевскую игру» при европейских дворах). Некоторые итальянцы добивались высокого положения при дворах, представляя католическую церковь (нередко орден иезуитов), но далеко не псе. Так, при дворе австрийского императора Карла VI лейб-медик, библиотекарь и главнокомандующий армией (Евгений Савойский) были итальянцами, хотя ни один из них не принадлежал к числу служителей церкви. Широкую известность за пределами Италии получили литейщики: лучшие пушки и колокола во многих странах были отлиты итальянцами. Во многих столицах, и том числе в Петербурге, работали итальянские архитекторы, С) широком присутствии итальянцев за границей, особенно при дворах, свидетельствует распространение там итальянского языка: в Мадриде, Вене и даже Стамбуле он использовался для общения с иностранцами, лишь в середине XVIII в. уступив своп позиции французскому.
Еще по теме Наука и культура:
- § 37. Наука и культура
- Социология как наука о культуре - Макс Вебер.
- § 1. Понятие культуры. Культура как базис обществаО разных ПОНЯТИЯХ культуры
- 6.7. Наука
- 4.6.6. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру
- 30. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
- 7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
- § 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры
- 28. Какова культура Возрождения в Италии, (ее важнейшие достижения в области культуры и искусства)?
- Взаимодействие культуры организации и национальной культуры
- Социология и экономическая наука
- Взаимодействие культуры и экономики.Социальные функции культуры
- 9.2.3. Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта
- Политическая наука
- 3.3.2.3. Услуги в сфере культуры, искусства, образования физической культуры, туризма, отдыха и спорта
- 9. ПЕДАГОГИКА: НАУКА И ПРАКТИКА
- Социология как наука
- Сущность культуры. Культура и человеческая природа