<<
>>

7. Национальное возрождение Армении

В1801 г. началось освобождение армянских земель от иран­ского господства. В состав восточной Грузии, присоеди­нившейся к России, входил тогда ряд северных армянских районов — Памбакская, Шамшадиль.ская, Борчалинская и Казахская дистанции, а также — Лорийский уезд.
В 1805 г. к России отошли далее Нагорный Карабах, Зангезур и вос­точный Ширак, занятые русской армией в ходе войны 1804— 1813 гг. с Ираном. Армяне активно поддерживали русских. Поэтому вполне закономерны были поражения иранцев в крупных сражениях на армянской земле — под Эчмиадзи- ном и Нахичеванью. Не смирившись с поражением, Иран пы­тался с помощью Англии осуществить реванш. Однако новая война 1826—1828 гг. завершилась окончательным освобожде­нием Восточной Армении от власти Ирана. Занятые русскими войсками Эриванское и Нахичеванское ханства образовали Армянскую область в составе Российской империи, в кото­рую из Ирана переселилось более 40 тыс. армян. Вслед за этим Россия в ходе войны 1828—1829 гг. с Османской империей практически освободила и большую часть Западной Армении — Каре, Ардаган, Баязет, Эрзерум.
Однако эти территории (кро­ме Ахалциха) были возвращены османам по Адрианопольско- му миру 1829 г. Но 90 тыс. армян с этих земель перешли в Восточную Армению.

Именно с процессами, происходившими в дальнейшем на землях Армении, включенных в Российскую империю, было связано национальное возрождение армянского народа, в том числе — возрождение в дальнейшем и его национальной го­сударственности. Поэтому вполне логична была поддержка, оказывавшаяся армянами России. Армяне были среди тех, кто погиб в январе 1829 г., защищая русского посла Алексан­дра Грибоедова при разгроме российского посольства толпой

иранских фанатиков в Тегеране. Население Армении, как Вос­точной, так и Западной, неизменно помогало России и рус­ской армии во всех конфликтах с османами, иранцами и му­сульманами Кавказа вплоть до Первой мировой войны 1914— 1918 гг.

На Кавказе после его присоединения к России в целом значительно ускорилось экономическое и культурное разви­тие. При этом армянские предприниматели заняли ведущие позиции в таких крупных торгово-промышленных центрах Закавказья как Баку, Батум, Тбилиси, а также (в меньшей степени) — в городах Северного Кавказа. В самой Армении развивались меднорудная промышленность, коньячное про-: изводство, хлопкоочистительные заводы. С ликвидацией прежней системы налогов и установлением льготных тари­фов создались условия для более интенсивной промышлен­ной деятельности, расширения посевов ценных культур хлоп­ка, винограда и других, для усиления транзитной торговли и диверсификации связей с общероссийским рынком. Вместе с тем Армения продолжала оставаться отсталой и по преиму­ществу аграрно-сырьевой периферией Российской империи, 1 чему во "многом способствовала политика царских властей, | особенно наместника Кавказа в 1844—1854 гг. М.С. Воронцо-1 ва, всячески содействовавшего укреплению крепостничества | (по царскому рескрипту 1846 г. и актрш 1847 г. и 1851 г.) I и усилению местного «высшего сословия» — агаларов, мели-1 ков, беев, уравненных в правах с русским дворянством. 1

Колониальные порядки, превращение «высшего сословия» 1 в опору царизма, отстранение армян от службы в админист-1 рации и судах, сохранение феодальных пережитков вызывали 1 недовольство большинства народа. Уже в 1837—1838 гг. про-1 исходили крестьянские волнения, которые имели свое про- * должение и в дальнейшем. Крестьянская реформа в Армении 1 была проведена только в 1870 г., т. е. на 9 лет позже, чем I в самой России. Она несколько улучшила положение части 1 крестьян, но мало что изменила для большинства из них. Кре- 1 стьянам не по карману были выкупные платежи за землю (так | как освобождены они были от крепостной зависимости, как 1 и в России, «без земли»). Практически эти платежи почти не | осуществлялись до 1912 г. На рубеже XIX—XX вв. почти 99% | крестьянских хозяйств имели в своем распоряжении не более I 32% всех земель.

Остальной фонд был в руках «высшего ] сословия», монастырей и государственной казны. На каждое крестьянское хозяйство в среднем приходилось 8 десятин земли, а на каждое помещичье — 300, т. е. в 37 раз больше. Помещики и церковь платили всего 18% налогов, а крестья­не — 82%. До 40% крестьян не имели скота и инвентаря.

Естественно, такое положение способствовал9 массовому разорению сельских жителей и их притоку в поисках зара­ботка в города как в Армении (Алаверди, Александрополь, Ереван, Кафан), так и за ее пределами (Баку, Батум, Тбили­си). Социальная напряженность среди горожан в этой связи возрастала, так как значительная часть мигрантов из дерев­ни оставалась без работы или же получала возможность еле сводить концы с концами. Вместе с негативными экономиче- скми и социальными аспектами политики царского прави­тельства это было причиной постепенного нарастания дви­жения социального и национального протеста, тем более что различные бюрократическо-юридические ограничения в от­ношении армян дополнительно питали это движение.

К тому же середина XIX в. — это время завершения про­цесса формирования армянской нации, ее освобождения от остатков феодальных отношений и представлений, укрепле­ния ее национального самосознания. Этому во многом спо­собствовала проходившая под воздействием России и Европы модернизация экономики, политической культуры и духов­ной жизни армян, возникновение новой армянской интел­лигенции как следствие открытия целого ряда армянских образовательных учреждений в первой половине XIX в. (Ла­заревского института в Москве в 1815 г., Нерсисяновской шко­лы в Тбилиси в 1824 г., городских и уездных училищ в Ерева­не и других центрах армянской культуры в 1832 г.). К этому же времени относится деятельность целого ряда выдающих­ся армянских мыслителей, прежде всего Хачатура Абовяна (1805—1848), который стал основоположником новой армян­ской литературы и нового литературного языка армянской нации.

Абовян был первым армянским просветителем — демокра­том, писателем и педагогом новой формации.

Он выступал против крепостничества и клерикализма, за развитие просве­щения и за дружбу с Россией. В этом духе он воспитывал учащихся уездных училищ в Тбилиси и Ереване, инспекто­ром которых был в 1837—1848 гг. В романе «Раны Армении» он изобразил борьбу армян против ига Ирана и присоедине­ние Армении к России. Он много сделал также для изучения фольклора, этнографии и истории народов Закавказья. И хо­тя большинство его произведений были изданы только после его смерти (из-за преследований его армянскими клерикала­ми и царскими бюрократами), они оказали огромное влияние на дальнейшее развитие армянской литературы и идей про­свещения Армении.

За внедрение нового армянского языка (ашхарабар) вза­мен устаревшего книжного языка (грабар) боролся и другой известный армянский просветитель, философ и революцион­ный демократ Микаэл Налбандян (1829—1866). В отличие от Абовяна, закончившего университет в Дерпте (ныне г. Тар­ту в Эстонии), Налбандян учился в 1855—1858 гг. на меди­цинском факультете Московского университета и сотрудничал в журнале «Юсисапайл» («Северное сияние»), издававшемся в Москве. Он первым из армянских писателей перешел на ре­волюционно-демократические позиции под влиянием идей «Колокола» и «Современника» — российских журналов со­ответствующего направления. В 1860—1862 гг. Налбандян совершил путешествие в Османскую империю, Индию и За­падную Европу, что не только существенно обогатило его ми­ровоззрение и расширило политический кругозор, но и дало выход его энергии и предприимчивости, направленным на ос­вобождение армян. В османской столице Стамбуле, где было много армян, Налбандян создал тайное революционное обще­ство «Партия молодых», объединившееся вокруг армянского журнала «Мегу» («Пчела»). В Лондоне он, сблизившись с Гер­ценом, Огаревым и Бакуниным, участвовал в обсуждении про­граммы будущей партии русских народников «Земля и воля». Критикуя реформу 1861 г., он видел выход в крестьянской революции в России. По возвращении он был арестован цар­скими властями летом 1862 г., заключен в Петропавловскую крепость и был судим вместе со своими российскими едино­мышленниками по «процессу 32-х». В ноябре 1865 г., тяжело больной туберкулезом, он был выслан в Камышин, где вскоре и умер.

Философ, политэконом, лингвист, педагог, Налбандян был последователем Фейербаха и Чернышевского, идеи которых пропагандировал в среде армянской интеллигенции. Он стре­мился к соединению усилий революционных демократов

Армении и России, а также прогрессивных сил армянской ди­аспоры в Европе и на Востоке. Будучи автором многих рома­нов и стихов, он одновременно стал основателем армянской реалистической критики и эстетики. Популярность его худо­жественных и критических произведений влияла и на инте­рес к его философским и публицистическим трудам.

Сложность позиции Абовяна, Налбандяна и других армян­ских просветителей-демократов, при всем их революционном пафосе, определялась еще и тем, что они, как и все их со­отечественники, ни на минуту не забывали, что рядом, в За­падной Армении, на территории Османской империи под жестоким гнетом турецких ассимиляторов проживало боль­шинство их братьев по нации (примерно 2,5 млн человек до 1914 г. против 1,5 млн человек в Восточной Армении). Армя­не многих граничивших с кавказскими областями России османских провинций (прежде всего Эрзерума, Арабкира, Баязета) не раз просили русское правительство о покрови­тельстве. Но России, особенно после Крымской войны 1853— 1856 гг., стало во второй половине XIX в. труднее помогать армянам и другим единоверцам в Османской империи, так как за спиной этой слабеющей мусульманской державы на самом деле ощущалось присутствие Англии, Франции, Ита­лии, чуть позже Германии, заинтересованных в сохранении экономически полностью зависевшего от них режима осма­нов и в его укреплении в качестве геостратегического и воен­но-политического противовеса России.

В 1862 г. в Киликии подняли восстание армянские кресть­яне Зейтуны. С новой силой освободительное движение запад­ных армян и солидарных с ними жителей Восточной Армении вспыхнуло во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг., когда были организованы конные дружины и полки армян­ских добровольцев в Ереване, Тбилиси, Карабахе и других местах, помогавшие русской армии, получавшей также от ар­мянского населения подводы и продовольствие. После войны Каре и некоторые другие районы Западной Армении были присоединены к России, а на остальной ее территории осма­ны обязывались провести реформы и улучшить положение армянского населения. Однако практически ничего не изме­нилось. Османские власти жестоко подавляли все последую­щие выступления армянских патриотов — в 1878 г. и 1884 г. в Зейтуне, в 1880 г. — в Васпуракане, Сасуне, Алашкерте, в 1886 г. — в Ване. Османский султан Абдул-Хамид II, перио­дически натравливавший многочисленные этносы своей им­перии друг на друга, организовал в 1894—1896 гг. массовое истребление армян, в основном — руками курдов и туркме­нов, а также при активном участии специально сформирован­ной им из тех же курдов, черкесов и арабов иррегулярной конницы «хамидийе», прозванной в народе «башибузуками» (головорезами). Всего погибло около 300 тыс. армян.

Естественно, подобного рода действия вызвали возмущение во всем мире и обострение националистических настроений сре­ди армян. Возникшие в 80—90-х годах XIX в. партии «Гнчак» (Колокол) и «Дашнакцутюн» (Союз федерации) ставили своей целью освобождение Западной Армении с помощью западных держав и России. Особенно влиятельна была вторая партия. Ее члены — дашнаки (дашнакцаканы) — ставили своей задачей добиться создания в Западной Армении автономного армянско­го государства с помощью вооруженной борьбы и террора. Они выступали за национальное единство армян, против раскалы­вающей это единство классовой борьбы. С этой целью они сры­вали забастовки, в которых на Кавказе обычно участвовали люди разных национальностей, и противопоставляли рабочих-армян всем прочим, особенно азербайджанцам и другим мусульманам. Тем не менее, стремясь сохранить влияние на рабочих, дашна­ки вступили в 1907 г. во П Интернационал.

Рост городского населения Кавказа (за вторую половину XIX в. — в 2,5 раза) шел во многом за счет пополнения рядов рабочих сельскими мигрантами. К началу XX в. в Армении было до 10 тыс. фабрично-заводских рабочих. Еще больше их проживало за пределами Армении. В частности, в Баку в 1903 г. 26,9% местных рабочих были армянами. Среди них, как и по всей России, распространялось влияние марксизма. В 1902 г. в Тбилиси был создан Союз армянских социал-демо­кратов, которые вели работу по всему Закавказью. К 1905 г. ими были созданы в Армении семь организаций Кавказского союза РСДРП. Они приняли участие в развернувшемся в 1905—1907 гг. широком забастовочном движении в Восточ­ной Армении, поддержанном выступлениями крестьян, изго­нявших помещиков и отказывавшихся платить подати. По­пытки властей сбить волну протеста организацией межнацио­нальных столкновений были сорваны во многом благодаря армянским и русским социал-демократам.

Развитие социального и национального освободительного движения Восточной Армении в дальнейшем во многом оп­ределялось событиями накануне и во время Первой мировой войны. Опасаясь широкой, как всегда, поддержки армянами русской армии, османские власти организовали в 1915 г. пре­ступный геноцид в Западной Армении: более 1 ь?лн армян было уничтожено и свыше 600 тыс. человек угнана в пустын­ные районы Сирии и Месопотамии, где многие из них погибли, остальные — образовали многочисленные диаспоры в Сирии, Ливане и Ираке (а впоследствии — также в Египте, Иордании, на Кипре). Свыше 300 тыс. западных армян нашли убежище в России, а еще часть бывших «турецких» армян смогла пере­браться в Европу и Америку. Фактически с тех пор Западная Армения лишилась своего коренного населения. Сам по себе этот трагический факт способствовал еще большей привязан­ности восточных армян к России и их ориентации на нее, не­смотря на вскоре развернувшиеся в ней бурные революцион­ные события.

Национальная трагедия 1915 г. — страшный и незабывае­мый рубеж в истории армянского народа. Пережив ее, народ нашел в себе силы двинуться дальше по пути возрождения национальной государственности и национальной культуры.

<< | >>
Источник: Под ред. А.М. Родригеса. Новая история стран Азии и Африки. XVI—XIX вв. : учебник для студ. высш. учеб. заведений [Е.Ю. Ванина и др.]; в 3 ч. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, — Ч. 2. — 463 с.. 2010

Еще по теме 7. Национальное возрождение Армении:

  1. Болгарское национальное возрождение.
  2. Национальное возрождение южных славян.
  3. Эпоха «Национального возрождения» славянских народов Австрийской империи.
  4. Предпосылки индийского национального возрождения. Рам Мохан Рой
  5. 6. Армения в XVI—XVIII вв.
  6. 3. Восточное Возрождение и Западное Возрождение
  7. СВЯЗЬ ДЕНЕГ С НАЦИОНАЛЬНЫМ ДОХОДОМ № ВАЛОВЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОДУКТОМ
  8. 8. Цели и программы Соединенных Штатов по национальной безопасности. Меморандум Совета национальной безопасности № 68. (Директива «СНБ-68»)
  9. 4. Угрозы национальной безопасности США и меры по их нейтрализации. Доклад Государственного Департамента США Совету Национальной Безопасности. Документ № 69
  10. Высокое и Позднее Возрождение.
  11. ВОЗРОЖДЕНИЕ