Национализм и коммунизм, 1948-1956
славия была исключена из Коминформа (28 июня 1948 г.) совпал с праздником Святого Вита, божественного покровителя Сербии.
Албания стала первой восточноевропейской страной, примкнувшей к Советскому Союзу в крестовом походе против Тито, и ее лояльность к Сталину была щедро вознаграждена — она получила более 600 млн долларов экономической помощи. Некоторые болгарские коммунисты также с удовольствием выступили против своих югославских товарищей, которые помогали ускорить переход всего региона к коммунизму. Гордость болгар была уязвлена той руководящей ролью, которую взяли на себя югославы, к тому же они были раздосадованы готовностью своего руководства отказаться от претензий на Македонию в пользу Тито в его планах создания балканской федерации. После разрыва между Сталиным и Тито инициативу в Болгарии взяли на себя коммунисты, настроенные против Сербии. После того как в декабре 1949 г. был расстрелян ведущий коммунистический лидер Трайчо Костов, широко известный своими связями с Югославией, и вплоть до 1970 г. Болгария в отличие от Албании, занимала твердую просоветскую линию — вплоть до участия болгарских войск в советском вторжении в Чехословакию в 1968 году.Коммунизм после окончания войны не уничтожил и даже не обуздал национализм в Восточной
Европе. Как только коммунистические партии пытались добиться широкой поддержки со стороны
общества, они прибегали к традиционной националистической риторике. Например, не
предпринимались серьезные меры, чтобы защитить права этнических меньшинств на культурное и
языковое своеобразие в пределах многонациональных республик. Даже в Югославии, у которой
был значительный опыт в защите языковых прав венгров, албанцев и цыган, мало что было
сделано для удовлетворения требований хорватов на отдельный статус своего языка*. * Проблема статуса сербского и хорватского языка как отдельных носит скорее политический и психологический, чем лингвистический характер. С одной стороны, далеко не все хорваты настаивали на существовании особого хорватского языка (а не сербохорватского), с другой — некоторые сербские деятели также ставили под сомнение существование единого сербохорватского языка. В то же время в Югославии всегда существовали отличавшиеся одна от другой языковые нормы (например, «белградская» и «загребская») — и притеснений одной в пользу другой не осуществлялось. Как о собственно хорватском можно было бы говорит ь о литературному зыке на основе так называемого кайкавского диалекта (на котором был создан р»к выдающихся литературных произведений раннего нового времени), однако его вытеснение литературным языком на основе общего для большинства сербов и хорватов штокавского диалекта началось еше задолго до образования Югославии. — Примеч. ред.
Еще по теме Национализм и коммунизм, 1948-1956:
- Смерть Сталина и десталинизация Европы, 1953-1956
- Конец разнообразия: Восточная Европа, 1948-1950
- Блокада Берлина, 1948-1949
- Коммунизм
- Консервативный национализм
- Сталинизация, 1948-1953
- Разновидности национализма
- Экспансионистский национализм
- Антиколониальный национализм
- Конец Великого альянса, 1945-1948 гг.
- Либеральный национализм