Начальный этап распространения буддизма в Монголии
Из различных школ и направлений буддизма в Монголии I к середине XVI в. утвердился ламаизм, пришедший туда из - Тибета.
Ламаизм сумел удачно вписаться в монгольскую политическую традицию, особенно после возникновения теории «двух законов»,3 согласно которой без закона религиозного все живые существа попадают после смерти в ад, а без закона светского (ханского) народы и племена, населяющие Землю, и вовсе погибнут. Однако уже с самого начала религиозная власть была подчинена светской, выступавшей для монголов в роли идеологического обоснования власти ханов. Выглядит * не случайным тот факт, что первой буддистской сутрой, переведенной с тибетского языка на монгольский, была «Ал- тан-гэрэлту», содержащая идею верховенства монархической светской власти.
Вначале ламаизм принял правитель Ордоса Хутухай-Сэ- цэн-хунтайджи, затем сумевший убедить в правильности своего решения Алтан-хана. В 1578 г. состоялись переговоры между правителями юга Монголии и верховным ламой Тибета Содном-джамца, в ходе которых были определены основы
отношений между светскими властями и руководством ламаистской церкви. Был создан своеобразный тибето-монгольский союз, противостоявший минскому Китаю. В знак этого Ал тан- хан удостоил религиозного лидера Тибета звания Далай-лама (Океан премудрости), а тот, в свою очередь, провозгласил его великим ханом. После этого ламаизм, при поддержке светских властей Монголии, стал все активнее распростроняться по всей ее территории, причем высшее духовенство наделялось привилегиями светской элиты, в частности, ламы освобождались от уплаты налогов и личных повинностей.
В 1586 г. верховным ламой Тибета стал правнук Алтан- хана. Это был первый и последний случай, когда монгол возглавил ламаистскую церковь в Тибете.
Вскоре о своей приверженности ламаизму объявил правитель Халхи Абатай, во владениях которого появился первый в Монголии дацан (монастырь). В 1642 г. сын одного из светских правителей — Тушету-хана, Ундур, был провозглашен первым главой ламаистской церкви на территории Монголии. Спустя семь лет тибетский Далай-лама посвятил его в высший сан— гэлукпа, объявив хубилганом выдающегося буддистского мыслителя Джебцзун-даранты. Таким образом, его полное имя стало Джебцзун-дамба-хутухта I с титулом богдо-гэ- гэн (гэгэн — блестящий), являвшимся третьим по значимости в ламаизме после Далай-ламы и Панчен-ламы, находившихся в Тибете. Вскоре вся страна была покрыта множеством ламаистских монастырей, которым светская власть выделяла земельные владения и лично зависимых аратов.
С развитием ламаизма стала развиваться монгольская культура И письменность. При монастырях открывались школы, ставшие своеобразными очагами подготовки образованных людей и зачатков интеллигенции.
С другой стороны, ламаистская церковь ежегодно забирала в свои ряды большое количество молодых мужчин, что не могло не сказаться и на уровне экономического развития Монголии.
Еще по теме Начальный этап распространения буддизма в Монголии:
- Начальный этап становления нового инвестиционного механизма
- Прогнозирование — начальный этап планирования
- Начальный этап завоевания Вьетнама Францией
- Начальный этап тайпинского движения (1850-1856)
- 17.2. Начальный этап становления банковской системы в Российской империи
- 5. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ (МАЙ 1925 г. - ИЮНЬ 1926 г.)
- Буддизм
- Буддизм.
- Марксистский социализм в странах буддизма
- Буддизм и держава Маурьев
- 4. КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДДИЗМА, ДАОСИЗМА И КОНФУЦИАНСТВА