<<
>>

1. Махатма Ганди и завершение национально-освободи­тельной борьбы в Индии.

С началом второй мировой войны освободительное движение в Индии не прекратилось, но подъем национальной борьбы осуществлялся уже в совершенно дру­гих условиях. Главным вдохновителем этой борьбы оставался Махатма Ганди, являвшийся в то время основным лидером и морально-политическим знаменем индийского народа в борьбе за независимость.
С началом войны, писал он, наступило вре­мя полного отделения Индии от Англии. Ганди объявил, что наступил решающий этап борьбы. Одновременно он выдвинул лозунг: «Прочь из Индии!». Этот лозунг поддержала основная политическая партия освободительного движения — Индийс­кий Национальный Конгресс (ИНК), и потребовала немедлен­ного предоставления Индии независимости. Приветствуя при­нятие партией решения о бескомпромиссной борьбе за осво­бождение Индии, Ганди произнес свои знаменитые слова: «Дей­ствуй или умри». В этот период М. Ганди не занимал никаких политических постов в партии, но влияние его на политичес­кие процессы и лидеров ИНК было огромным.

Хотя имя Ганди оставалось символом самоотверженности и жертвенности во имя независимости, следует отметить, что его идеи ненасилия и согласия, основанные на традицион­ных представлениях индийского народа, стали испытывать определенный кризис.

Его цели, методы были близки к неко­торым утопическим направлениям, к толстовству. Идеал пол­ного равенства в рамках автономных, самообеспечивающих­ся общин во взглядах М. Ганди составлял основу государ­ственности. Многие лидеры ИНК утратили веру в эффектив­ность ненасилия и дальнейшие его перспективы, сам Ганди постепенно терял контроль над массовым движением. На по­литическую арену стали активно выходить новые нацио­нальные лидеры, такие как Дж. Неру, Ч. Бос и другие, кото­рые уже не абсолютизировали идеи ненасильственной борь­бы. Они предлагали индийскому народу более решительные методы национального освобождения.
К концу войны вся страна была охвачена массовыми движениями протеста, и революционная борьба не всегда шла в русле гандийского ненасилия — «сатьяграхи» и достижения «свараджа» (неза­висимости). В отдельных случаях Ганда поддерживал актив­ную революционную борьбу, с тем чтобы направить ее в нуж­ное русло ненасильственных мер. К тому же Ганди очень рассчитывал на объявление властей Великобритании о пре­доставлении Индии после окончания войны статуса домини­она и создании условий для проведения выборов в законода­тельные органы и подготовки индийской конституции.

Усиление национально-освободительной борьбы стало осо­бенно заметным после окончания второй мировой войны. Это­му способствовала массовая кампания протеста против исполь­зования индийских войск для подавления освободительного движения в Индокитае и Индонезии. Кампанию против коло­ниализма возглавил Индийский национальный конгресс. Ли­деры ИНК требовали прекращения интервенции в Юго-Вос­точной Азии. М- Ганди, являясь сторонником всякого ненаси­лия, выступил с поддержкой требований ИНК. Другим важ­нейшим событием, приведшим к усилению антиимпериалис­тической борьбы, стал суд над Индийской национальной ар­мией (ИНА), которая была сформирована в Бирме в период японской оккупации для борьбы против англичан. В 1945 году английские войска взяли в плен в полном составе индийскую армию численностью в 20 тысяч человек. Она была сформи­рована при поддержке японского командования видным дея­телем индийского освободительного движения Чандрой Бо­сом. Ч. Вое намеревался вступить с ИНА на территорию Ин­дии для свержения британской колониальной власти.

После пленения значительного числа военнослужащих, перед английскими властями встал вопрос: что делать с плен­ными? Оставить безнаказанным факт выступления против Великобритании, по мнению властей, было нельзя, но и предать суду этих людей физически было невозможно. В конечном итоге власти, разделив пленных на три группы, решили предать суду военного трибунала лишь небольшую группу высших офицеров из трех человек, представителей крупнейших религиозных общин страны — мусульманина, индуса и сикха.

Этот факт объединил индийские конфессии на борьбу против англичан.

Вместо чисто военного суда процесс сразу превратился в политическое событие огромной важности. Для индийского народа подсудимые стали живыми героями, бросившими вызов поработителям Индии на поле боя. Даже апостол ненасилия М. Ганди выразил свое восхищение перед этими людьми. Огромную роль в организации кампании протеста против расправы над офицерами ИНА сыграл Индийский национальный конгресс. Руководители ИНК придали этому процессу политическое значение я выступили с инициати­вой создания специального комитета по защите подсуди­мых. В него вошли 17 адвокатов, в том числе Дж. Неру. Неру так определил характер судебного процесса: «Народ будет главным судьей и арбитром в этом деле». Приговор был очень мягким. Офицеры ИНА были признаны виновны­ми, но трибунал не посмел приговорить их к смертной каз­ни. Решением суда они подлежали разжалованию и уволь­нению из армии, лишению прав на получение различных государственных льгот. М. Ганди активно поддержал дея­тельность Дж. Неру и других адвокатов, поскольку видел в этом процессе возможность для объединения народа в борь­бе за национальное освобождение.

Процесс объединил политические силы освободительного движения. ИНК поддержала даже Мусульманская лига, ко­торую разделяли острые противоречия с Конгрессом из-за проблем создания Пакистана. Дело в том, что Мусульманс­кая лига, руководимая Джинной, главным условием осво­бождения выдвигала разделение страны, создание для му­сульман отдельного государства Пакистан. Лига, учитывая господствующее настроение в массах, выступила в защиту обвиняемых. Такой же позиции придерживались и другие общеиндийские партии - Социалистическая партия, Акали Дал, Хинду Махасабха. И только коммунисты, осудившие Ч. Боса в сотрудничестве со странами фашистской «оси», ока­зались в полной изоляции. Хинду Махасабха, которая выст­раивала политическую ориентацию на основе националиста­ческах идей и религиозных традиций индийского народа, не получила влияния из-за ее мягкой позиции но отношению к колониальной администрации.

Во многом это определило даль­нейшую судьбу традиционалистской партии. Этот процесс ука­зал на лидирующее положение ИНК и Мусульманской лиги в национально-освободительном движении Индии.

В конце 1945 года англичане, пытаясь ослабить полити­ческое напряжение в стране, на основании заявления пра­вительства Этли объявили о проведении выборов в цент­ральные и провинциальные законодательные собрания. ИНК и Мусульманская лига шли на выборы с разными лозунга­ми. ИНК шел на выборы с программой предоставления рав­ных прав для всех индийцев, равенства общин, предостав­ления независимости страте. Мусульманская лига главным условием обеспечения независимости Индии выдвинула раз­деление страны и предоставление права для мусульман фор­мировать свое государство Пакистан. Выборы не дали ощу­тимого результата в вопросе о предоставлении Индии неза­висимости. Главный вопрос об отделении страны от Вели­кобритании так и остался открытым.

Волна возмущений против колониального господства была велика и достигла своего апогея в 1946 году. К антиимпери­алистическому движению начинает подключаться армия. В Индии насчитывалось около одного миллиона солдат индий­ского происхождения. Англичан в армии было в два раза меньше, чем солдат-индийцев. Кульминационным пунктом стало восстание моряков военного флота. В феврале 1946 года на корабле «Тальвар» начались волнения. М. Ганди поддер­жал восставших моряков, но пытался удержать их от на­сильственных действий. Вызванные властями войска, состо­ящие из солдат-индийцев, отказались стрелять в восстав­ших. Моряки Калькуты, Мадраса, Карачи, Визагапатама при­соединились к восстанию. В Бомбее восставших поддержали военные летчики, в городе началась всеобщая стачка рабо­чих. На улицах Бомбея вспыхнули баррикадные бои. Улич­ные бои проходили не только в Бомбее, но и в Калькутте, Карачи, Мадрасе. Ганди уже был не в состоянии сдерживать революционный потенциал, накопившийся за долгие годы. Положение для Великобритании оказалось очень серьезным. Колониальные власти вынуждены были обратиться за помо­щью к руководителям национального движения — М. Ган­ди, Джинне, Пателю. ИНК и Мусульманская лига предло­жили восставшим сложить оружие. Ганди выступил в каче­стве одного из посредников в переговорах между восставши­ми и англо-индийскими властями. Восстание моряков пока­зало, что Ганди уже не мог играть роль единственного и бесспорного лидера в национальном движении, оно оконча­тельно уходило из-под контроля «духовного отца нации». В поддержку моряков разворачивались стачечное и забастовоч­ное движение, которые носили наступательный характер и нередко сопровождались вооруженными столкновениями с полицией и войсками. Бастовали железнодорожники, шах­теры, плантационные кули. Нередко к политическим забас­товкам и массовым протестам примыкали представители мел­кой буржуазии, служащих, студентов. Наиболее крупные выступления такого рода были в Бомбее и Калькутте.

Восстание в армии и активные выступления индийско­го народа против колониализма вынудили премьер-мини­стра Этли выступить с декларацией о готовности Англии предоставить Индии права доминиона и создать комиссию по предоставлению Индии независимости. В мае 1946 года был подготовлен проект конституционных реформ, по ко­торому Индия становилась единым доминионом с сильно ограниченными полномочиями. В июне того же года были проведены выборы в законодательные органы. Конгресс получил 70% мандатов, и 30% — Мусульманская лига. В августе Дж. Неру было предложено создать временное пра­вительство, в состав которого вошли представители сик­хов, христиан и парсов. М. Ганди не разделял многих взглядов Дж. Неру, но приветствовал его самоотвержен­ный энтузиазм. Именно Ганди рекомендовал избрать его на пост председателя Конгресса, что позволило в дальней­шем Дж. Неру стать главой государства. Мусульманская лига отказалась войти в состав правительства, заявив, что оно не отражает интересы мусульман и поэтому она про­должит борьбу за создание Пакистана. Провозглашение Мусульманской лигой «прямой борьбы» за Пакистан ос­ложнило индо-мусульманские отношения, которые выли­лись в открытые погромы. Провозглашение дня 16 авгус­та днем борьбы за создание мусульманского государства Пакистан, положило начало кровавым столкновениям меж­ду индусами и мусульманами. В Калькутте было убито три тысячи человек, ранено десять тысяч. Волнения перебро­сились в восточную Бенгалию, затем в Бихар. Особенно сильный размах столкновения между индусами и мусуль­манами приняли в Бомбее и Пенджабе в начале 1947 года

20 февраля 1947 года премьер-министр Англии Этли выс­тупил с новой декларацией об Индии, содержавшей планы пе­редачи власти в «индийские руки». Великобритания предло­жила план разделения Индии, получивший название «план Маунтбеттена», в соответствии с которым в Индии образовы­вались два доминиона — Индийский союз и Пакистан. Княже­ствам предоставлялось право решать, в какой из доминионов они вступают. 563 княжества получили право выбора войти в состав первого или второго образований. Лидеры Индийского национального конгресса, несмотря на несогласие Ганди, при­няли предложения Великобритании о разделе Индии. Раздел оставил глубокий след в сознании индийцев. После того как 3 июня 1947 года вице-король Индии Л. Маунтбеттен провозг­ласил план раздела Британской Индии и создания двух незави­симых государств — Индии и Пакистана, началась волна ново­го насилия на религиозной почве. Появились беженцы. По дорогам Индии в противоположных направлениях шли беско­нечные колонны людей, изгнанных со своих мест. Только в Пенджабе число жертв погромов достигло полумиллиона чело­век. По официальным данным, 700 тысяч человек погибли во время этого вынужденного переселения. Пытаясь быстрее за­вершить расчленение страны, в июне 1947 года власти Вели­кобритании приняли «Закон об Индии», который служил ос­нованием передела Британского владения на два государства.

Последние годы жизни Махатма Ганди отдал борьбе за единство страны и предотвращение ее раскола. Он был од­ним из немногих руководителей освободительного движе­ния, которые пытались противостоять курсу на расчлене­ние Индии по религиозному признаку. Раздел страны для М. Ганди означал полное крушение его идеи индусско-му-сульманского единства. Он долго противился разделу стра­ны, но политический реализм взял верх над его мировоз­зренческой позицией в вопросе о единстве Индии. На сессии Всеиндийского комитета Конгресса он присоединился к боль­шинству, проголосовавшему за план Маунтбеттена о пере­даче власти двум независимым государствам. Но воспринял это М. Ганди как свою личную трагедию.

15 августа 1947 года была провозглашена независимость Индии, она получила статус доминиона в рамках Британского содружества наций. Грандиозное развитие национально-осво­бодительного движения кончилось созданием независимого ин­дийского государства. Завершился один из важных периодов истории индийского народа, добывший независимость в тяже­лой многолетней борьбе. Начался период становления индий­ской государственности, формирования ее основных структур. Первое правительство Индии при прямой поддержке М. Ганди возглавил Джавахарлал Неру. Формирование государственно­сти проходило в условиях непрекращающейся индусско-му-сульманской розни. Кровавые погромы сразу же наложили свою печать на все последующие отношения между Индией и Пакистаном. В княжествах Джамму и Кашмир шла ожесто­ченная борьба между различными партиями за присоединение либо к Индии, либо к Пакистану. Пакистан захватил часть территории княжества, и это служило источником дальней­ших столкновений между двумя государствами.

М. Ганди делал все от него зависящее, чтобы прекратить и предотвратить общинно-религиозные столкновения. В день объявления независимости Индии он находился в городе Каль­кутта, не раз бывшим свидетелем индусско-мусульманских погромов. С целью добиться общинного мира в городе, М. Ган­ди объявил пятнадцатую в своей жизни голодовку и прекра­тил ее тогда, когда представители всех проживающих в го­роде религиозных общин поклялись у постели ослабевшего от голода Ганди не допускать в Бенгалии религиозных вол­нений. Он вновь обратился к голодовке в Дели, для того чтобы прекратить столкновения между политическими парти­ями и общинами по всей стране. М. Ганди призывал народы к тому, чтобы независимая Индия освободилась от порожда­ющей насилие нетерпимости друг к другу представителей раз­личных общин и этнических групп. Но его власть над ин­дийцами была не беспредельна. Религиозно-этнические стол­кновения продолжались. Возможно, отчаяние заставило Ганди одному отправиться пешком по стране, посещая сотни дере­вень, обращаясь к миллионам сограждан, призывая их к миру, благоразумию и взаимной терпимости.

Он требовал создания нормальных условий для мусульман в Индии. Это устраивало не всех. Экстремистские шовинисти­ческие организации обвиняли М. Ганди в предательстве инте­ресов индусов и переходе на сторону мусульман. Но глубин­ный смысл идей Ганди стал доходить до сознания людей толь­ко на рубеже XXI века. На него было совершено покушение религиозными фанатиками-индуистами. 30 января 1948 года во время начала вечерней молитвы он был убит тремя выст­релами бывшим членом партии Хинду Махасабха. Хотя пра­вительство Индии не смогло доказать прямого участия этой партии в убийстве М. Ганди, ее деятельность была ограниче­на, политическое влияние после этого падает, и в 60-е годы она вовсе прекращает свое существование.

Известие о смерти Махатмы Ганди мгновенно облетело весь мир. Он был простым гражданином страны, лишенным богатств, всякой собственности, титулов, официальных по­стов и академических званий. В Индии еще при жизни М. Ган­ди называли «отцом нации», который воплотил «древний дух» Индии, который строил всю свою политическую дея­тельность на основе вековых традиций индийского парода, ставя их в основу всей жизни индусов. Учение М. Ганди составило неотъемлемую часть политической культуры со­временной Индии. На традиции ненасилия в современном мире ссылались во многих внешнеполитических соглашени­ях. Уже после завоевания Индией независимости и приня­тия конституции сформулированные Ганди лозунги всеоб­щего благоденствия (сарводайя) и ненасилия легли в основу политики семейства «красной розы», осуществлявшего по­литическую власть с начала независимости и до 1992 года. На всем протяжении своего политического господства руко­водители партии ИНК постоянно популяризировали идею о том, что именно ИНК является главным наследником уче­ния Ганди о ненасилии. Своей жизнью М. Ганди пытался доказать, что доктрина ненасилия рождена не слабостью, а силой, не трусостью перед колонизаторами, а мужеством и самоотверженностью борцов за независимость. Идея личной ответственности перед самим собой и другими, личной от­ветственности за происходящее в стране была основой в политической борьбе выдающегося индийского патриота.

Правительство Дж. Неру, приняв политическую власть, сразу же столкнулось с важнейшими проблемами, требовав­шими незамедлительного разрешения. Важнейшим событи­ем в политической жизни конца 40-х годов стало обсужде­ние конституции Индии, в которой участвовали все полити­ческие партии и группы. Среди главных вопросов, который подвергался острым дебатам со стороны политических партий, был вопрос о собственности. В конечном итоге в конститу­цию был внесен пункт, запрещающий национализацию «без справедливой компенсации*. Иностранцам, в создаваемых акционерных кампаниях, могло принадлежать меньше по­ловины акций.

Важной проблемой в то время было участие Индии в Британском содружестве наций. Хотя в стране разверну­лось движение за выход из «содружества», руководство Индийского национального конгресса решило остаться в его составе. Но было принято важное решение о провозг­лашении Индии независимой суверенной республикой. В ноябре 1949 года Учредительное собрание утвердило кон­ституцию независимого государства. Конституция Респуб­лики Индии вступила в силу 26 января 1950 года, ставше­го Днем республики, которая окончательно закрепила ре­зультаты освободительной борьбы индийского народа. В этот день была провозглашена Индийская Республика.

Согласно конституции, Индия представляла собой феде­ративное государство, являющееся союзом штатов. Индийс­кая конституция учитывала традиции общности индийского народа. В первой статье конституции утверждается, что «Ин­дия, или, что то же — Бхарат, учреждается как Союз Шта­тов». Общим языком Индийского союза провозглашался хин­ди, однако для всех официальных целей должен был сохра­няться английский язык. Несколько позже парламент Ин­дии принял закон о реорганизации штатов по лингвистичес­кому принципу. Новое административное устройство решало проблему не только национальных языков, но и самой пра­вовой формы государственности наций. Индийская консти­туция гарантировала право частной собственности (ст. 31).

Конституция вводила всеобщее избирательное право. Первые выборы, проходившие на основе новой конституции в конце 1951-1952 гг., показали абсолютное господство в политической жизни ИНК. Одновременно проходили выбо­ры в законодательные собрания штатов. Индийский нацио­нальный Конгресс получил 74% мест в парламенте и около 66% мест в законодательных собраниях штатов. Конгресс стал монопольным политическим представителем индийс­кого народа. Во власти у него практически не было конку­рентов. Коммунистическая партия, представлявшая левое движение Индии, получила 6,7% голосов. Правым партиям удалось добиться в парламенте 10 мест. Индийский Нацио­нальный Конгресс сформировал правительство во главе с Джавахарлалом Неру. Начался новый исторический этап развития современной Индии.

<< | >>
Источник: В. И. Бузов, под ред. А. А. Его­рова. Новейшая история стран Азии и Африки (1945­ - 2004): учеб. пособие— Ростов н/Д : Феникс, — 574 с. — (Высшее образование).. 2005

Еще по теме 1. Махатма Ганди и завершение национально-освободи­тельной борьбы в Индии.:

  1. Национально-освободительная борьба в Индии.
  2. Национальный конгресс и борьба за независимость Индии.
  3. Национальный конгресс и борьба за независимость Индии
  4. 3. Реформы и политическая борьба в Индии после Неру
  5. 15. Формирование идеологии национального обновления Индии. Индийский нацональный конгресс и Мусульманская лига
  6. Борьба за единый национальный фронт
  7. Иран в борьбе за национальную независимость
  8. Борьба польского народа за национальное освобождение в XIX в.
  9. Экономический цикл как следствие борьбы за распределение национального дохода
  10. Национально-освободительная борьба русского народа против захватчиков. Первое и Второе ополчения.
  11. СВЯЗЬ ДЕНЕГ С НАЦИОНАЛЬНЫМ ДОХОДОМ № ВАЛОВЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОДУКТОМ
  12. 4. Типы (формы) уголовного процесса. Отличи- тельные черты обвинительного, состязатель- ного и смешанного процесса
  13. 30. Дознание. Виды дознания. Деятельность орга- нов дознания по делам, по которым предвари- тельное следствие обязательно. Срок дозна- ния
  14. 8. Цели и программы Соединенных Штатов по национальной безопасности. Меморандум Совета национальной безопасности № 68. (Директива «СНБ-68»)
  15. Виды аудита и сопутствующих аудиту услуг. Обяза­тельный аудит
  16. 4. Угрозы национальной безопасности США и меры по их нейтрализации. Доклад Государственного Департамента США Совету Национальной Безопасности. Документ № 69
  17. 3.6. Завершение работы с курсом
  18. ХП.З Завершение интервью
  19. Завершение торговой сделки
  20. 30 ЗАВЕРШЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА